Корпоративная социальная ответственность: подход «тройной результат»
Начало XXI века ознаменовалось быстрым и широким распространением движений за социальную справедливость и экологическую устойчивость. Если раньше считалось, что вопросы, связанные с правами человека и охраной окружающей среды, находятся в компетенции местных и национальных правительств, то теперь фокус в значительной степени сместился в сторону бизнеса и корпораций. Многие люди стали более осознанно подходить к потреблению, и этические соображения теперь играют более важную роль в принятии решений как на индивидуальном, так и на общественном уровне.
Следовательно, компании по всему миру отреагировали на эти социальные изменения, включив корпоративную социальную ответственность (КСО) в свою бизнес-стратегию. Хотя это, несомненно, важный шаг, практика показывает, что пришло время перейти от широкой и расплывчато определенной концепции КСО к ее конкретному применению, которое устанавливает четкие правила и показатели эффективности. Подход «тройной прибыли» обеспечивает именно это – структуру бизнес-отчетности, которая дает измеримую, понятную и прозрачную информацию, которая позволяет предприятиям быть по-настоящему социально ответственными. Транснациональные корпорации, учитывая их доступ к богатству, природным ресурсам и человеческому капиталу, несут особое обязательство придерживаться метода тройной прибыли.
Корпоративная социальная ответственность — это широкое понятие, обозначающее «действия и политику, зависящие от контекста», основанные на интересах заинтересованных сторон, а также на экономических, социальных и экологических соображениях (Aguinis & Glavas, 2012, стр. 933). Как следует из определения, конкретные применения и проявления приверженности компании КСО различаются: от пожертвований на конкретные цели до инклюзивных методов найма и участия сотрудников в общественных работах, и это лишь некоторые из них. КСО — довольно новая концепция, хотя это не означает, что эти проблемы стали важны для организаций только недавно.
Однако это становится все более значимой, если не сказать существенной, частью деловой деятельности компании. Тройной результат, строго говоря, является частью КСО или одним из ее конкретных практических применений. По сути, это система бухгалтерского учета, состоящая из трех элементов, а не одного в традиционном учете. Этими тремя элементами являются финансовый, экологический и социальный. Этот метод тесно связан с учетом полной стоимости, или истинной стоимости, целью которого является учет социальных и экологических затрат и выгод посредством мониторинга и распределения прямых и косвенных затрат (Savitz & Weber, 2012).
Как упоминалось ранее, КСО во многом была вдохновлена активистами, выступающими за социальную справедливость и устойчивое развитие. Одной из основных идей, лежащих в основе этих движений, является концепция распределительной справедливости, которая относится к практике распределения результатов между членами общества (Lovett, 2009).
Эта концепция имеет особую актуальность, когда речь идет о защите окружающей среды: хотя эксплуатация природных ресурсов обычно приносит пользу нескольким избранным людям и компаниям, она может иметь долгосрочные разрушительные последствия для целых сообществ и даже стран, если не всей планеты. . Как правило, взгляды на распределительную справедливость могут сильно различаться в зависимости от политической принадлежности и идеологии. Таким образом, американское общество отдает предпочтение подходу к перераспределению, основанному на принципе «человек, который сделал себя сам», при котором от отдельных лиц не ожидается, что они будут полагаться на государственные льготы, а от членов общества не ожидается, что они будут вносить значительные налоговые взносы для поддержки политики социального обеспечения. Европейские страны, с другой стороны, приняли более благоприятный взгляд на политику благосостояния и справедливости распределения (Lovett, 2009).
Независимо от политических взглядов, трудно игнорировать данные о мировом распределении богатства. Согласно ежегодному отчету, опубликованному неправительственной организацией по искоренению бедности Oxfam, большая часть мирового богатства сосредоточена в руках небольшой богатой элиты. В 2014 году всего 1 процент населения Земли контролировал 48 процентов мировых ресурсов, оставляя 52 процента остальным 99 процентам населения (Hardoon, 2015, стр. 2).
Еще более поразительным является тот факт, что в 2014 году богатство 80 самых богатых людей превысило богатство 50 процентов беднейшего населения мира (Hardoon, 2015, стр. 3). Однако неравенство подразумевает не только материальные и финансовые различия, но и другие структурные недостатки, такие как неравный доступ к образованию, а также расовое и гендерное неравенство. Эти знания дают значительную поддержку призывам активистов социальной справедливости к перераспределению и подотчетности в сфере бизнеса. Транснациональные компании, как крупные организации, аккумулирующие богатство, несут особые обязательства по решению проблемы глобального неравенства в распределении богатства.
Однако нельзя сказать, что для того, чтобы корпорация была социально ответственной, достаточно придерживаться практики корпоративной социальной ответственности. Скорее, для достижения желаемых результатов необходим тройной подход. Причины такого утверждения кроются в различиях между КСО и тройной прибылью. Как упоминалось ранее, КСО — довольно неструктурированная и саморегулируемая сфера. Это общий термин, который охватывает множество различных практик и политик, но не обеспечивает всеобъемлющей основы для оценки социального, экономического и экологического воздействия организации.
Конечно, выгодно, если крупная компания делает пожертвования в благотворительный фонд, но если она при этом занимается экологически вредной деятельностью, такую компанию нельзя считать социально ответственной. Фактически, общественное мнение в отношении КСО отражает это наблюдение. Недавнее распространение КСО на самом деле подрывает доверие к ней и ее обоснованность, поскольку некоторые люди считают, что это еще одна «подвижная» и «показуха» маркетинговая тенденция (Aguinis & Glavas, 2012).
Такое общественное мнение сформировалось в связи с тем, что КСО остается саморегулируемой сферой практически без внешнего аудита. Такие события, как недавний скандал с Volkswagen – компанией, которая считалась одной из самых экологически ответственных компаний – только способствовали недоверию общественности к реализации компаниями КСО. С другой стороны, подход «тройного результата» основан на принципах измеримости и подотчетности и уделяет равное внимание различным аспектам социальной ответственности. Таким образом, это позволяет транснациональным компаниям последовательно проявлять социальную ответственность в разных странах.
Основное преимущество тройного результата заключается в том, что он обеспечивает упорядоченную, систематическую и непрерывную основу для принятия решений и оценки эффективности. Точно так же, как было бы неприемлемо утверждать, что компания является финансово стабильной, потому что она когда-то сообщала о прибыли и делает это время от времени, корпорация не должна считаться социально ответственной, если она время от времени, даже если часто, занимается социально полезной деятельностью. . Стандартизация и последовательность отчетности позволяют потребителям быть уверенными в том, что товары, производимые этой компанией, действительно производятся этично, даже если процесс происходил в другой стране.
С другой стороны, деятельность компании в области КСО в стране происхождения потребителя не может дать такой же гарантии. Подход «тройной прибыли» также способствует принятию этических решений в компаниях, помогая им учитывать экологические и социальные издержки своих действий. Поскольку нынешнее принятие решений в первую очередь руководствуется финансовыми соображениями, компании могут отказаться от других затрат, если проект уже показался им экономически привлекательным (Savitz & Weber, 2012). Учитывая глобальный охват транснациональных корпораций, крайне важно, чтобы их решения основывались не только на получении прибыли.
Возможно, именно по этой причине компании, придерживающиеся принципа тройной прибыли, получают значительные бизнес-преимущества, которые объясняются их приверженностью этому подходу КСО. Например, Боб Уиллард (2012) проанализировал несколько бизнес-кейсов, чтобы выяснить, как тройная прибыль помогает компаниям повысить свою эффективность, производительность и, следовательно, производительность. Его исследования показывают, что преимущества применения подхода тройной прибыли влияют на несколько ключевых элементов деятельности компании: доходы и долю рынка, расходы, сотрудников и риски (Willard, 2012).
Например, принятие менталитета тройной прибыли может помочь компании определить нишу на рынке: таким образом, туристическая компания может искать возможности экотуризма в новых странах и получить новый целевой сегмент для привлечения (Willard, 2012, стр. 42). . Экономия, которую компания может получить на своих расходах, достигается за счет нескольких различных затрат: энергия, ИТ, транспорт, отходы, вода и даже найм и сокращение штата. По мнению Уилларда (2012), устойчивая организация становится магнитом для лучших специалистов в этой области (стр. 122).
Повышение производительности труда сотрудников происходит за счет таких источников, как экономия времени на поездках, поскольку компании поощряют удаленную работу, или улучшение условий труда благодаря зеленым зданиям (Willard, 2012, стр. 108-110). Эти и другие факторы помогают компаниям смягчать и снижать связанные с этим бизнес-риски. Таким образом, подход «тройного дна» преобладает над корпоративной социальной ответственностью, поскольку он приносит компании значительные выгоды в результате нового менталитета.
Основная проблема с реализацией тройного результата заключается в том, что трудно – а некоторые даже утверждают, что невозможно – количественно оценить социальные и экологические аспекты, предлагаемые этим подходом. Как можно оценить альтернативные издержки ребенка, занятого трудом, по сравнению с тем же ребенком, получающим образование? Как можно точно оценить и измерить долгосрочный ущерб, причиненный разливом нефти? Хотя это действительно верная точка зрения, она, тем не менее, основана на несколько идеалистическом и перфекционистском мировоззрении. Многие абстрактные концепции, такие как свобода прессы или уровень коррупции, были успешно реализованы, так что страны можно оценить по этим показателям.
В некоторых случаях приходится просто полагаться на лучшие оценки и косвенные данные, а не на безупречную информацию. Таким образом, хотя это, безусловно, сложная задача, она не является невыполнимой. Более того, исследователи в этой области уже разработали ряд руководств и стандартов для внедрения компаниями – например, Глобальная инициатива по отчетности (Savitz & Weber, 2012, стр. 211). Кроме того, компании по-прежнему могут дополнять свои отчеты о тройной прибыли качественной информацией, как они это делают с финансовыми отчетами.
Несмотря на проблемы, которые представляет собой учет тройной прибыли, транснациональная корпорация для выполнения своих этических обязательств должна придерживаться подхода тройной прибыли, поскольку сама по себе КСО не приводит к желаемым результатам. Тройной результат обеспечивает измеримые и действенные показатели эффективности, которые можно сравнить в разных отраслях и странах. Учитывая состояние глобального распределения богатства, транснациональные корпорации несут особые обязательства, когда дело касается социальной ответственности, что, в свою очередь, также положительно влияет на их производительность. Тройной результат помогает обеспечить прозрачность и подотчетность корпораций с глобальным охватом.
Рекомендации
Агуинис Х. и Главас А. (2012). Что мы знаем и не знаем о корпоративной социальной ответственности: обзор и программа исследований. Журнал менеджмента, 38 (4), 932–968. Веб.
Хардун, Д. (2015). Богатство: иметь все и хотеть большего.
Ловетт, Ф. (2009). Господство и справедливость распределения. Журнал политики, 71 (3), 817–830. Веб.
Савиц А. и Вебер К. (2012). Тройной итог: как сегодняшние наиболее эффективно управляемые компании достигают экономического, социального и экологического успеха – и как вы тоже можете это сделать. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Джон Уайли и сыновья. Веб.
Уиллард, Б. (2012). Новое преимущество устойчивого развития: семь экономических обоснований тройной прибыли (10-е изд.). Остров Габриола, Канада: Издательство New Society. Веб.