В книге «Мусульманский мир после 11 сентября» исследуются драматические изменения, произошедшие в политической среде мусульманского мира после инцидента 11 сентября 2001 года. Рабаса и др. (2004) сосредоточили внимание на факторах, вызывающих эти изменения, чтобы предоставить ученым и политикам обзор событий и тенденций, которые могут оказать существенное влияние на безопасность и интересы Соединенных Штатов. Они начинают с классификации мусульман мира на основе различий, определяемых религиозными взглядами, а также социальной и политической ориентацией.

Затем книга исследует религиозно-политическую карту мусульманского мира, уделяя особое внимание двум основным расколам. Первое раскол определяется ветвями ислама – шиитами и суннитами. Рабаса и др. (2004) указывают, что сунниты составляют большинство в мире, а шииты составляют меньшинство, составляющее соответственно 85% и 15% мусульманского населения. Арабский и неарабский мир определяют второй раскол. Рабаса и др. (2004) отмечают, что, хотя политические и другие аспекты ислама фильтруются через призму арабов, только 20% мусульман во всем мире являются арабами. Политические, экономические и социальные порядки существенно различаются в арабских и неарабских мусульманских странах. Рабаса и др. (2004) затем исследуют факторы, способствующие исламскому радикализму, классифицируя их на условия, процессы и каталитические события. Позже они предполагают, как Соединенные Штаты могут реагировать на возможности и вызовы, которые нынешняя ситуация в мусульманском мире представляет для интересов страны.

Предложения, представленные в книге, представляют собой экономические, политические и военные варианты. Соединенные Штаты могут способствовать созданию умеренных сетей, разрушать радикальные системы, способствовать реформам в мечетях и медресе, а также расширять экономические возможности, особенно для молодых мусульман (Рабаса и др., 2004). Кроме того, страна может поддерживать гражданский ислам, отказывать экстремистам в ресурсах, сбалансировать необходимость борьбы с терроризмом ради демократии и стабильности в мусульманских странах и сосредоточиться на вовлечении исламистов в нормальную политику. Кроме того, Соединенные Штаты могут установить военные отношения с ключевыми мусульманскими странами, создать подходящий военный потенциал и привлечь мусульман диаспоры для помощи в преследовании и защите их интересов.

Ссылка

Рабаса А.М., Талер Д., Лессер И., Лал Р., Карасик Т., Фэйр К., Чок П. и Бернард К. (2004). Мусульманский мир после 11 сентября. Корпорация РЭНД.