Концепция технологической сингулярности
Со временем то, как люди думают и воспринимают мир, подвергается постоянным изменениям. Со времен Древней Греции различные мыслители и философы пытались выразить свое понимание мира и общества через разные концепции, исходя из доступных средств их изучения. В этом контексте современная человеческая философия находится под сильным влиянием технологий и их развития из-за предоставляемых ими инструментов познания. Трансгуманизм – философское движение, зародившееся в XX веке – выводит роль таких «инструментов» на новый уровень (Manzocco 2019). Короче говоря, трансгуманисты поощряют использование технологий для изменения, модификации и, в конечном итоге, улучшения физических и интеллектуальных способностей человека (Manzocco 2019). Трансгуманизм имеет множество значений, включая термин «технологическая сингулярность». Это означает, что наступит момент, когда технологический прогресс станет настолько быстрым и влиятельным, что его уже невозможно будет отслеживать (DoUSEEwhatEYEC, 2016). Трудно предсказать, как именно будет выглядеть мир, когда он пройдет точку сингулярности; однако об определенных пользах и опасностях, которые оно несет обществу, можно угадать с высокой вероятностью.
Современные технологические достижения переплетаются с компьютерами, сопутствующим оборудованием и Интернетом. По мнению Манзокко (2019), будущее общество претерпит десять «мегаперемен», каждый из которых принесет радикальные социальные изменения. Прежде всего, наступает тотальная цифровизация: все, что можно перевести в цифровое пространство, будет соответственно перенесено. Цифровизация служит отправной точкой для второго сдвига мобилизации и медиазации. На этом этапе вычислительные процессы становятся повсеместными, но невидимыми — реальность будет дополнена виртуальным компонентом, включающим все предметы повседневного обихода, такие как книги, инструменты, фильмы или песни. Благодаря внешней памяти люди смогут хранить в облаке все, даже свои воспоминания и опыт. Расширение реальности запускает следующий сдвиг воссоединения и революций интерфейса. Это подразумевает, что информация будет сделана максимально наглядной и абстрактной с помощью очков, виртуальной реальности и голограмм. Учитывая, насколько доступными и автономными станут различные аспекты человеческой жизни, логично будет предположить их дезинтермедиацию. Бизнес, шопинг, банковское дело – эти и многие другие услуги больше не будут требовать человеческого посредничества.
На этом этапе общество осознало бы грандиозную трансформацию, которую оно предприняло. Физически отделенные от инструментов и устройств, люди перейдут к постоянной связи с ними через имплантаты. Имплантаты не будут ограничиваться только человеческими телами — каждый предмет сможет стать разумным, что называется интердигитацией (Manzocco 2019). Интеллектизация приведет к автоматизации многих видов деятельности и процессов, заменив людей машинами везде, где это возможно. Расширение реальности не остановится на втором мегасдвиге, постепенно перерастая в виртуализацию. Например, интерьер комнаты станет легко регулируемым; 3D-принтеры смогут быстро распечатать недостающие объекты на основе имеющихся схем печати. Тем временем компьютеры смогут предвидеть решения человека и контролировать их действия. Чтобы помочь людям, компьютеры будут брать на себя большую часть процессов принятия решений, тем самым оказывая большое влияние на образ жизни людей. И последнее, но не менее важное: роботизация; роботы любого типа будут присутствовать почти повсюду, а их аналоги-андроиды будут становиться все более похожими на людей, причем все более быстрыми темпами.
В целом я рассматриваю эти тенденции как позитивные для будущего общества. Несомненно, существуют определенные недостатки, такие как технологическая безработица, меньшее количество взаимодействий в реальной жизни и потеря квалификации людей (Manzocco 2019). Кроме того, некоторые трансгуманисты (например, Раймонд Курцвейл) связывают сингулярность с созданием искусственного интеллекта (ИИ), который будет намного превосходить человеческий (DoUSEEwhatEYEC, 2016). Если человечество сможет это контролировать, проблема сама по себе может спровоцировать конфликты (Kania, 2017). В противном случае становится невозможным предсказать, как оно будет относиться к человечеству. Тем не менее, возможность создания суперИИ все еще дискуссионна и, следовательно, не очевидна. Проблема технологической безработицы не является чем-то неизвестным, и ее можно решить путем перераспределения рабочей силы. Меньшее количество реальных взаимодействий будет компенсировано сложными коммуникационными технологиями, а виртуальная реальность может стать настолько детальной, что ее будет невозможно различить. Наконец, делегирование определенных решений компьютерам позволит более эффективно управлять временем, что приведет к многочисленным возможностям развития.
Мир, вошедший в технологическую сингулярность, в целом может оказаться за пределами воображаемых человеческих возможностей; тем не менее, его специфические особенности могут быть логически выведены. Общество, затронутое сингулярностью, претерпит несколько радикальных изменений, таких как цифровизация, мобилизация и медиазация, воссоединение и революция интерфейсов, дезинтермедиация, трансформация, интердигитализация, автоматизация, виртуализация, ожидание и роботизация. Такой прогресс, усиленный быстрыми темпами реализации, действительно несет в себе конкретные проблемы, включая вопросы работы и образа жизни. Кроме того, это является источником возможных конфликтов либо между людьми, либо между людьми и машинами. Однако первое можно считать временными неудобствами, которые можно решить правильной регулировкой. В то же время последнее остается «возможностью в возможности», будучи слишком расплывчатым, чтобы вызывать разумные опасения. Поэтому я считаю технологический прогресс благоприятным для развития общества и предвкушаю эпоху технологической сингулярности.
Рекомендации
DoUSEEwhatEYEC. (2016). Быть трансцендентным человеком. Лучше подумайте еще раз! (Видео). YouTube. Веб.
Кания, Е.Б. (2017). Уникальность поля боя. Искусственный интеллект, военная революция и будущая военная мощь Китая. КНАС.
Манзокко, Роберто. (2019). Трансгуманизм. Инженерия человеческого состояния. Спрингер.