Введение
Некоторые охарактеризовали Дон Жуана как милого и веселого мошенника, а другие — как злого лживого злодея. Я считаю, что «Дон Жуан» Моцарта — это воплощение безрассудной смелости, бьющей через край энергии, неистребимого оптимизма и любви к жизни. Именно в жизнелюбии кроется главный секрет обаяния этого героя. Однако его эгоизм, презрение к законам чести и морали становятся источником несчастий для всех, кого Дон Жуан встречает на своем пути. Композитор подчеркнул двойственность, противоречивость героя, которую чувствует и зритель через музыку. На мой взгляд, Дон Жуан в опере Моцарта — не просто наказанный развратник, как в большинстве посвященных ему литературы или музыкальных произведений, а сильная личность, живущая по своим законам.
Обсуждение
В 1-м действии оперы слушатель получает характеристику персонажа. Это происходит, когда следует ряд замкнутых номеров, характеризующих других героев оперы – Донну Эльвиру, Лепорелло, Церлину и Мазетто. Внешне мало связанные между собой, эти номера объединены главным героем – Дон Жуаном, представляя собой единую грандиозную экспозицию его образа. Дон Жуан царит в мыслях и чувствах Эльвиры, поэтому ее ария (№ 3) по-своему отражает его характерную тему: движение звуками аккордов, выделение восходящего квартового оборота, соотношение Т – Ре («Моцарт») . «Ария со списком» (№ 4) — портрет Дон Жуана, увиденный глазами его слуги (Кернс, п. 4). Об этом свидетельствуют и ее повышенный эмоциональный тон, и тональность ре мажор (это тональность Дон Жуана, как и си мажор), и целый ряд кварт, и преобладание трехтональных гармоний, и ритмическая фигура суммирования («Моцарт»). Двухчастная форма площади, построенная на двух контрастных темах, воплощает разные грани внешности Дон Жуана – неиссякаемую энергию и соблазнительную мягкость.
Действия Дон Жуана в опере в первом действии не показательны, раскрываются далее по ходу оперы. Дон Жуан и преследующие его Мстители (Эльвира, Анна, Оттавио) впервые вступают в непосредственный контакт в квартете № 9 («Моцарт»). Однако конфликт здесь еще не открыт, поскольку Дон Жуан остается неузнанным. Самым показательным моментом действий Дон Жуана, на мой взгляд, является его диалог с Командором во втором акте.
Как только в действие вступает Полководец, мгновенно меняется вся эмоционально-музыкальная атмосфера оперы. Господствует строгий, мрачный ре минор, и материал вступительной части увертюры повторяется: в том же порядке, один за другим, проходят одни и те же мотивы (прием тематической арки). Грозно звучит лейтмотив рока – кварта, гармонирующая с напряженной редуцированной гармонией (Кернс, п. 12). Партия Командора здесь наиболее развита, в ней развивается тот материал, который был связан с Командором на протяжении всего произведения (тональность ре минор, строгая, как бы застывшая декламация, беспокойность ритма, тирады и т. д.). Ответ Дон Жуана на приглашение Командора полон решимости и мужества, его партия в этот момент приобретает характер приподнятой декламации, невольно подчиняющейся врагу («Моцарт»). Драма нарастает всё больше, а замечания Дон Жуана превращаются в крики отчаяния, обнажая его истинную сущность, доказанную принятием вызова Командора на дуэль.
На протяжении финальной сцены напряжение постоянно нарастает. Сжимая Дон Жуану руку, Командор требует покаяния, но Дон Жуан остаётся непреклонен. Дуэль становится все яростнее, реплики учащаются и, в конце концов, вся глубина противостояния выражается лишь в односложных «Си!», «Нет!» (Кернс, пункт 16). В опере есть и вторая, дополнительная концовка типа эпилога, когда после смерти Дон Жуана собираются на сцене все остальные действующие лица и звучит финальный, легкий и мажорный, ансамблевый. Завершение оперы стало не трагической кульминацией, а обобщающим, уравновешивающим финалом, соответствующим эстетическим установкам Моцарта, его классическому типу мышления. Второй финал — необходимое завершающее звено в композиции целого. Это известная дань традиции в виде заключительной морали и завершение оперы на оптимистической ноте в стиле эпохи Просвещения.
Яркий пример музыки Дон Жуана и того, как он взаимодействует с другими в музыке, показан в сцене ужина. Весело и беззаботно звучит оркестровое начало финала, очерчивающее праздничную атмосферу обеда у Дон Жуана (тема фанфар, оркестр тутти, тональность ре мажор). Даже во время приезда донны Эльвиры, желающей в последний раз предостеречь неверного возлюбленного, ее страстная мольба высмеивается Дон Жуаном, что показано с помощью музыки.
Заключение
Поэтому в «Дон Жуане» Моцарта главный герой является воплощением сверхчеловеческой жизненной энергии и эмоций радости и удовольствия, не знающих границ и запретов, что возводит его на уровень символа.
Цитируемые работы
Кернс, Джон. «Дон Жуан Моцарта: герой Просвещения?» Общество Атласа, 2020.
«Моцарт: Дон Жуан – Полное собрание (английские субтитры) в HD». YouTube, загружено Плутерро, 2017 г.