Введение

Коррупция – одна из самых актуальных социальных проблем, которая всегда была актуальной. Однако для территорий, характеризующихся слабым правительством, низким социальным развитием, отсутствием инфраструктуры, бедностью и военными конфликтами, оно становится критическим, поскольку взяточничество замедляет эволюцию, ухудшает ситуацию в государстве, подрывает работу социальных институтов. Еще одна серьезная проблема заключается в том, что коррупция имеет многочисленные формы и сложные схемы, которые можно использовать для сокрытия незаконных и неэтичных действий и получения выгод. Таким образом, Абу и Станьевски (2019) определяют коррупцию как злоупотребление имеющейся властью и полномочиями для получения частной выгоды. Данное определение показывает, что взяточничество, как одна из его форм, возможно, когда одна из сторон обладает полномочиями и доступом к ресурсам, которые могут быть использованы в личных целях. По этой причине он становится прочно связанным с агентствами органов, ответственных за критические процессы в странах. Это также означает, что проблема имеет системный характер, требующий множества источников и усилий для ее решения.

Более того, проблема коррупции взаимосвязана с политикой и работой власти. Отусанья (2011) уверен, что засилье недобросовестной практики и взяточничества возможно только в том случае, если крупные ведомства не имеют ограничений, установленных законом, или если судебная система также коррумпирована. Неэффективный надзор в сочетании с неэффективной работой регулирующих органов создает пространство для манипуляций с финансами и другими источниками (Нарцисс и Тики, 2010). Для стран с устоявшимися политическими системами и слаженной работой всех ветвей власти проблема становится менее острой. Однако для развивающихся регионов коррупция становится одной из неотъемлемых частей их социальной, политической и экономической жизни и затрагивает основные институты. В этих условиях практические стратегии борьбы со взяточничеством приобретают высший приоритет как один из важнейших инструментов, необходимых для создания основы для будущих позитивных сдвигов и получения благ для более широких групп населения. В противном случае отсутствие внимания к проблеме усугубляет ситуацию и политический коллапс в сочетании с невозможностью улучшить ситуацию.

Коррупция в Африке

Для развивающихся государств Африки проблема коррупции остается одной из самых актуальных. Джослин (2019) говорит, что взяточничество стало источником экономической неэффективности во многих частях континента. Статистика показывает, что с 1999 по 2015 год к наказаниям за взяточничество и неэтичные или незаконные действия были привлечены 397 физических и 133 юридических лиц (Joslyn, 2019). Более того, согласно докладу ООН (D’Agostino et al., 2016), регион теряет около 89 миллиардов долларов в год из-за незаконных финансовых потоков и уклонения от уплаты налогов. Он демонстрирует критический масштаб проблемы и ее влияние на все стороны жизни государства. Более того, растущее недовольство людей коррупцией влияет на политическую жизнь государства и выборы, поскольку люди предпочитают выбирать антикоррупционных кандидатов, готовых защищать нации (Joslyn, 2019). В этих условиях масштабы проблемы значительны и продолжают расти. Отчеты показывают, что большинство африканских стран не имеют требуемого уровня прозрачности, чтобы контролировать распространение коррупции и остановить ее дальнейшее развитие. По этой причине концерн приобретает высший приоритет.

Проблема осложняется тем, что многие страны Африки имеют низкие показатели человеческого развития. По данным Организации Объединенных Наций, сочетание низкого ИЧР и низких оценок в индексе восприятия коррупции Transparency International означает, что у взяткодателей есть многочисленные возможности для получения выгоды и сокрытия своей выгоды, используя незаконные схемы (Д’Агостино и др., 2016). Более того, Д’Агостино и др. (2016) говорят, что коррупция может взаимодействовать с государственными расходами, влияя на экономический рост в африканских странах. Это означает, что континент испытывает мощное влияние этого фактора, который становится одной из неотъемлемых частей его экономики и замедляет скорость ее развития и эволюции (Д’Агостино и др., 2016). Несмотря на многочисленные попытки борьбы с проблемой, она остается актуальной. Колониальное прошлое, первые этапы экономического развития и неопатримониализм влияют на ситуацию, усложняя ее и создавая почву для новых случаев. Исследуя эти аспекты, можно получить более четкое представление об этом явлении и о том, как оно влияет на африканское общество.

Причины коррупции

Другая проблема заключается в том, что коррупция в Африке имеет глубокие корни и существует множество причин ее возникновения. Например, говоря о Нигерии, Абу и Станьевски (2019) подчеркивают существование многочисленных социальных и экономических проблем. Недостаточные государственные расходы на образование и здравоохранение, критический уровень безработицы, низкие доходы, крайняя бедность, культизм, похищения людей и слабая централизованная власть повлияли на государство и все аспекты его жизни. Одним из основных факторов, ответственных за возникновение этих проблем, стала коррупция в государственном секторе, затрагивающая все сегменты экономики государства и все ветви его власти, такие как исполнительная, законодательная и судебная (Abu & Staniewski, 2019). В результате Нигерия пострадала от многочисленных негативных последствий, связанных с данной социальной проблемой. Абу и Станьевски (2019) предполагают, что основными факторами, определяющими коррупцию и взяточничество в Нигерии, были экономическое развитие, гражданские свободы, политические права и военные конфликты. Их можно рассматривать как колониальное наследие штата и его неудачные попытки государственного строительства.

Таким образом, коррупция тесно связана с экономическим и социальным развитием. Для африканских государств проблема становится особенно актуальной, поскольку большинство стран рассматриваются как развивающиеся. Став независимыми, африканские страны включились в процессы государственного строительства; однако недостаток опыта, внутренние конфликты, связанные с колониальным прошлым, сильное влияние неоколониализма и отсутствие четкого видения будущей эволюции снизили власть правительств (Abu & Staniewski, 2019). Неэффективное управление и правление привели к созданию системы, характеризующейся неэтичными практиками и попытками получить выгоду любой ценой (Abu & Staniewski, 2019). Это породило преступность, военные конфликты и коррупцию как одну из неотъемлемых составляющих этой системы. По мнению многих авторов, основными причинами коррупции в Африке являются низкое экономическое развитие, отсутствие прозрачности, бедность и неэффективность социальных институтов (Abu & Staniewski, 2019; Narcisse& Tiky, 2010; Otusanya, 2011). Эти факторы способствуют созданию среды, благоприятной для возникновения неэтичного поведения и незаконных финансовых операций.

Неопатримониализм

Еще одним фактором, который часто связывают с ростом коррупции в Африке, является существование неопатримониализма. Данная система влияет на социальные взаимодействия и вводит определенные правила, регулирующие отношения между группами населения и отдельными людьми. Бонга (2021) определяет его как особую структуру, в которой посетители имеют доступ к государственным ресурсам и могут использовать их для защиты лояльности клиентов и обеспечения их готовности продолжать взаимодействие. Функционирование системы поддерживает специфические отношения между патроном и клиентом и обеспечивает их тесное сотрудничество (Бонга, 2021). В то же время бюрократическая структура государства поддерживает функционирование модели и предоставляет людям, имеющим реальную власть, возможность защитить свои интересы и доминирующие позиции (Бонга, 2021). Для Африки неопатримониализм рассматривался как необходимый фактор для объединения наций после деколонизации и обеспечения им доступа к ресурсам, необходимым для их эволюции (Bonga, 2021). Однако со временем система привела к эксплуатации колониальных институтов для получения выгод несколькими людьми (Bonga, 2021). Это стало одним из центральных вопросов для развивающихся стран.

Многие современные авторы полагают, что неопатримониализм является одним из существенных факторов, влияющих на плохое состояние африканской экономики. Д’Агостино и др. (2016) рассматривают это как объяснение плохих экономических показателей и неэффективной работы других социальных институтов. Наличие покровителей со своими интересами создает пространство для манипуляций и махинаций, а это означает, что всегда будет возможность использовать незаконные методы (Бонга, 2021). Ту же схему можно наблюдать и в сфере бизнеса. Бонга (2021) говорит, что компании, у которых есть покровители, обладающие авторитетом и властью, имеют больше шансов на выгодные контракты и могут легко получить дополнительный доход. Данная система приводит к установлению несправедливой практики во всех сферах африканских государств. Ограниченный доступ к ресурсам также означает, что такие посетители могут извлечь выгоду из своего привилегированного статуса и принимать решения, помогающие удовлетворить свои интересы, а не способствовать благополучию в сообществах (Bonga, 2021). Большинство предприятий в африканских государствах страдают от неопатримониализма и ограничены в возможностях выполнять свою работу или зарабатывать деньги. Это критически замедляет темпы экономического развития и исключает группы населения из социально-экономического дискурса.

Коррупция и правительство

Еще одна серьезная проблема коррупции в Африке заключается в том, что ее культивирует правительство и представляющие его агентства. Так, Будхрам и Гельденхейс (2018) говорят, что взяточничество имеет эндемический характер в большинстве государств континента, в то время как местные органы власти не могут справиться с этой проблемой. Например, Южную Африку можно охарактеризовать как теневое государство, контролируемое коррумпированными органами и находящееся на грани того, чтобы стать государством, контролируемым преступниками и кланами (Budhram & Geldenhuys, 2018). Таким образом, коррупция принимает в Африке массовый характер и остается всепроникающей, затрагивая все сферы общественной и политической жизни. Будхрам и Гельденхейс (2018) говорят, что, хотя правительства признают существующую проблему и ее критическое влияние на государства, усилия, направленные на ее устранение, слабы и неэффективны. Низкий уровень отчетности, уровень раскрытия и раскрытия, а также недостаточное количество обвинительных приговоров по сравнению с уровнем преступности доказывают снижение эффективности таких усилий и попыток борьбы с коррупцией (Budhram & Geldenhuys, 2018). Основной причиной, объясняющей провал этих усилий, является участие всех государственных органов во взяточничестве.

Анализируя мотивы неправомерных и неэтичных действий политиков и государственных органов, Будхрам и Гельденхейс (2018) говорят, что самообогащение в условиях бедности является основной причиной беспомощности правительства и его неспособности решить проблему. Исследователи также показывают, что 330 членов и бывших членов парламента Южной Африки были вовлечены в неэтичные махинации и схемы, которые рассматриваются как коррупция (Budhram & Geldenhuys, 2018). Высокопоставленные чиновники, старшие менеджеры, корпорации, бизнесмены и члены их семей сформировали тесные отношения, характеризующиеся взяточничеством, коррупцией и защитой интересов путем злоупотребления властью (Budhram & Geldenhuys, 2018). Более того, коррупция в правительстве способствует отмыванию денег и оттоку денег из развивающихся стран (Budhram & Geldenhuys, 2018). Это становится серьёзной проблемой для их экономик, поскольку нехватка финансов замедляет все важнейшие процессы и снижает эффективность процессов государственного строительства. В этих условиях коррумпированные государственные органы усугубляют проблему коррупции и откладывают ее решение. В то же время они способствуют возникновению многочисленных негативных последствий в бизнесе и экономике. Решение проблемы невозможно без решения проблемы политической коррупции и взяточничества, которые оказывают серьезное воздействие на государства Африки.

Экономика и коррупция

Как указывалось ранее, коррупционная практика возникает из-за ненадлежащего развития инфраструктуры и отсутствия финансовых ресурсов, которые население может использовать для улучшения своего благосостояния. Абу и Станьевски (2019) заявляют, что более высокое экономическое развитие и гражданские свободы, доступные гражданам, могут помочь контролировать уровень коррупции, сократить новые случаи взяточничества и повысить прозрачность. Однако основная проблема заключается в том, что в африканских государствах их слаборазвитая экономика не может обеспечить людям желаемый уровень благосостояния. По этой причине они рассматривают неэтичные и незаконные действия как единственный возможный способ улучшить свое нынешнее состояние и обеспечить выживание людей и поддержку своих семей. Более того, поскольку перспектив критического улучшения нет, коррупция будет оставаться убедительной и влиять на экономику государств.

Плохое экономическое развитие и доступ к фундаментальным свободам влияют на большинство регионов Африки. Абу и Станьевски (2019) говорят, что продолжающееся нарушение прав человека повышает уровень страха и актуализирует основные потребности безопасности, такие как потребность в еде, жилье и безопасности. По этой причине коррупция рассматривается как способ удовлетворения основных потребностей и обеспечения выживания (Абу и Станьевски, 2019). Это означает, что коррупционные практики не могут быть искоренены, когда граждане государства не имеют доступа к инфраструктуре и страдают от отсутствия защиты и социального обеспечения (Абу и Станьевски, 2019). Таким образом, слабая экономика, доминирующая на африканском континенте, создает основу для будущего ухудшения ситуации и дальнейшего развития коррупции, что может иметь критические последствия для будущего государств.

Этическая сторона коррупции

Анализируя проблему, важно также упомянуть об этической стороне коррупции. Участие в незаконных действиях и схемах рассматривается как грубое нарушение существующих законов и неподобающее поведение (Турякира, 2018). Однако, несмотря на общее негативное отношение к данному явлению, оно остается актуальным и развивается. Существует несколько факторов, объясняющих непрерывный характер процесса. Прежде всего, явление стало частью культуры, что является одним из угрожающих признаков, воздействующих на общество (Турякира, 2018). Оно рассматривается как неизбежный аспект существующей системы и ее неотъемлемая часть (Турякира, 2018). По этой причине попытки борьбы с коррупцией всегда терпят неудачу, поскольку изначально считаются неэффективными (Турякира, 2018). Более того, обычные граждане знают коррумпированных чиновников и обращаются к ним за помощью в решении своих бизнес-проблем или вопросов (Гальперин и др., 2020). Это означает, что взяточничество превратилось из неэтичной практики в часть повседневного взаимодействия, что опасно для развивающегося общества.

Этическая сторона коррупции также включает создание несправедливой и дискриминационной системы, затрагивающей жизнь всех граждан. Таким образом, злоупотребление властью, взяточничество, нецелевое использование государственных средств, влияние на работу системы правосудия, сокрытие доходов создают основу для роста индивидуальной и социальной несправедливости и дискриминации. Например, Гальперин и др. (2020) говорят, что большинство деловых людей в Африке не могут вести бизнес самостоятельно и использовать добросовестную практику. Отказ от выплаты патрону приведет к созданию условий, угнетающих новый проект и лишающих его возможности развиваться и обеспечивать граждан доходом (Турякира, 2018). В этих условиях коррупция оказывает множественное негативное и неэтичное воздействие на общество африканских государств и их деловую сферу.

Деловая этика, коррупция, недобросовестная практика

Информация, найденная в предыдущих источниках, показывает, что неопатримониализм, коррумпированные схемы, неэффективная работа надзорных и судебных органов влияют на состояние бизнес-сектора. Турьякира (2018) говорит, что на бизнес-организации оказывается все большее давление с целью заставить их вести себя этично и быть прозрачными. Это указывает на то, что неэтичные действия осуждаются на международном уровне, и группы, использующие такие методы, могут подвергнуться суровому наказанию (Adeleye et al., 2020). Для африканского бизнеса это означает, что большинство его компаний сталкиваются с высоким риском быть исключенными из обсуждения из-за глубокой интеграции коррумпированных схем в их работу. В то же время Турьякира (2018) говорит, что нарушение правил ведения бизнеса и этического кодекса приводит к коллапсу экономики и деловой сферы, а также культивирует высокую коррупцию. По этой причине взяточничество порождает взяточничество и возникновение многочисленных негативных последствий в государствах.

Коррумпированная культура и доминирование несправедливых форм также влияют на деловой мир. Так, Гальперин и др. (2020) говорят, что предприниматели могут страдать от проблем, вызванных глубоко укоренившейся незаконной практикой. Используя данные реального случая, Гальперин и др. (2020) говорят, что честные и этичные предприниматели подвергаются давлению и угрозам со стороны своих партнеров, которых используют незаконные схемы и методы для достижения своих целей. Это ухудшает ситуацию, и оставаться в рамках правового поля невозможно. Третьи стороны апеллируют к своим покровителям и политикам, которые обладают властью использовать экономические рычаги и гарантировать подчинение и соблюдение существующих коррупционных практик (Гальперин и др., 2020). Этот пример показывает, что коррупция становится серьезной проблемой для всех африканских предпринимателей и деловых людей, которые пытаются получать доход. Они обязаны следовать неофициальным правилам и платить своим покровителям.

Более того, в большинстве африканских государств сектор здравоохранения и бизнес, связанный с его работой, также коррумпированы. Медицина и дистрибуция лекарств всегда были привлекательными для инвесторов, поскольку можно получить стабильную выгоду и доход. В то же время существует высокий уровень участия государства, поскольку сектор здравоохранения является важнейшей частью любой страны, и его функционирование регулируется государством. Что касается коррупционной практики, используемой большинством политиков в Африке, это означает, что сектор здравоохранения становится коррумпированным, как и многие другие сферы (Onwujekwe et al., 2020). Например, в Нигерии в отчетах выявлено 49 случаев коррупции, влияющих на работу сектора (Onwujekwe et al., 2020). В то же время бизнесменам, задействованным в работе сферы, также приходится следовать коррумпированным методам и принимать существующие подходы. По этой причине литература свидетельствует о том, что коррупция также влияет на сектор здравоохранения и ухудшает качество оказания медицинской помощи.

Таким образом, многочисленные авторы свидетельствуют о том, что бизнес-сектор африканских государств сталкивается с проблемой растущей коррупции и невозможности оставаться этичными и действовать, соблюдая действующие законы. В то же время исследования показывают, что компании, имеющие опыт участия в коррумпированной системе или использующие недобросовестную практику, страдают от плохого имиджа на международном уровне (Onwujekwe et al., 2020). Это означает, что у них уменьшились шансы приобрести новых международных партнеров и стать глобальным игроком. По этой причине у африканских государств нет шансов на развитие прочной экономики и решение проблемы бедности. Местные компании рассматриваются как ненадежные партнеры и страдают от ограниченного доступа к международным источникам.

Решения

Приведенные выше факты показывают, что проблема коррупции остается значительной и затрагивает африканские государства и их экономику. Бизнес-сектор также подвержен влиянию взяточничества, неопатримониализма и недобросовестной практики, что означает ограниченное количество шансов на успешное развитие. По этой причине крайне важно предложить практические решения проблемы и методы, которые могут помочь уменьшить количество новых случаев. Так, Абу и Станьевски (2019) говорят, что одним из основных требований для устранения данной социальной стигмы является улучшение качества жизни, обеспечение доступа к гражданским свободам и содействие экономическому развитию. Обращаясь к этим факторам, можно сосредоточиться на основных причинах роста числа взяточничества и устранить их. Следователи утверждают, что доступ к здравоохранению, питанию, социальным учреждениям и справедливое отношение приводят к переосмыслению отношения к недобросовестным практикам и снижению их актуальности (Abu & Staniewski, 2019). По этой причине крайне важно сосредоточиться в первую очередь на решении этих проблем.

В то же время решение проблемы коррупции требует структурированного и системного подхода. Джослин (2019) говорит, что пересмотр нынешней системы отношений между политическими и экономическими силами является главным требованием снижения уровня коррупции. Таким образом, повышение прозрачности приведет к улучшению контроля и надзора, что жизненно важно для борьбы со взяточничеством и развития добросовестной практики в государстве. Структурированный подход предполагает разрушение существующих связей между политическими органами и местным бизнесом, которые получают выгоду от коррупции и неопатримониализма. Это поможет снизить давление на бизнес и гарантировать использование новых, справедливых и законных практик (Джослин, 2019). Таким образом, большинство авторов сходятся во мнении, что устранение коррупции возможно только при использовании структурированного подхода и реализации системных изменений.

Заключение

В целом, большинство рассмотренных источников показывают, что коррупция остается серьезной проблемой для развивающихся государств Африки. Отсутствие необходимой инфраструктуры, слабое экономическое развитие и устаревшая система взаимоотношений власти и граждан создают основу для роста неэтичных практик. Следователи показывают, что почти все сектора и отрасли коррумпированы и не могут считаться прозрачными. Незаконные финансовые схемы и движение капитала влияют на страны и делают будущее развитие невозможным. В этих условиях становится критически важным принятие эффективных мер, которые помогли бы решить проблему и решить ее.

Глубоко укоренившаяся природа коррупции означает, что для борьбы с ней необходим структурированный подход. Таким образом, большинство авторов говорят, что необходимы совместные усилия всех существующих регулирующих органов, чтобы уничтожить старые и неэффективные методы и гарантировать их замену новыми, что могло бы помочь наладить конструктивное сотрудничество между отдельными людьми и правительством. Это помогло бы снова сделать бизнес этичным и гарантировать отсутствие критического ухудшения ситуации.

Рекомендации

Абу Н. и Станьевски М. (2019). Детерминанты коррупции в Нигерии: данные различных методов оценки. Экономические исследования-Экономическая истраживания, 32(1), 3052-3076.

Адели И., Луис Дж., Мутури Дж. и Амаеши К. (2020). Деловая этика в Африке: роль институционального контекста, социальная значимость и проблемы развития. Журнал деловой этики, 161 (4), 717–729.

Бонга, В. (2021). Изучение влияния доминирования неопатримониализма в Африке. Журнал экономики и финансов журналов динамических исследований, 6 (1), 17–23.

Будрам Т. и Гельденхейс Н. (2018). Борьба с коррупцией в Южной Африке: оценка работы следственных и прокурорских органов. Acta Criminologica: Африканский журнал криминологии и виктимологии, 31 (2), 23–46.

Д’Агостино Г., Данн Дж. и Пьерони Л. (2016). Коррупция и экономический рост в Африке. Европейский журнал политической экономии, 43, 71–88.

Гальперин, Б.Л., Энуэме, К.Ф., и Диксон, Д.П. (2020). Дай взятку или иди дорогой: дилемма молодой танзанийской женщины-предпринимателя. Журнал CASE, 16 (1), 75–96.

Джослин, Дж. (2019). Взяточничество в странах Африки к югу от Сахары: опосредующее воздействие институционального развития и доверия. Социус.

Нарцисс Л. и Тики В. (2010). Причины коррупции: объяснение высокого уровня коррупции в развивающихся странах. Техасский университет в Далласе.

Онвужекве О., Орджиакор, Коннектикут, Хатчинсон, Э., Макки, М., Агву, П., Мбачу, К., Огбозор, П., Оби, У., Оди, А., Ичоку, Х., и Балабанова, Д. (2020). С чего начать? Достижение консенсуса по движущим силам коррупции в секторе здравоохранения в Нигерии и путям борьбы с ней. Международный журнал политики и управления здравоохранением, 9 (7), 286–296.

Отусанья, О.Дж. (2011). Коррупция как препятствие развитию развивающихся стран: обзор литературы. Журнал по контролю за отмыванием денег, 14(4), 387-422.

Турьякира, ПК (2018). Этические практики малых и средних предприятий в развивающихся странах: анализ литературы. Южноафриканский журнал экономических и управленческих наук, 21 (1), 1–7.