Введение
В 2020 году на Disney+ вышла видеоверсия нашумевшего бродвейского мюзикла «Гамильтон». Его придумал актер, певец и композитор Лин-Мануэль Миранда – и он же сыграл главную роль. В основе сюжета реальная биография американского политика, реформатора и министра финансов. Мюзикл получился не пафосным и не устаревшим, а наоборот, живым и драйвовым. Александра Гамильтона можно считать настоящей рок-звездой среди исторических личностей. Хотя постановка посвящена прошлому, автор и артисты говорят современным языком, понятным любому зрителю. Нижеследующее обсуждение будет посвящено доказательству успеха Гамильтона как фантастических произведений, ссылаясь на его существенные элементы и особенности.
Мюзикл «Гамильтон»
Мюзикл «Гамильтон» получился великолепным произведением, учитывая, что в постановке сочетаются все необходимые для успеха факторы и невероятный талант авторов. Жизнь Александра Гамильтона – яркое отражение той самой американской мечты. Он – сирота-эмигрант, приехавший в США учиться и пробившийся на самую вершину власти. Сказано: «Как ублюдок, сирота, сын шлюхи и / Шотландец, заброшенный посреди забытого / Место в Карибском море по провидению, обедневший, в нищете / Выросший героем и ученым ?» (Бровард-центр 1). Не дожив до 50 лет, он стал героем войны, видным политиком, автором множества статей и одним из создателей конституции США. Плюс сексуальные скандалы, дуэли и смерть от руки человека, которого он знал много лет. Это жизнь не скучного политика, а настоящей рок-звезды.
Если бы такую историю просто выдумали, общественность наверняка обвинила бы авторов в неправдоподобности сюжета. Но реальность страннее любых фантазий. Конечно, постановка жертвует некоторыми историческими достоверностями в пользу драмы. Дружба Берра и Гамильтона здесь показана более ярко, но упущены некоторые важные события; Главный герой выглядит воплощением благородства. Работая над постановкой, Миранда консультировалась с биографом Роном Черновым (Мид). Таким образом, большая часть истории рассказана близко к реальным событиям.
Несмотря на то, что Гамильтон рассказывает о событиях 250-летней давности, авторам удалось показать их актуальными и по сей день. Этого удалось добиться не только музыкой и рэпом. Главный слоган мюзикла – «Америка тогда, как сказала Америка сейчас». Поэтому персонажи говорят на современном языке, часто обращаются к поп-культуре и, как ни странно, много шутят. Здесь много настоящих ударов, что особенно заметно в зале с дебатами Гамильтона и Джефферсона. Это настоящая рэп-битва, которую судит сам Джордж Вашингтон. Кроме того, в мюзикле поднимается множество актуальных вопросов: отношение к мигрантам, права чернокожих, равноправие женщин. Следующие слова демонстрируют этот подход: «Мы считаем эти истины самоочевидными / Что все люди созданы равными. / И когда я встречу Томаса Джефферсона, / я заставлю его включить женщин в продолжение» (Центр Броварда 14).
Недаром создатели «Гамильтона» пригласили в постановку актеров разных рас. Придираться к нереалистичности этого хода неразумно – мюзиклы даже в своей форме не ставят целью точно отразить историю. Кроме того, чернокожего здесь и убийцу Гамильтона – Берра – изначально сыграл Лесли Одом-младший, хотя по сюжету он не выступает в роли абсолютного злодея. В Гамильтоне есть только один полностью отрицательный персонаж – король Георг III. Его образ был сделан совершенно комичным, и Джонатан Грофф великолепно справился с ролью. Все это не выглядит плакатным; опять же за счет легкого и зачастую ироничного изложения и правильной структуры.
«Гамильтон» преподносится именно как принципиально новый мюзикл с рэпом и R’n’B, но построенный по всем законам классики. Сразу обращает на себя внимание, что немалая часть действия ведется от лица убийцы. И даже для тех, кто не знает этой истории, Берр вначале заявляет, что это он застрелил Гамильтона. Это напоминает легендарную рок-оперу «Иисус Христос-суперзвезда», где главным героем выступил Иуда.
Далее, у каждого персонажа есть своя музыкальная тема, а рэп-исполнения органично перемежаются мелодиями в духе классических мюзиклов. Речитатив позволяет сделать текст очень насыщенным и информативным. Но когда дело доходит до сольного релиза, например, «Элизабет», то получается традиционная композиция в лучших традициях Бродвея. Есть танцевальные номера, дающие зрителю возможность отдохнуть от напора действия, и чисто юмористические сценки. Более того, темы персонажей со временем меняются, отражая состояние самих персонажей. Если маркиз де Лафайет сначала читает свой текст непринужденно и легко, то в середине сюжета напор и темп значительно возрастают.
Конечно, в повествовании есть лейтмотив – на протяжении всего действия общение Гамильтона с Берром и заявление главного героя о том, что он не выкинет свой «выстрел» (Центр Броварда 7). Однако зрители уже знают, чем закончится его жизнь. Таким образом, костюмированный исторический мюзикл не утомляет; он строго придерживается основных тем и мелодий, но не перегружает действие, позволяя отвлечься и расслабиться.
Приведенные аргументы показывают, что «Гамильтон» является значительным шедевром в области мюзиклов. Тем не менее, можно утверждать, что ее пропагандировали и как историческую работу. С этой точки зрения Гамильтон содержит ряд неточностей, поскольку он в определенной степени искажает исторические факты. Чтобы установить связь с настоящим, авторы пренебрегают реальной атмосферой прошлого и истинными личностями персонажей. И все же такой подход кажется оправданным: «Гамильтон» — это бродвейское шоу, главная цель которого — развлечь и привлечь внимание к различным проблемам, а не быть документальным фильмом.
Заключение
В заключение скажем, что приведенная выше дискуссия была посвящена основам творчества Гамильтона, уделив внимание его особенностям с точки зрения мюзиклов. Выяснилось, что этот шедевр обращается ко многим современным темам, по-прежнему отсылая к значительной личности и событиям вокруг нее. Несмотря на то, что мюзикл в определенной степени искажает исторический контекст, он развлекает зрителя и раскрывает множество интересных тем для размышления и исследования.
Цитируемые работы
Бровард Центр. «Гамильтюны: американское пение». Бровард-центр, 2015.
Мид, Ребекка. «Все о Гамильтонах». Житель Нью-Йорка, 2015.