Описывая развитие и распад цивилизаций, всегда можно затронуть вопрос о том, что делает человека. В поисках ответа на знаменитый вопрос «Ты человек или мышь?» вопрос, люди пытаются найти разницу между человечеством и человечеством. С помощью двух главных цивилизаций, варваров и безымянной империи, Кутзи предполагает, что не только так называемое величие делает людей цивилизованными и порядочными.

Варвары и Империя: где начинается человечество

Из-за разительного контраста между варварами и гражданами Империи становится очевидным, что пленники собственных предрассудков, жители великого государства могут оказаться даже менее достойными, чем толпа людей, которых называют варварами.

Таким образом, можно предположить, что Империя и варвары противостоят друг другу не только в политических вопросах и специфике своей культуры, но и в своих моральных принципах. Удивительно, но оказывается, что так называемые «Варвары» заслуживают даже большего уважения, чем цивилизованные жители Империи!

Изображая ужас колонизации, Кутзи дает понять, что оценивая уровень культуры, можно в значительной степени ошибаться. Из-за значимости этого понятия его можно применить к различному образу жизни. Более того, это может доказать, что быть цивилизованным не обязательно означает быть гуманным.

Такое изобретение, как колониализм, которое на самом деле принадлежит цивилизованным людям, никогда не может сравниться ни с какой жестокостью варваров. «В ожидании варваров речь идет о языке и телесной боли», — утверждает Экстайн (70), улавливая суть истории. Пронизанный чувством отчаяния и печали, «В ожидании варваров» — это гораздо больше, чем просто история двух народов — это трагический корабельный журнал колониализма.

С самого начала очевидно, что «варвары» — это народ Южной Африки, лишенный своего достоинства, права жить полноценной жизнью и принадлежащий стране, где они родились и где сейчас ими пренебрегают и презирают. Хотя у них есть своя культура, они чужие, поэтому их культуру стоит ненавидеть, и ими нужно пренебрегать – таков был ход мыслей среднего белого человека во времена апартеида.

Решение проблем цивилизованного мира, варвары — это люди, которые возлагают вину за все несчастья «цивилизованных» людей. Воспользовавшись ими, Империя почувствует себя сильнее и увереннее. Своеобразное развлечение для жаждущей новых впечатлений цивилизации, это может быть еще одна забава:

Почему так быстро пустеют улицы и площади,

все идут домой такие задумавшиеся?

Потому что наступила ночь, а варвары не пришли.

И кто-то, кто только что вернулся с границы, говорит:

варваров больше нет. (Кавафи 19)

Именно это заставляет город ждать прибытия варваров, и они будут ждать до тех пор, пока им понадобится именно такое решение. Без этих жертв некому будет платить за ошибки «цивилизации», которые слишком хорошо знают граждане Империи. Еще один алтарь тщеславия Империи: варвары необходимы для жизни ее жителей.

Вдыхая воздух Империи: сеттинг

Несмотря на то, что Кутзи создал специфический мир, почти параллельный реальности, изображая никогда не существовавшие город и цивилизацию, очевидно, что автор имел в виду историю Южной Африки в колониальную эпоху. Отдавая дань уважения людям, пережившим печальные времена иностранного вторжения, эта книга переносит читателя в путешествие во времени, во времена, когда Южная Африка тонула в крови тех, кто сопротивлялся слепой ярости колонизаторов.

Действие романа «В ожидании варваров», написанного южноафриканским писателем Дж. М. Кутзи во время южноафриканского периода апартеида, происходит не в Южной Африке, а скорее в общих чертах передает события, происходящие в годы заката (неназванной и неустановленной) «Империи». Сцена этого упадка поочередно отмечена крайними проявлениями насилия и апатии, поскольку Империя борется за то, чтобы держать «варваров» на расстоянии. (Блум 213)

Таким образом, вне всякого разумного сомнения, что Империя олицетворяет собой колонизаторов, пришедших поработить народы Южной Африки, считая их нецивилизованными дикарями. Несмотря на – а может быть, и благодаря – перенесению обстановки в то место, которого нет ни на одной карте, читатели прекрасно понимают, о каких странах говорит автор.

Создавая видение места, полностью изолированного от остального мира, Кутзи волен изображать все жестокости колонизаторов. Кутзи не был бы и вполовину таким убедительным, если бы он просто описал жестокость колонизаторов в документальном романе. Позволяя читателям размышлять самостоятельно, Кутзи делает роман еще более впечатляющим.

Что стоит за сюжетом: формирование образов главных героев

Главный герой романа Магистрат – пожалуй, один из примеров порядочных людей среди населения «Империи». Кутзи выбрал его главным героем и рассказчиком истории главным образом из-за его необычного взгляда на ситуацию. Без этого персонажа история потеряла бы неподдельную искренность и атмосферу надежды в центре отчаяния.

Он незаметно развивает свое собственное понимание «варваров» посредством частных раскопок их древних жилищ, и хотя ему не удается расшифровать письмена, которые он жаждет, он приходит к пониманию, что это тихие люди — рыбаки, кочевники и обитатели палаток. – вдали от кровожадных варваров, описываемых официальными историями и связанными с ними слухами. (Блум 214)

Нежный и сочувствующий варварам Магистрат совершает еще более тяжкое преступление в глазах жителей Империи – он влюбляется в варварку! С его либеральными представлениями о том, что делает человека и кто достоин любви и признания, он кажется глазами и сердцем Империи, но последняя предпочитает следовать тому, что говорит ее разум. Кажется, закат Империи начался с заката в их душах и сердцах.

На другом уровне находится полковник Джолл, жестокий и беспощадный охотник. Несмотря на все его жестокие действия, его можно в некоторой степени оправдать; будучи не чем иным, как мышкой на человеческой коже, он руководствуется своими инстинктами и служит в романе прекрасным образцом настоящего дикаря.

В отличие от варваров, проявляющих искренние чувства любви, доверия и сочувствия, он — оружие для борьбы, человек без души и чувств за бесстрашным лицом. Пустая оболочка, он никогда не сможет понять абсурдность своих действий – он создан убивать и отдавать приказы.

Полковник Джолль и его солдаты путем нанесения ожогов, порезов и избиений (молотком, домашним строительным инструментом), деградации и постоянного вопроса переворачивают практику медицины и права, разрушая мир, цивилизацию, из его пленников. (Экштейн 80)

Представляя лицо Империи, эти два персонажа олицетворяют ее добродетели (магистрат) и пороки (полковник Джолл). Подобно монете с аверсом и реверсом, Империя имела все положительные и отрицательные черты, сосредоточенные в этих двух символах. Магистрат и полковник по-прежнему разделяют Империю на две отдельные части, образующие океан насилия с несколькими каплями милосердия в нем.

Разрушение фундамента Империи

Похоже, что варвары были для Империи лишь предлогом, чтобы воспользоваться преимуществами своих менее опытных в боевых искусствах соседей. Из-за необходимости завоевывать все больше территорий и подчинить Империи больше людей, чтобы показать свою мощь и силу, полковник Джолл, олицетворяющий жестокую мощь Империи, решает завоевать мирный народ.

Однако граждане Империи никогда не думали о пустоте, которая пришла с победой. Попирая чужую культуру и используя варваров в своих целях, граждане Империи пожрали частичку собственной души, оставив внутри дыру:

(Насколько серьёзными стали лица людей.)

Почему улицы и площади так быстро пустеют,

все идут домой такие потерянные?

Потому что наступила ночь, а варвары не пришли.

И некоторые, кто только что вернулся с границы, говорят:

варваров больше нет. (Кавафи 19)

Заключение

Создавая роман о судьбе варваров и неведомой, оторванной от остального мира империи, Кутзи сумел заставить читателей увидеть ужас южноафриканской колонизации. Из-за чувства отчаяния, которым пронизан весь роман, повесть производит впечатление чего-то чрезвычайно, пугающе реального. С помощью специфического сюжета и значимых персонажей Кутзи изобразил страх и беды южноафриканцев во времена апартеида.

Очевидно, что эта история — обоюдосторонний меч, загадка, которую предстоит разгадать читателям. Однако, помимо истории, которая скрыта между строк романа, большое значение имеют и нравственные ценности, о которых говорит автор.

Поднимая вопрос о загнивании морали цивилизации в период ее заката, Кутзи подразумевает падение империи, которая расколола людей на «цивилизованных» и «варваров». С помощью своего романа Кутзи открыто говорил о бесчеловечности расовой дискриминации и об опасности расовых предрассудков. Невероятный шедевр, ожидавший, когда варвары утвердили идеи равенства, в которых так нуждалась Африка.

Цитируемые работы

Блум, Гарольд. Исследование и колонизация. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Infobase Publishing, 2010. Печать.

Кавафи, Константин и Эдмунд Кили. Сборник стихов. Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета, 1992. Печать.

Экстайн, Барбара. Язык художественной литературы в мире боли: чтение политики как парадокса. Филадельфия, Пенсильвания: Издательство Пенсильванского университета, 1990. Печать.