Краткое содержание

«Мудрец из Галилеи: заново открывая гений Иисуса» — биографическая литература Дэвида Флюссера и Стивена Нотли. Книга была впервые опубликована в 20 веке и отредактирована позже, в 2007 году, как четвертое издание. В настоящее время цена книги колеблется от $18,00 до $19,66. Том исследует жизнь Иисуса согласно еврейской литературе и археологическим источникам. Он содержит исчерпывающую информацию, собранную за почти шесть десятилетий, с многочисленными иллюстративными изображениями, показывающими христианство во время жизни Иисуса на земле. Основными темами этого литературного произведения являются жизнь Иисуса, раннее христианство и иудаизм. В книге двенадцать глав, каждая из которых посвящена различным аспектам христианской жизни, таким как любовь, происхождение, смерть, вера и этика. Авторы построили свою работу таким образом, что темы первых трех глав объясняют жизнь Иисуса, а остальные главы касаются вопросов, касающихся взглядов Иисуса на еврейские обычаи и религиозные традиции.

Об авторах

Дэвид Флюссер был израильтянином, родившимся и выросшим в Вене. Он был профессором Эрли в Еврейском университете в Иерусалиме, специализируясь на христианстве и иудаизме периода Второго Храма. Автор умер в сентябре 2000 года, когда ему исполнилось 83 года. Он работал на факультете сравнительного религиоведения и был членом Израильской академии наук и гуманитарных наук. Католический богословский факультет Люцерна присвоил Флюссеру почетную степень доктора богословия за выдающийся вклад в христианскую жизнь. Другие книги автора включают «Иудаизм и истоки христианства», «Еврейские источники в раннем христианстве», «Духовная история секты Мертвого моря» и «Иисус». Флюссер опубликовал более 100 статей на разных языках, включая немецкий, английский и иврит. Стивен Нотли — профессор Иерусалимского университетского колледжа, Израиль. Профессор специализируется на учениях Нового Завета, жизни Иисуса и исторических еврейских обычаях. Автор написал множество статей и вместе с Флюссером написал книги «Иисус» и «Мудрец из Галилеи».

Краткое содержание книги

Глава Один

Первая глава называется «Источники» и объясняет основные идеи книги и полезные материалы, которые могут помочь в изучении жизни Иисуса, его действий и их влияния на жизнь человека. В этой главе авторы утверждают, что написать историю и историю жизни Иисуса можно, опираясь на заслуживающие доверия источники (Флюссер и Нотли, 1). Авторы отмечают, что книга связана не с богословскими взглядами, а с исторической перспективой и исследованием жизни Иисуса, ранней христианской жизни и иудаизма Flusser & Notley, 4). К заслуживающим доверия источникам, которые авторы рекомендуют для поиска истории Иисуса, относятся четыре Евангелия: от Матфея, Иоанна, Луки и Марка. В книгах содержатся важные знания и факты о жизни Иисуса от рождения, распятия и смерти. Поэтому они ценны, поскольку обладают достоверной информацией для исследований и анализа.

Глава вторая

Вторая глава, «Происхождение», исследует историю Иисуса, начиная с его чудесного зачатия и места рождения. Авторы пытаются объяснить, что происхождение Иисуса из ветхозаветных пророчеств сомнительно. Многие люди понимают, что Иисус родился по духовному замыслу, чтобы стать спасителем людей, и Его предки происходят от царя Давида. Более того, Его считают Мессией, потому что пророчества предсказывали великого Царя из Иуды и рода Давида. На основе еврейской истории об Иисусе Флюссер и Нотли утверждают, что, хотя Иисус мог быть потомком Давида, его рождение могло произойти в Назарете, что делает его евреем (Флюссер и Нотли, 7). Они полагают, что автор Евангелия мог иметь неточные сведения о месте рождения, поскольку Мессия был обещан евреям.

В третьей главе

В третьей главе «Крещение» рассматривается как основная тема. Авторы описали путь Иисуса и его веру, приведшую к крещению. В то же время они фокусируются на жизни Иоанна Крестителя, его роли в жизни Иисуса и прощении грехов, влияющих на жизнь человека. В дискуссии подчеркивается связь между Марией, матерью Иисуса, и Елизаветой, матерью Иоанна. По мнению авторов, эти отношения существенно повлияли на жизнь Иисуса, на путь веры и спасения (Флассер и Нотли, 22). В главе описываются межличностные отношения и географические проблемы, связывающие Иисуса и Иоанна Крестителя. Эти два отношения позволяют сравнивать их для анализа, показывая, что Иисус и Иоанн разделяли некоторые общие убеждения, которые могут повлиять на лучшее понимание жизни Иисуса и Его решений.

Глава четвертая

Четвертая глава называется «Закон», и в ней авторы обсуждают жизнь и служение Иисуса в связи с Моисеевым законом. Авторы используют главу для анализа различных аспектов закона Моисея, который Иисус пришел исполнить как Мессия. По мнению Флюссера и Нотли, Иисус отдавал предпочтение закону Моисея и подчинялся ему, несмотря на его противоречия и взгляды фарисеев и книжников (43). Авторы доказывают поддержку Иисусом и исполнение законов Моисея, используя Его учение о любви и о том, как обращаться с врагами. В конечном итоге они приходят к выводу, что Иисус меньше заботился о том, чтобы неевреи раскрывали публике свое социальное происхождение и происхождение.

Глава пятая

В четвертой главе авторы акцентируют внимание на «Любви» как законе и отношении. Глава содержит важные вопросы о происхождении, эволюции и толковании любви из десяти заповедей, современной христианской морали и Царства Божьего. По мнению авторов, многие библейские писания не объясняют факторов, повлиявших на интерпретацию христианской любви Иисусом. Толкование любви Иисусом – это не результат еврейской критики, а отношение людей к тому, что было установлено до него. Иисус настаивает на том, что любовь должна проявляться как отношение, а не как закон. Если бы любовь рассматривалась как закон, люди не чувствовали бы и не проявляли бы ее от всего сердца. С другой стороны, любовь как отношение показывает характеристики человека, ведущие к тому, чтобы любить ближнего так, как хотелось бы. Следовательно, любовь как отношение побуждает людей любить своих врагов. Поэтому авторы исследуют и объясняют происхождение любви, ее развитие, а также взгляд Иисуса на любовь, который руководит христианской верой сегодня.

Глава шестая

Шестая глава исследует этику, мораль и грех. Авторы показывают, как Иисус обращался с законами и обычаями, касающимися морали. Авторы анализируют противоречивые взгляды на этику в еврейской общине и взгляды Иисуса (Flusser & Notley, 75). Иисус подошел к понятию греха и праведности как с политической, так и с духовной точки зрения. Он настаивал на справедливости и достоинстве, а не на следовании обычным законам, которые неэтичны и полны гордости. По словам Иисуса, жители Иерусалима избежали бы конфликтов и разрушений, если бы они покаялись и выбрали мир. Авторы утверждают, что Иисус считает концепцию Божьей праведности разумной и несоизмеримой. Поэтому человек может уклониться от правосудия на земле и не может избежать суда Божия.

Глава седьмая

Царство Небесное составляет седьмую главу книги. Авторы объясняют различные точки зрения на Царство Божье согласно мнению Иисуса и еврейских религиозных учителей или раввинов. Флассер и Нотли объясняют понимание Иисусом Царства Его Отца и то, как оно может повлиять на христианскую веру (82). В то время как религиозные учителя утверждают, что Царство Божье придет с видимыми знамениями, Иисус настаивает на том, что Царство Божье уже здесь, среди людей. Иисус рассматривает Царство Бога как спасение, в то время как раввины ожидают последнего дня суда для того, чтобы получить вечную жизнь на небесах. Таким образом, гении Иисуса открывают, что Царство Божие определяется не эсхатологическим правилом, а божественной волей жить во Христе на земле.

Глава восьмая

В восьмой главе Иисус рассматривается как сын Божий, посланный избавить Свой народ от греха. Авторы утверждают, что Иисус имел связь со своей человеческой семьей и был старшим сыном Иосифа и Марии. Авторы предполагают, что понимание происхождения и семьи Иисуса имеет важное значение для изучения Его жизни как Мессии. Дети, рожденные после Иисуса, считали Его своим братом независимо от бессмертия и кровного родства. Таким образом, Иисус вырос в еврейской семье и культуре, формируя Свою жизнь и служение. Информация в этой главе в основном взята из Евангелия от Луки, поскольку авторы считают его рассказ о жизни Иисуса более надежным.

Глава девятая

Глава девятая, «Сын Человеческий», исследует взаимосвязь между человеческой природой Иисуса и его мессианской миссией. Авторы объясняют, почему Иисус отказался публично заявить людям о своем мессианстве и миссии. По мнению авторов, Иисус не мог заявить о своей личности, потому что Он не завершил мессианскую задачу по установлению Царства Божьего (Флюссер и Нотли, 99). Иисус не был автором эсхатологического расписания и не мог раскрыть Свою личность, потому что Он не мог определить, когда пройдет судный день и принесет Царство Божие. Следовательно, глава предлагает понимание событий, которые привели к предательству Иисуса, с точки зрения исторических еврейских взглядов. По мнению авторов, предательство Иисуса Иудой было записано и должно было пройти через суд Понтия Пилата. В этом отношении евреи не участвовали в смерти и распятии Иисуса, потому что закон влиял на Пилата. Во-вторых, распятие было не прямым приказом Пилата, а мнением людей между распятием Иисуса и освобождением Варнавы.

Глава десятая

Авторы рассказывают о жизни Иисуса после крещения в Иерусалиме, где Ему как Мессии грозят гонения. В этой главе Флюссер и Нотли утверждают, что путешествие Иисуса в Иерусалим было преднамеренным, поскольку он хотел умереть в своем родном городе (Флюссер и Нотли, 117). В то же время Иисус предвидел гибель Иерусалима и повторное собрание народа Божьего на этой земле после падения. Вопреки мнению, что Иисус отправился в Иерусалим с визитом, авторы предполагают, что Иисус предвидел Свою смерть и намеренно инициировал конфликты с руководителями храма, которые привели к его суду и смерти.

Глава одиннадцатая

Последняя глава — «Смерть» и рассказывает о суде, распятии, воскресении и вознесении Иисуса, чтобы править вместе с Богом. Эта глава вращается вокруг последних моментов жизни Иисуса, когда он рассказывает ученикам и еврейским лидерам о Своей личности как Сына Божьего (Flusser & Notley, 144). В этой главе рассказывается о тщетных попытках Иисуса объяснить свою мессианскую миссию книжникам и фарисеям, что привело к суду над ним Пилатом и распятию.

Рецензия на книгу

Мудрец из Галилеи аналитически исследует жизнь Иисуса от рождения, смерти до воскресения, выявляя неизвестные вопросы о жизни Иисуса. Из названия книги «Мудрец из Галилеи: заново открывая гений Иисуса» становится очевидным, что авторы рассматривают Иисуса как гения и стремятся изучить степень его блеска и самосознания как еврейского Мессии. Хотя в книге Иисус рассматривается как религиозный лидер, в первом предисловии автора объясняется, что книга не связана с духовностью и христианской верой. Следовательно, это литература, направленная на объяснение жизни Иисуса на Земле с философской и социальной точки зрения.

После предисловия в первой главе объясняются ресурсы, которыми пользовались авторы при изучении жизни Иисуса. По мнению авторов, четыре Евангелия содержат всю историческую информацию об Иисусе и, следовательно, заслуживают доверия для исследования информации, связанной с происхождением, жизнью и смертью Иисуса (Flusser & Notley, 3). Однако книга Луки содержит наиболее надежную и заслуживающую доверия информацию, чем остальные три, поскольку информация была сохранена, в то время как другая книга была переведена на греческий и английский языки, что привело к пропускам и манипулированию информацией. Таким образом, Евангелие от Луки наиболее близко к точному историческому описанию жизни Иисуса.

Это наблюдение вызывает исторические разногласия из-за противоречий в их надежности как исторических документов. Хабермас и Анкерберг утверждают, что Евангелия дают разную информацию о жизни Иисуса и разные точки зрения на Его личность (57). В то же время Евангелия были написаны спустя много лет после жизни Иисуса, что гарантирует достоверность информации, поскольку у них было достаточно времени для написания свидетельств очевидцев. В то же время в книгах представлены разные версии Иисуса, поскольку авторы обращались к разным аудиториям, каждая из которых пыталась доказать, что его послал Бог (Хабермас и Анкерберг, 54). Там, где Марк изображает Иисуса как сына Божьего, Евангелие от Матфея показывает его мессианскую миссию, а Иоанн описывает теологический аспект Бога, включая чудесные события. Тем не менее, рассуждения Флюссера о том, что Евангелия, особенно Евангелие от Луки, являются находчивыми источниками для объяснения жизни Иисуса, неубедительны и требуют дальнейшего исследования для подтверждения исторических свидетельств.

Историчность Иисуса вызывает споры среди ученых-исследователей из-за различий в исторических отчетах и ​​достоверности информации из евангельских книг. Точно так же биографическая версия происхождения Иисуса Флюссера и Нотли вызывает сомнения в необходимости дальнейшего изучения и разумных доказательств, ведущих к их выводам о происхождении и рождении Иисуса. В «Происхождении» авторы твердо помещают Иисуса в рамки его еврейского происхождения. Флассер и Нотли в первую очередь черпают происхождение Иисуса из Евангелия от Матфея и Луки, чтобы показать, как оно повлияло на Его жизнь и служение. Учитывая разные версии происхождения Иисуса в двух Евангелиях, авторы не учитывают, что выбрали некоторые аспекты происхождения и опустили другие. Например, Евангелие Матеса указывает на происхождение Иисуса от царя Давида, а Евангелие от Луки показывает происхождение Иисуса от Нафана. Оба предка происходят от царя Соломона, но имеют разные линии, которые связывают Иисуса с его предками. Следовательно, один из авторов располагал неточной информацией, что ставит под сомнение надежность обоих источников.

Следовательно, авторы связывают рождение Иисуса с Назаретом, подразумевая Его еврейское происхождение как ожидаемого Мессию. По мнению Флюссера и Нотли, место рождения Иисуса является загадкой, а в четырех Евангелиях Вифлеем задокументирован из-за религиозных идеологий. Иисус мог родиться в Назарете, имея еврейское происхождение по рождению и крови. Однако евреи не считали Иисуса своим Мессией, поскольку Он не оправдал их мессианских ожиданий (Хабермас и Анкерберг, 67). В рассказе Мэтью предполагается, что Иосиф, приемный отец Иисуса, был сыном Иакова, в то время как в рассказе Лукеса утверждается, что отцом Иосифа был Хели. Противоречивые генеалогии делают ненадежной информацию как источник происхождения и жизни Иисуса на земле.

Более того, соединение Иисуса с потомками царя Давида делает Его человеком, а не небесным существом, посланным Богом. Учитывая, что Иосиф является приемным отцом Иисуса и имеет прямую линию от Давида, нельзя предполагать, что происхождение Иисуса оказало какое-либо влияние на его жизнь и служение из-за косвенной родословной. Евреи могли принять Иисуса только в том случае, если бы Он был из колена Иуды как потомок царя Давида (Хабермас и Анкерберг, 67). Таким образом, согласно еврейским эсхатологическим верованиям, связь кажется ненадежной. Авторы могли бы утверждать, что прямая родословная человеческой природы Иисуса происходит от Марии, биологической матери, и исследовали его происхождение на основе ее социологического происхождения.

Важная тема, которая возникает в исследовании авторов, — это балансирование между еврейскими основами в его жизни и служении и тем, как Иисус меняет идеологии в другом направлении. Например, Флассер и Нотли утверждают, что Иисус разделял ессеев, которые направляли Его жизнь и служение, позволяя Ему выполнить мессианскую миссию. По мнению автора, Иисус имел те же взгляды на крещение, что и Иоанн Креститель. Однако Иисус придерживался противоположных взглядов на Царство Небесное с Иоанном Крестителем.

Оба согласились с наступлением царства и бессмертия, что соответствует верованиям ессеев. Однако Иоанн Креститель рассматривал Царство Божье как день суда, который произойдет с видимыми знамениями (Флассер и Нотли, 85). С другой стороны, Иисус учил, что Царство Божие уже близко для верующих в него (). Иисус провозгласил: «А если Я изгоняю бесов перстом Божьим, то пришло к вам Царствие Божие» (Луки 11:20). Следовательно, личности, принявшие спасение, уже находятся в Царстве Небесном. Если не считать Иоанна Крестителя, взгляд Иисуса на Царство отличается от взглядов раввинов и фарисеев. Верования раввинов о Царстве совпадают с их ожиданиями о Мессии, который победит их врагов и поддержит Иерусалим. Таким образом, они ожидают видимых признаков Царства и второго пришествия Мессии.

Авторы описывают Иисуса как законопослушного и верного еврея, принявшего убеждения иудаизма. Согласно Фластеру и Нотли, конфликты Иисуса с фарисеями по поводу законов и еврейских обычаев были частью усиления раввинистических дискурсов. «Для Иисуса, конечно, существовала особая проблема его отношения к закону и его понятиям, но она возникает для каждого верующего еврея, серьезно относящегося к иудаизму (Флюссер и Нотли, 35). Этот отрывок показывает, что Иисус следовал законам фарисеев и книжников, несмотря на разногласия между противоположными взглядами.

Хотя евреи считали чудеса исцеления Иисуса во время субботы недостоверными и неиудаистскими, авторы настаивают на том, что Иисус исцелял, используя слова, которые не нарушали законы субботы. Согласно еврейской традиции, люди работали шесть дней и отдыхали в субботу от любой деятельности, изображающей работу. Если бы еврейские обычаи повлияли на жизнь Иисуса, Он не совершил бы чуда, несмотря на Свою власть. Он называет руководителей храмов «лицемерами», показывая Свое презрение к их законам (Хабермас и Анкерберг, 88). Таким образом, этот аргумент показывает, что Иисус был независимой личностью от Своего социального происхождения и пришел, чтобы представить новые перспективы через свое служение.

Авторы далее предполагают, что Иисус не является автором эсхатологического расписания, а адаптировал его от раввинов, как видно из его ранних учений. Если теория верна, то учение Иисуса о Царстве Небесном должно совпадать с точкой зрения Иисуса (Хабермас и Анкерберг, 74). Напротив, у евреев и Иисуса были разные взгляды на Царство Божье, что позволяет предположить, что еврейское происхождение не повлияло на мессианскую миссию Иисуса. С этой точки зрения авторы утверждают, что убеждения Иисуса противоречивы и не позволяют сделать окончательных выводов о том, верил ли Иисус и подчинялся еврейским идеологиям, или же Он пришел изменить их мнение, предложив другую религию.

Наконец, авторская организация своей работы вызывает критику со стороны читателей, незнакомых с еврейской литературой. У многих читателей могут возникнуть проблемы с увязкой хода книги, поскольку в ней исследуются многочисленные темы без четкой организации. Помимо вопросов о подлинности, в книге Флюссера и Нотли отсутствует методология, что затрудняет ее чтение и затрудняет понимание основных идей. Все главы содержат важную информацию о жизни Иисуса, но тематические области разбросаны и слабо связаны между собой, что приводит к путанице.

Оценка и рекомендации

Несмотря на недостатки, работа Флюссера и Нотли дает читателям глубокие идеи, основанные на различных изображениях жизни, деятельности и мессианской миссии Иисуса. Они используют привлекательный подход, чтобы изобразить Иисуса в соответствии с Его социальным происхождением, а не с религиозной точки зрения. Отчет автора освежает, дает глубокие знания, которые заставляют читателя углубиться в неизведанное и разгадать тайны, которые могут повлиять на исторические представления об Иисусе и христианской вере. С самого начала книги авторы демонстрируют значительное знание истории Иисуса, черпая информацию из Библии, еврейских источников и литературы, которые дают другой взгляд на жизнь и служение Иисуса. Литература не ограничена историческими рамками исследования Иисуса и раскрывает определенные аспекты, повлиявшие на образ жизни Иисуса, Его решения и взгляды на Царство Божие.

Литература поддерживает многие еврейские обычаи и обычаи, а также иудейские ожидания Мессии. Например, авторы предполагают, что родословная Иисуса берет свое начало от Иуды через царя Давида и приемного отца Иисуса, Иосифа. Евреи ожидали, что родословная Мессии будет следовать за родословной Давида, и признание Иисуса потомком Давида было гарантией его мессианства. Однако источники информации противоречат данным, и автор не приводит убедительных оснований утверждать достоверность информации. Таким образом, это показывает, что авторы знают свою тему, а исследование основано на многолетних исследованиях и заканчивается заключительными замечаниями о том, что Иисус был гением во время своей жизни и служения. Я бы порекомендовал эту книгу людям, ищущим информацию об истории Иисуса и Его героических поступках, позволяющую по-новому взглянуть на устоявшиеся законы и обычаи иудаизма. Как читатель, наиболее важным аспектом книги, который следует отметить, является то, что Иисус был мессианцем во всех смыслах, независимо от Его религиозного и социального происхождения.

Цитируемые работы

Флассер, Дэвид и Стивен, Нотли. Мудрец из Галилеи: заново открывая гений Иисуса. 4-е изд., Эрдманс, 2008.

Хабермас, Гэри Р. и Анкерберг, Джон. Доказательства исторического Иисуса: является ли исторический Иисус Христом веры? Христианское издательство, 2020. 28-110 стр.

Святая Библия: Версия короля Иакова. ООО «Хендриксон Паблишерс Маркетинг», 2020 г.