Введение

В наши дни слова минимализм и экологичность чаще всего упоминаются на одном дыхании. Современный, минималистский образ жизни обычно сочетается с устойчивыми продуктами и принципиально устойчивым использованием объектов. Эти две концепции родились из разных частей одной и той же проблемы, в которой, возможно, достаточно четко прослеживаются приметы времени. Чрезмерное потребление, одноразовые продукты и последующее загрязнение окружающей среды за последние несколько десятилетий стали причиной возрождения популярности минималистского образа жизни. Япония считается родиной минимализма как философии жизни, распространившейся по всему миру. В связи с этим необходимо задуматься, является ли минимализм все еще частью японского образа жизни или теперь это западная концепция.

Концепция минимализма

Минимализм как образ жизни предполагает, прежде всего, отказ от чрезмерных и ненужных вещей. Современное общество – это общество потребления, обеспечивающее легкий доступ к различным товарам и услугам. Однако в прошлом большинство людей вели образ жизни, добровольно упрощающий (Ohira & Masuda, 2022). Общей характеристикой, которая определяет все минималистские повествования об образе жизни, является то, что люди безоговорочно отвергают устоявшиеся идеалы максимизации потребления.

Истоки минимализма

В Японии несколько истоков заложили основу минимализма. Во-первых, отношение к пустоте в Японии связано с религией. Культура страны неразрывно связана с буддизмом, а пустота — одна из трёх характеристик существования. Перед синтоистскими храмами намеренно оставляют пустое пространство, где, как полагают, обитают боги (Хаймс, 2020). Это место покрыто галькой и огорожено веревкой, здесь принято молиться (Хаймс, 2020). В то же время в дзен-буддизме пустота воспринимается как истина, природа всех вещей, не отсутствие, а полнота (Хан, 2022). Такое восприятие пространства и предметного мира отразилось в образе жизни японцев.

В то же время акцент ни на чем не имеет решающего значения для понятия благополучия в японской культуре. Поскольку внешние реальности кажутся изменчивыми, постоянно меняющимися и часто непонятными, к ним сложно приспособиться (Han, 2022). Таким образом, реальность воспринимается как ограничивающая, а иногда даже угнетающая. Одним из последствий является то, что люди склонны испытывать определенные положительные чувства умиротворения, облегчения и спокойствия, когда они отделяются от реальности.

Западная концепция благополучия

Во многом благополучие на Западе связано с гедонистическими качествами счастья, включая радость, волнение и позитивный настрой. Кроме того, важны личные достижения, собственность и другие формы независимости (Кан и др., 2009). Исследователи также подчеркивают социальную гармонию, сочувствие или симпатию, дух товарищества и другие формы взаимозависимости (Kan et al., 2009). Эти три широкие категории охватывают почти все описания, созданные на Западе (Kan et al., 2009). Таким образом, общая идея западной культуры не имеет ничего общего с концепцией минимализма. Представления о благополучии и счастье, напротив, придают большое значение максимизации и неразрывно связаны с представлением о себе как независимой личности (Haron et al., 2020). Однако понятие «ничего более» давно знакомо на Западе, но не имеет того значения, что для культуры японцев.

Заключение

Таким образом, минимализм имеет большее значение в японской культуре, чем в западной. Для японцев философия минимализма — это нечто большее, чем просто неприятие потребительской реальности. Напротив, современные японцы известны своей страстью к максимализму, которая проявляется, например, в средствах массовой информации. Однако в повседневной жизни японцы до сих пор в большинстве своем сохраняют традиции минимализма как философии, позволяющей насладиться моментом счастья и отдохнуть от быстро меняющейся реальности. Японский минимализм возник в результате религиозного и исторического развития и до сих пор имеет более глубокое значение, чем в западной практике.

Рекомендации

Хеймс, П. (2020). О японском минимализме. Современная эстетика. Веб.

Хан, Б.-К. (2022). Философия дзен-буддизма. Политическая пресса.

Харон Х., Джамиль Н.Н. и Рамли Н.М. (2020). Западные и исламские ценности и этика: отличаются ли они? Журнал управления и добросовестности, 4 (1), 12–28. Веб.

Кан К., Карасава М. и Китаяма С. (2009). Минималистский стиль: Личность, идентичность и благополучие в Японии. «Я и идентичность», 8 (2–3), 300–317. Веб.

Охира С. и Масуда А. (2022). Добровольное потребление простоты в Японии: альтернативное потребление и обратное потребление среди минималистов. Веб.