В книге «Питание желания» Ребекка Попено предлагает читателю совершенно иную точку зрения, согласно которой избыточный вес — это прекрасно для женщин. Однако самое удивительное в этом исследовании то, как много женщин из совершенно разных цивилизаций имеют очевидные общие черты. Попено исследует практику «откорма» среди арабских женщин азавага, часто известных как мавританцы, посредством полевых исследований в крошечной общине в Нигере. Арабы-азаваги начинают откармливать своих потомков женского пола в очень молодом возрасте и продолжают эту практику на протяжении всей своей жизни, хотя в других культурах это является добрачным обычаем.
Попено утверждает, что полноту ценят исключительно по эстетическим причинам, а не по «практическим», которые часто упоминаются (например, ее корреляция с плодовитостью или процветанием). Это эссе заслуживает внимания, особенно для тех из нас, кто придерживается культуры, которая выдвигает как биологические, так и моральные аргументы против ожирения. Однако в тексте также принят многогранный взгляд на эту практику, понимая ее в контексте дополнительных элементов, таких как брак и отцовские отношения, важность ислама, кровные узы и молочное родство, сложности гуморальной системы и особенно увлекательный учет пола и пространства.
Кроме того, Попено иллюстрирует значение тела в мире с небольшим количеством материальных благ, как физически, так и символически. Тело высоко ценится, привязано к культуре и используется творчески, однако, как проницательно замечает Попено, «естественного» тела никогда не бывает достаточно» ((Popenoe, 1962, стр. 7). Она правильно указывает, что существует общая Таким образом, эта маленькая этнография сахарской деревушки находит отклик у читателей любого опыта и происхождения и подходит для изучения в различных академических областях. Книга не проводит явных аналогий между арабскими женщинами азавага и их коллегами на Западе.
Единственный способ, которым женщины этой деревни могут набрать вес, — это если от них не требуется выполнять работу по дому, потому что только определенные классы западных женщин могут покупать «хорошую» еду и иметь свободное время для занятий спортом. Фактически, потолстеть становится их работой. Когда дело доходит до этнической принадлежности, среди мавров «белым» арабам отдается предпочтение перед «темными» арабами. Хотя Попено отмечает, что в отношении реального цвета кожи это не обязательно, можно провести сравнение с западными опасениями по поводу физических характеристик и воспринимаемой этнической принадлежности. Во всем мире молодые девушки и женщины участвуют в социализации тела, голодая или переедая до дискомфорта, усталости и слабости. Хотя физические результаты могут быть очень разными, процесс удивительно идентичен. Телесные практики могут дать шанс для расширения прав и возможностей женщин и культурных достижений. Язык, возможно, сделал эти связи более очевидными, но, вероятно, полезнее дать читателю понять, насколько банальной является социализация тела.
В целом, мне было интересно читать эту этнографию. Меня заинтриговала откровенность Попено в столкновении с несоответствиями между эстетическими стандартами мавританской эпохи и ее собственными, сформированными обществом вкусами. Попено признает, что даже по завершении ее пребывания в Нигере «было бы неправдой сказать, что я когда-либо освободилась от своих условных негативных ассоциаций с толстыми скоплениями жира и растяжками» (Popenoe, 1962, стр. 188). Такие взгляды, а также восприятие Попено того, как женщины, участвовавшие в ее исследовании, видели свое тело, ясно демонстрируют, как на нашу точку зрения может влиять наша культура. Я бы порекомендовал эту книгу всем, кто хочет открыть для себя новую культуру и узнать больше о социологических и антропологических исследованиях.
Ссылка
Попено, Ребекка, 1962-. (2004). Удовлетворение желания: полнота, красота и сексуальность среди жителей Сахары. Рутледж.