В своей книге «Ночь» Эли Визель исследует множество тем. Один из них – попытки человека примирить свои переживания с верой в Бога. Элиезер, главный герой этого произведения, находится на грани потери веры в Бога как доброжелательное существо. И все же ему удается сохранить эту веру, хотя она и существенно трансформировалась. Это эссе будет посвящено опыту Элиэзера и изменениям в его мировоззрении.
Вначале Элиэзера можно рассматривать как очень религиозного человека. Он изучает Талмуд и Каббалу, хотя его отец не одобряет эту религиозность. Когда его спрашивают, почему он молится, он не может до конца понять этот вопрос, поскольку, по его мнению, Бог пронизывает все стороны человеческой жизни. Вот как он ответил на этот вопрос: «Почему я молился? Странный вопрос. Почему я жил? Почему я дышал?» (Визель, 2).
Для него вера в Бога является неотъемлемой характеристикой человека. Однако мировоззрение начинает меняться. Заключение евреев в гетто и последующая резня несовместимы с его верой в доброжелательного Бога. Когда Элиэзер вспоминает свои дни в гетто, а затем в Освенциме, он говорит: «Никогда я не забуду те моменты, которые убили моего Бога и мою душу» (Визель, 1).
Это предложение предполагает, что опыт Холокоста превратил его в материалиста, отрицающего существование Бога и души. В этой связи, безусловно, можно упомянуть момент, когда повесили ребенка. Для Элиезера и других заключенных смерть его мальчика символизировала смерть Бога.
Следует отметить, что Эли Визель описывает переживания, которые были распространены среди многих людей. Кризис веры был очень распространен среди людей, переживших гетто и концентрационные лагеря (Гарбарини, 178). Однако Элиезеру каким-то образом удается сохранить свою веру.
Прежде всего он вспоминает историю Иова, чья вера была испытана страданиями и невзгодами. Он даже ассоциировал себя с этим персонажем. В частности, он говорит: «Как я сочувствовал Иову! Я не отрицал существование Бога, но сомневался в Его абсолютной справедливости» (Визель, 42). Тем не менее, ссылка на Иова важна еще и потому, что его история означает, что истинная религиозная вера не должна быть разрушена никакими внешними обстоятельствами (Алфорд, 10).
Более того, Элиэзер рассматривает религию как способ сохранения человеческой природы. Например, он считает, что люди «должны показать Богу, что даже здесь, в замкнутом аду, они способны петь ему дифирамбы» (Визель, 42). Более того, он сожалеет, что его отец не был похоронен по традициям иудаизма. Таким образом, можно сказать, что Элиезер придерживался своих религиозных обычаев.
В целом внутренняя борьба Элиезера показывает, что религиозная вера отдельного человека может быть поколеблена, если она очень прочна. Главный герой пытается примирить идею несправедливости и жестокости с религиозной верой. Вначале он рассматривает Бога как всемогущее и доброжелательное существо. Позже он очень близко подходит к полному отказу от веры. Однако он считает, что вера не должна быть разрушена трудностями и несправедливостью. Тем не менее, его твердая убежденность в Божьей справедливости была поколеблена, и он, вероятно, так и не восстановил ее. Вот как на него повлиял Холокост.
Цитируемые работы
Алфорд, Фред. После Холокоста: Книга Иова, Примо Леви и путь к страданиям. Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 2009. Печать.
Гарбарини, Александра. Пронумерованные дни: дневники и Холокост. Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета, 2006. Печать.
Визель, Эли. Ночь. Пер. Стелла Родвей. Нью-Йорк: Bantam Books, 1982. Печать.