«Метаморфоза» Франца Кафки: рецензия на книгу

Введение

Как и многие другие произведения Франца Кафки, «Метаморфозы» — это сюрреалистический взгляд на человеческую психологию. В этой истории причудливо сочетаются фантастические события и сухой стиль реалистического повествования, а также отсутствие эмоций в изложении и личный драматизм главного героя. Настоящая статья посвящена анализу «Метаморфозы» с подробным описанием важнейших символических элементов и значимых тем, передающих основные замыслы автора.

Обзор сюжета

Главный герой – Грегор Замза, родившийся в бедной пражской семье. Помимо отца и матери, у героя есть еще младшая сестра по имени Грета. Вся семья главного героя состоит из людей, имеющих чисто материальные потребности. Когда отец Грегора становится банкротом, главный герой решает работать продавцом тканей. С тех пор это основной источник дохода семьи. Кроме того, Франц Кафка пишет, что мать Грегора страдала неизлечимой болезнью – астмой. Поначалу мать и сестра проявили к нему истинно христианские чувства, а именно любовь и сострадание. Однако через некоторое время женщины начинают испытывать отвращение и неприязнь к своим сыновьям и брату, поскольку они вынуждены сокращать свои расходы и существенно жить в нищете.

Наконец, надежда матери на его спасение практически разбивается вдребезги, а гнев отца только усиливается. Именно это и становится причиной смерти главного героя. В ярости отец бросает в сына гнилые яблоки, одно из которых застревает насекомому в спине. Смерть главного героя освободила членов семьи от этого мучительного бремени (Кафка 50). Никто из них не до конца опечален смертью и печальной судьбой Грегора. В это время отец, мать и Грета наконец-то улучшают качество своей жизни.

Обсуждение

Символизм

Значение числа 3

Цифру три можно увидеть в тройном изображении главного героя. Грегор Замса — это его физическое тело, духовное воплощение и разум. Символичны двери с тремя створками, которые либо закрыты, либо открыты. Это говорит о нестабильном положении семьи. Более того, в православии дверь символизирует надежду и милосердие. Грегор ждал, что родственники проявят к нему эти чувства, но этого не произошло. Кроме главного героя, в доме живут три человека, три слуги и три жильца (Кафка 42). Эти числа не являются секретными явлениями, а используются автором как символические элементы повествования. Число три всегда символизировало гармонию. В произведении тоже должна быть гармония во всем – и в душе, и в мыслях, и в теле, но в итоге герои приходят к выводу, что нарушают ее. Троица не может существовать с семьей Грегора, и в результате духовный мир распадается.

Молчание Грегора

Потеряв способность говорить, Грегор уже не мог рассказывать близким о своих мыслях и чувствах, утешать и подбадривать их. В этом символика немости главного героя. Большинство людей стараются жить как можно быстрее и делать то, что кажется им необходимым, но забывают сказать самые важные слова родным и близким. Например, мы с большей охотой обсуждаем выгоду от выгодной сделки, чем говорим любимому человеку, что любим его. Так же жил и Грегор, и, превратившись в насекомое, он больше никогда не мог сказать нужных слов своим родителям и сестре, которые пытались о нем позаботиться.

Двери

Мотив двери играет решающую роль в истории. Грегор, герой повествования, представляет собой основной фокус внутреннего пространства. Изменение отношения семьи к ситуации во второй части отражено и в изображении дверей. В начале второй части Грегору все же удается через щель наблюдать за происходящим в комнате. В этот момент все двери постепенно закрываются. Когда утром двери были заперты, все хотели войти в него, но теперь, когда он сам открыл одну дверь, никто не вошел (Кафка 20). Тогда двери уже разблокируются с критом при поднесении еды.

Интерьер связан с характером и потерей его человечности. Сестра и мать Грегора манипулируют им, и он становится важным виновником заговора, умирая от травмы, полученной яблоком. Поэтому символическое значение мотива двери вполне очевидно. Двери символизируют общение между людьми или его отсутствие. Закрытая дверь – это, прежде всего, отказ от общения, отсутствие взаимопонимания. Желание открыть двери представляет собой намерение объединиться с людьми.

Изображение Насекомого

Читателя не может не поразить естественность, с которой происходит ключевое событие трансформации, меняющее жизнь героя. В этом весь ужас кафкинского мира: любое ужасное событие в нем исключительно повседневно и закономерно. Таким образом, писатель показывает, что мир изначально абсурден, и от него не следует ожидать ничего хорошего. Это подчеркивается и на лингвистическом уровне. Язык произведений Кафки имеет точную и строгую интонацию, контрастирующую с кошмарным содержанием повести. Крайняя будничность описываемых событий подсказывает читателю, что подобное может случиться с каждым в любой момент жизни. Более того, Кафка подчеркивает, что каждый человек для другого является таким же насекомым.

Темы

Семья

Мотив трансформации автор выбрал для того, чтобы отделить героя от окружающего его общества и сделать его непохожим на всех остальных. Самой важной целью было вырвать его из привычного мира, обнажая ловушки его, казалось бы, мирного существования. Поднимая тему семейных отношений, автор подчеркивает, что, когда Грегор был мужчиной, члены семьи относились к нему с пренебрежением. Несмотря на такое отношение, персонаж все равно жертвует своими интересами ради удовлетворения потребностей семьи. Попав в чужое тело, юноша в первую очередь боится не самого факта превращения, а того, что он не сможет прокормить свою семью (Кафка 3). Можно отметить, что давление отца автора в детстве влияет на описываемый мир его произведений, делая его жестоким, абсурдным, безжалостным по отношению к человеческой личности. В «Метаморфозах» в отношениях старшего Замсы с младшим сторонники этого взгляда находят почти автобиографические переживания Кафки, проявления отцовского комплекса, приправленного нелепой фантазией.

Религия

В отце Самсы автор изображает не просто грубого человека, а нечто более глубокое – самого Бога. В сцене, где он бросает яблоки (образ запретного плода) в сына-инсектоида, так соблазнительно увидеть аналогию с изгнанием из рая. Ситуацию можно сравнить, когда Грегор в конце концов умирает от одного из этих яблок, когда оно начинает гнить, застряв в его теле.

Заключение

Кафка использует абсурдную реальность, чтобы говорить о самых обычных явлениях, с которыми может столкнуться каждый человек. Только сам человек делает выбор, как реагировать на эти явления изменения внутри своей личности. Можно прятаться от перемен, как Грегор, и в конце концов исчезнуть или бороться за сохранение своей личности, такой, какая она есть, даже если она мерзка, как грязное насекомое. Однако основная идея здесь — стремиться к лучшей жизни, обретая истинное «я».

Процитированная работа

Кафка, Франц. Метаморфоза (Немецкий тезаурус Вебстера). ICON Group International, 2006.