Расстройство аутистического спектра (РАС) – достаточно распространенная и сложная проблема здравоохранения. Американская академия педиатрии рекомендует проверять всех детей на аутизм. В некоторых случаях симптомы аутизма не являются тяжелыми, но некоторые пациенты не могут вести стандартный образ жизни.
Слово «спектр» используется потому, что существует большое разнообразие симптомов и их тяжести. Это расстройство нервного развития, которое влияет на поведение и коммуникативные способности пациента. Хотя признаки могут проявиться в любом возрасте, обычно они появляются в течение первого года жизни. Это пожизненное заболевание, которое можно облегчить, но не вылечить.
Аутизм: история и справочная информация
Заболевание известно под своим названием уже более века. Но некоторые примеры аутистического поведения появились в литературе задолго до того, как ученые дали ему название. Например, в «Застольной беседе Мартина Лютера» описывается 12-летний мальчик с явными симптомами аутизма. Есть и другие примеры конкретных связей между аутизмом и английской литературой.
Термин «аутизм» придумал швейцарский психиатр Юджин Блейлер в 1911 году. Американский психиатр австрийского происхождения Лео Каннер использовал этот термин в своем медицинском заключении. Это использование восходит к 1943 году, когда Каннер описал 11 детей с особыми особенностями поведения.
Дональд Триплетт был первым пациентом с официальным диагнозом «аутизм». Впервые его обследовал Каннер в 1938 году. После многих лет исследований и обследований Каннер опубликовал свою диссертацию по аутизму в 1973 году. В статье были описаны различные случаи, в том числе те 11 детей с общей необычной моделью поведения. Среди других симптомов у детей проявлялась необщительность. Они предпочитали оставаться в одиночестве, изолированные от толпы.
За последние десятилетия было разработано множество тем исследований по аутизму. Ученые попытались определить причины и последствия расстройства и возможные пути борьбы с ним. Сначала специалисты не могли отличить аутизм от детской шизофрении. Контрольный список для диагностики аутизма появился в 1987 году.
Общий термин «расстройства аутистического спектра» заменил некоторые другие названия в 2013 году. Это обновление классификации помогло достичь консенсуса среди ученых, психиатров, врачей и других специалистов по всему миру.
До 1970–1980 годов практически не было доказательств того, что аутизм является генетическим заболеванием. Сегодня ученые утверждают, что аутизм является одним из наиболее наследственных психических заболеваний. Взрослым с этим расстройством необходимо уделять особое внимание планированию детей, поскольку существует высокий риск того, что у их детей тоже будут симптомы аутизма.
Развитие интернет-коммуникаций сыграло значительную роль в помощи аутистам. Это позволяет им обходить невербальные сигналы, которые люди обычно используют в личной жизни. Более того, существует множество онлайн-сообществ для людей с РАС. Участники могут поддерживать друг друга, делиться идеями, советами и т. д.
Распространенность аутизма
По оценкам ученых, каждый 110-й американец страдает расстройством аутистического спектра. Это означает, что 2,8 миллиона американцев официально имеют диагноз РАС, и у многих других может быть очень «легкая» форма расстройства.
Число зарегистрированных случаев РАС значительно возросло за последние 20-30 лет. Некоторыми факторами, объясняющими этот факт, являются усовершенствованные методы диагностики, повышение доступности услуг, осведомленность общественности, экологические проблемы и т. д. Это глобальная тенденция. По состоянию на 2015 год аутизмом страдают почти 25 миллионов человек на нашей планете.
Диагностика расстройств аутистического спектра
РАС относится к трем распространённым расстройствам, а именно: первазивному расстройству развития, аутистическому расстройству и синдрому Аспергера. Все они имеют несколько разные симптомы неодинаковой степени тяжести. Аутизм является наиболее серьезным из трех, тогда как последний (также называемый «функциональным аутизмом») является наименее тяжелым.
Врачи диагностируют расстройство, наблюдая за поведением и развитием человека. РАС обычно можно достоверно диагностировать у маленьких детей. Первые диагностические тесты обычно проводятся до того, как ребенок достигнет возраста одного года. Лица, осуществляющие уход, должны как можно скорее запросить обследование, чтобы вовремя начать адекватное лечение.
Диагностика маленьких детей часто представляет собой двухэтапный процесс.
-
Общий скрининг развития
-
Дальнейшее обследование, особенно если ребенок находится в серьезной группе риска.
В уязвимую группу входят дети, которые:
-
есть члены семьи с некоторыми формами РАС
-
рождаются у пожилых родителей
-
рождаются с недостаточным весом
-
есть некоторые генетические заболевания
Роль лиц, осуществляющих уход, в процессе обследования маленьких детей имеет жизненно важное значение. Врачи обычно спрашивают родителей о поведении их ребенка и связывают ответы с симптомами РАС.
Дети с некоторыми отклонениями в развитии в процессе скрининга проходят второй этап обследования. Он может включать в себя:
-
Расширенное педиатрическое обследование врачами, специализирующимися на поведенческих расстройствах
-
Занятия детского психолога
-
Осмотр нейропсихолога
-
Участие логопеда
Эта оценка дает оценку когнитивного уровня, языковых навыков, соответствующих возрасту навыков, необходимых для повседневной деятельности (еда, одежда и т. д.)
Поскольку РАС является сложным расстройством, которое может сочетаться с другими заболеваниями, общая оценка может включать:
-
Анализы крови
-
Проверка слуха
-
Другие сопутствующие тесты
Результаты всех обследований помогают сформулировать рекомендации по диагностике и лечению.
Аутизм: семейные проблемы
РАС влияет практически на каждого человека, близко общающегося с пациентом. Семье ребенка с РАС необходимо адаптироваться к новой реальности и действовать согласно разумным рекомендациям. Для большинства родителей воспитание ребенка с аутизмом может оказаться непростой задачей. Для самих детей простое повседневное взаимодействие может быть проблематичным. Таким образом, семьи аутичных людей испытывают значительные стрессовые воздействия. Рассмотрим их подробнее.
Коммуникативные и социальные недостатки являются частыми симптомами РАС. Аутисту может быть сложно построить дружеские отношения как с незнакомцами, так и с членами своей семьи. Более того, у детей с аутизмом иногда наблюдаются такие поведенческие проблемы, как истерия, членовредительство и общая агрессия. С этими симптомами может быть сложно справиться.
С другой стороны, большинство детей с аутизмом предпочитают хорошо структурированный образ жизни. Они любят стабильность и расстраиваются от любых неожиданностей. Развитие распорядка дня является жизненно важным компонентом комфортной жизни для ребенка, страдающего аутизмом.
Такой «стандартизированный» образ жизни действительно может противоречить интересам других членов семьи. Это также может ограничивать некоторые виды деятельности, типичные для других семей. Например, семьи с детьми-аутистами редко участвуют в спонтанных или нестандартных мероприятиях. Различные фестивали, активные праздники, незапланированные прогулки и поездки немыслимы для многих пациентов с РАС.
Между тем, ребенок с РАС может иметь стандартную «нормальную» внешность. Сообщается, что большинство детей-аутистов выглядят привлекательно. Следовательно, те, кто не знает о расстройстве, часто пытаются установить контакт с ребенком. Это приводит к неожиданному стрессу и тревоге у детей и неприятной неловкости у наблюдателя.
Подводя итог описанным проблемам, семьи с детьми-аутистами могут оказаться в некоторой степени изолированными от общества. Они должны вести «особый» образ жизни, адаптированный к потребностям пациента с РАС.
Аутизм и отношения между родителями и детьми. Как уменьшить стресс?
Как только у ребенка диагностирован РАС, его родители должны начать самообразование по этой теме. Крайне важно обеспечить снижение стресса и улучшение качества жизни для всех членов семьи. Адекватное лечение должно начаться как можно скорее. Ранние меры против РАС очень важны, потому что правильный уход может уменьшить дальнейшие трудности.
Родители должны помочь своим детям освоить новые навыки определенным образом. Игровая форма взаимодействия целесообразна для всех детей. Это может быть еще более важно для детей с аутизмом. Однако в общении с аутичными детьми эта «игривость» должна быть иной. Детям с аутизмом необходимо больше социального дистанцирования, спокойная манера речи и т. д.
Родители должны знать об особенностях восприятия своих детей. Детям с РАС требуется еще больше терпения и понимания, чем другим. Более того, так называемый эмоциональный интеллект – это то, с чем у большинства пациентов с аутизмом возникают трудности.
В большинстве случаев маленькие дети пока не способны сознательно изменить свое поведение. Одна из задач родителей – научить их это делать. Требуется много объяснений, специальных игр, развивающих занятий и так далее.
К счастью, в век технического прогресса существуют различные технологии, помогающие родителям в этом. Например, некоторые гаджеты и умные игрушки разработаны специально для нужд детей, страдающих аутизмом. Некоторые компании выпускают приложения, которые помогают детям с аутизмом осваивать новые факты и даже навыки. В Интернете доступно множество интерактивных игр, видеороликов и подкастов.
Благодаря онлайн-сообществам родители детей с РАС по всему миру могут делиться своим передовым опытом. Если возникает сопутствующий вопрос, всегда есть возможность обратиться за онлайн-консультацией к другим родителям.
Широкий спектр симптомов РАС означает, что не существует единой лучшей стратегии снижения стресса в семьях. Тесное сотрудничество с медицинскими работниками помогает разработать соответствующий план.
Социальная поддержка родителей детей с аутизмом
Семьи с детьми-аутистами должны найти баланс между социальным взаимодействием и разумной изоляцией. Это поможет им избежать стойкой нервозности, низкой самооценки, повторяющихся конфликтов и депрессии.
Социальная поддержка имеет первостепенное значение для семей, имеющих дело с РАС. Им всегда приходится бороться с такими проблемами, как раздражительность, агрессия, проблемы с вниманием, тревожность и многое другое. Таким образом, адекватная поддержка со стороны сообществ приветствуется. Существует множество форм социальной поддержки, в том числе:
-
Группы, групповые дискуссии для родителей, где они могут обменяться опытом решения проблем.
-
Психологическая помощь (часто предоставляется бесплатно) как родителям, так и детям, страдающим аутизмом.
-
Специальные предложения, скидки на товары или мероприятия, которые могут помочь пациентам с РАС.
-
Мероприятия, повышающие осведомленность общественности о проблеме и объясняющие, как взаимодействовать с детьми с диагнозом РАС.
-
Онлайн-платформы для общения и сотрудничества тех, кого затрагивает проблема РАС
-
Возможности трудоустройства для родителей детей с аутизмом, которые предлагают гибкий график работы и возможность работать удаленно.
-
Статьи, плакаты, другие средства массовой информации для повышения осведомленности общественности о проблеме и поощрения поддержки и понимания и т. д.
Социальные и культурные аспекты аутизма в разных случаях сильно различаются. Некоторые люди ищут большего понимания и поддержки в обществе. Другие не хотят выделяться и считают, что аутизм — это не более чем слегка измененный образ жизни.
В любом случае те, кто участвует в общении с семьями, имеющими детей с РАС, должны практиковать эмпатию и сострадание. В случае необходимости они могут проявить свои чувства и активно поддержать. В противном случае обычно уместно относиться к собеседникам как к равным, у которых нет особых различий. В общем, каждая ситуация уникальна и требует тщательного рассмотрения.
Заключение
Расстройством аутистического спектра страдают миллионы людей во всем мире. Существует широкий спектр симптомов, которые различаются по степени тяжести. Врачи диагностируют расстройство, наблюдая за моделями поведения и общения, а также за особенностями развития. В большинстве случаев РАС диагностируется у маленьких детей, обычно младше года. РАС подразумевает различные трудности для тех, кто тесно общается с пациентом. Разработка индивидуальных стратегий, распорядка дня и занятий необходима для комфортной жизни детей с аутизмом и их семей. Существует множество тем исследований аутизма. Исследования случаев аутизма показывают, что социальная поддержка может быть полезна для пациентов с РАС и их родственников.
Часто задаваемые вопросы по обзору литературы по аутизму
Что такое расстройство аутистического спектра?
РАС представляет собой комплекс трех довольно схожих нарушений поведения и развития. Это первазивное расстройство развития, аутистическое расстройство и синдром Аспергера. В некоторых случаях проявления аутистического расстройства не являются серьезными. Тем не менее, некоторые пациенты не могут вести стандартный образ жизни. Слово «спектр» намекает на разнообразие возможных симптомов, которые наблюдаются у пациентов.
Что представляет собой обзор литературы по аутизму?
Систематический обзор литературы по расстройствам аутистического спектра фокусируется на:
-
Определение РАС, возможно, описание симптомов
-
История РАС и его диагноз; исходная информация
-
Распространенность аутизма в разных странах и мире
-
Социальные и семейные проблемы, связанные с расстройством
-
Способы снижения стресса для людей, страдающих РАС
Как аутизм влияет на семью?
Если в семье у ребенка диагностирован аутизм, возникает множество проблем. Пациенты с РАС, как правило, необщительны, тревожны, легко раздражаются, невнимательны, а иногда и агрессивны. Родителям и другим членам семьи необходимо адаптироваться к особенностям восприятия ребенка. Семьи должны иметь возможность обеспечить адекватный уход, понимание и помощь аутистическому ребенку.
Когда можно диагностировать аутизм?
Аутистическое расстройство обычно диагностируется в очень молодом возрасте. Иногда подросткам и взрослым ставят диагноз аутизм. Некоторые аномалии развития обычно заметны в первые месяцы жизни. Воспитатели должны как можно раньше позаботиться о том, чтобы их дети прошли соответствующее обследование. Ранняя диагностика дает шанс уменьшить симптомы на всю жизнь.
В чем разница между аутизмом и синдромом Дауна?
Хотя оба заболевания являются пожизненными нарушениями развития, они имеют существенные различия в:
-
Причины
-
Симптомы
-
Проявления
-
Лекарства
-
Лечение
Даже взрослые пациенты с синдромом Дауна обычно демонстрируют когнитивное восприятие, эквивалентное восприятию восьмилетнего ребенка. Это состояние часто подразумевает задержку роста и снижение мышечного тонуса. Аутизм влияет на то, как пациенты смотрят на мир и взаимодействуют с другими.
Рекомендации
Расстройства аутистического спектра (РАС): Библиотека Университета Иллинойса
Расстройство аутистического спектра: Здоровье Калифорнийского университета в Дэвисе
Как вы можете поддержать своего подростка с расстройством аутистического спектра, если он находится в депрессии? Гарвардская медицинская школа
Центр расстройств аутистического спектра: Государственный университет Болла
Расстройство аутистического спектра: Детская больница Филадельфии
Об аутизме: Национальный институт исследования генома человека
Расстройство аутистического спектра (аутизм): канал BetterHealth
Расстройство аутистического спектра: NIH