Новая археология и национальная самоидентификация
Археология – это наука, изучающая прошлое. Дни прошлого оказывают существенное влияние на развитие событий настоящего. Более того, именно прошлое формирует идентичность людей. Таким образом, современные люди в основном идентифицируют себя и действуют в зависимости от того, как им рассматриваются и представляются свидетельства прошлого. Ренфрю и Бан приводят пример реакции австралийского аборигена и белого австралийца на ископаемые человеческие останки, найденные на их стоянках (535). Этот пример показывает, что различные культурные группы и отдельные личности имеют разное восприятие прошлого и истории. Другими словами, культурное происхождение и наследие каждой группы людей основано на их прошлом и тесно переплетено с их историей. В результате археологические находки могут играть принципиально разную роль в самоидентификации различных народов и сообществ.
Новая археология
Как указывает Тилли, современная археология отличается от той, которая была сто лет назад (307). За последние пару десятилетий археология сместила свои приоритеты с истории на науку и стала рассматриваться как источник «объективного знания» (Тилли 307). Можно заметить, что новый подход к этому исследованию является скорее материалистическим, чем гуманистическим, и выглядит как поиск неких сокровищ, а не связей между прошлым и настоящим. Илон подчеркивает, что археологические находки не могут и не должны рассматриваться как объективная информация, поскольку все они подлежат интерпретации, а интерпретация в основном зависит от лиц, участвующих в анализе раскопанных свидетельств (35). Независимо от того, насколько объективным может пытаться быть человек, он все равно находится под множественным влиянием, исходящим от его культурного и религиозного происхождения, событий его жизни, образования или даже пола и возраста.
Илон также описывает отношение еврейских археологов и сионистского народа Израиля к древним находкам своей культуры (36). Автор показывает, что вещи, найденные археологами на памятнике, стали политически значимыми доказательствами и событием, объединяющим представителей еврейской культуры в нацию и заставляющим их гордиться своей идентичностью. Власть археологии в формировании идентичности новых государств жизненно важна. Современная ценность археологии далека от объективной или гуманистической, напротив, она обеспечивает то, что называется «техническим контролем прошлого» (Тилли 308). Более того, Поттс утверждает, что археология сегодня представляет собой чрезвычайно сложную систему знаний и действий, которая пронизывает множество других аспектов социальной, политической и экономической жизни нации (194). Как концепция, зависящая от этики, археология часто объединяет исследователей из разных культур, что требует большой терпимости и политической корректности (Поттс 193). Кроме того, практика археологических изысканий и исследований требует финансирования и физического труда и тем самым проникает в экономическую сферу жизни общества.
Личности новых государств
Перед новыми развитыми странами стоит общая задача – поиск составляющих своей национальной и государственной идентичности, того, что определяло бы и объединяло их народы. Таким образом, археология становится для них необходимым инструментом, позволяющим найти свою индивидуальность и особенности, которые выделяют их. Кроме того, еще одной существенной потребностью новых государств является потребность в патриотизме и национальной гордости. Странам с относительно молодой историей не хватает фигур и событий прошлого, которые они могли бы использовать в качестве национальных символов и определений. В таких случаях археология является источником национальных сокровищ. Такой целенаправленный поиск исторических подтверждений определений культуры явно не объективен. Напротив, оно направлено на расположение различных находок и интерпретацию их значений и значения в пользу национальной идентичности.
Когда проводятся подобные поиски с высокой культурной предвзятостью, улики изучаются с решимостью. Может быть продемонстрировано необоснованное незнание различных фактов. Например, новая страна, ищущая определения и аутентичности, может быть ориентирована на дифференциацию себя от окружающих культур и отрицание каких-либо связей с ними или любых признаков межкультурного влияния других обществ. Пример, использованный Ренфрю и Баном, описывающий трагическую веру Бамбийских Будд, уничтоженных талибами в 2001 году, является хорошей иллюстрацией такого явления (537). Доказательства могущества и социального влияния одной культуры были уничтожены представителями другой культуры как доказательство нынешнего доминирования последней.
Заключение
Подводя итог, можно сказать, что археология — это наука, направленная на исследование прошлого. Однако в современном мире ученые признают концепцию, известную как «новая археология» (Тилли 307). Это новое исследование носит скорее научный, а не гуманистический характер и нацелено на материальные доказательства, которые могут быть использованы в качестве источника политического, культурного, социального или экономического влияния. Новые государства в надежде стать сильнее на мировой арене используют археологию как инструмент для получения идентичностей, связанных с властью и единством.
Цитируемые работы
Илон, Амос. «Политика и археология». Археология Израиля: построение прошлого, интерпретация настоящего. Эд. Нил Ашер Зильберман и Дэвид Б. Смолл. Лондон: A&C Black, 1997. 34–47. Распечатать.
Поттс, Д.Т. «Арабские государства Персидского залива и их археология». Археология под огнем: национализм, политика и наследие в восточном Средиземноморье и на Ближнем Востоке. Эд. Л. Мескелл. Лондон: Рутледж, 1998. 189–199. Распечатать.
Ренфрю, Колин и Пол Бан. Археология: теории, методы и практика. Лондон, Великобритания: Thames and Hudson Ltd., 2012. Печать.
Тилли, Кристофер. «Археология как социально-политическое действие в современности». Критические традиции в современной археологии: очерки философии, истории и социально-политики археологии. Эд. Валери Пински и Элисон Уайли. Кембридж: Архив CUP, 1989. 305–330. Распечатать.