Киберзапугивание через призму теории социального обучения
Введение
Растущая популярность технологического общества и развитие онлайн-взаимодействий часто создают новые опасности для пользователей. Потенциальные преступники теперь имеют большую анонимность благодаря росту социальных сетей, позволяющих устанавливать отношения и рассматривать цели для преступной деятельности. Киберпреступники осуществили широкий спектр действий, многие из которых сейчас считаются незаконными: от мошенничества с электронной почтой до цифрового пиратства. Проблема киберзапугивания ошибочно считается менее опасной для общества, чем другие онлайн-преступления. Однако существует необходимость решения проблемы киберзапугивания для создания безопасной онлайн-среды.
Теория обучения изучению киберзапугивания
Киберзапугивание является относительно новым явлением; однако это явление возникло до появления Интернета. Взяв за основу традиционное издевательство, исследователи описали киберзапугивание как «агрессивное, преднамеренное действие, совершаемое группой или отдельным лицом с использованием электронных форм взаимодействия, часто и на протяжении длительного времени, против жертвы, которая не может с готовностью защитить себя» (Ковальски и др.). др., 2019, 23). Существуют различные типы, например, прямо-агрессивные действия, направленные хулиганом на жертву. Во-вторых, косвенное киберзапугивание происходит в различных средствах массовой информации и может охватить больше людей. Ученые классифицировали проявления киберзапугивания еще более подробно: флейминг, изоляция, разоблачение и обман (Kowalski et al., 2019). Основной особенностью концепции является анонимность, позволяющая хулигану скрывать свою личность, что заставляет жертву чувствовать себя бессильной. Таким образом, идея киберзапугивания аналогична традиционной, но реализуется через онлайн-платформы с новыми подходами.
Основной целью киберзапугивания являются школьники, особенно средние и старшие классы. Процент в школах США варьируется в зависимости от расы, сексуальной ориентации, гендерной идентичности и отношений со сверстниками. По данным Ковальского и др. (2019), до 51% учащихся средних школ сталкивались с издевательствами, при этом 5% — более одного раза. Аналогичные результаты появились и в статистике старших классов: примерно 35% учеников сообщили о киберзапугивании, а 14,5% заявили, что издевались над другими учениками. Кроме того, учащиеся ЛГБТК (в возрасте 12–17 лет) подвергаются издевательствам почти в два раза чаще, чем люди, не принадлежащие к ЛГБТК, – 52,4% (Kowalski et al., 2019). Таким образом, статистика показывает высокий уровень кибербуллинга среди студентов.
Индивидуальные, семейные факторы и факторы сверстников также влияют на опыт издевательств. По данным Ковальского и др. (2019) некоторые особенности личности, отношения и действий детей и молодежи были связаны с риском или защитными факторами киберзапугивания. Низкая самооценка является одним из наиболее часто упоминаемых личностных факторов риска виктимизации издевательств. Недостаток самоконтроля, социальная тревожность, агрессивные импульсы и антисоциальная личность являются дополнительными факторами риска для людей. Однако улучшение контроля над эмоциями и уверенность в своей способности защитить себя являются профилактическими мерами против киберзапугивания.
Социальное взаимодействие со сверстниками и семейные отношения могут быть причинами виктимизации или средством совершения преступлений. Эти отношения были изучены в соответствии с Теорией социального обучения (SLT), чтобы выявить социальные модели, предотвращающие вредный опыт. Исследование Chen et al. (2020) показывает, что качество семейных отношений имеет решающее значение для развития социальных взаимодействий; например, дети, на которых влияет теплое воспитание, могут более эффективно регулировать негативные эмоции и снижать агрессивное поведение. По данным SLT, было показано, что выражение благодарности связано с менее агрессивным поведением среди участников, подвергшихся оскорблениям, и что эмпатия значительно смягчает связь между чувством благодарности и менее агрессивным поведением (Chen et al., 2020). Кроме того, дети развивают чувство сопереживания, наблюдая за словами и языком тела, которые используются для описания чувств окружающих их людей. Таким образом, позитивные методы воспитания могут влиять на то, как у детей развивается эмпатия. Можно поощрять эмоциональную стабильность, оптимизм и искренность детей, что поможет им адаптироваться к окружающей среде и развить сочувствие. При величине эффекта 17,89 процента у старшеклассников когнитивная эмпатия служила одной из переменных-предсказателей совершения киберзапугивания (Chen et al., 2020). Поэтому благодаря СЛТ ученые разработали систему качеств, которые помогут предотвратить дальнейшую агрессию во время взросления.
Включение эмпирического исследования издевательств как киберпреступления подтверждается другими результатами исследования факторов SLT. Согласно недавним исследованиям, анализ индивидуальных различий, таких как самоконтроль, также может повысить риск участия в вредном поведении, особенно в киберпреступлениях (Nodeland & Morris 2018). Элементы SLT, такие как дифференциальная ассоциация, могут определять потребность в наборе навыков, которым люди часто приобретают посредством человеческих контактов или опыта. Работа Ноделанда и Морриса (2018) показывает, что взаимодействие со сверстниками, поощряющими киберзапугивание, влияет на вовлечение других сверстников. Например, индивидуальный акт издевательства со стороны ученика провоцирует аналогичное поведение среди его группы друзей. Знакомство с идеями, тактиками и процедурами проявления агрессии постоянно расширяется, поскольку люди проводят больше времени в Интернете, строят новые отношения, углубляют существующие и получают доступ к все большему количеству ресурсов.
Заключение
Таким образом, киберзапугивание — это новая форма существующего акта агрессии по отношению к другим людям, затрагивающая в первую очередь молодых людей, особенно членов меньшинства или ЛГБТК-сообщества. Теория обучения и обучения раскрывает модели поведения, которые могут повлиять на виктимизацию учащегося. Хотя позитивная семейная обстановка может предотвратить акт издевательств, отсутствие таких качеств может спровоцировать дальнейшую агрессию в Интернете. На действия киберзапугивания влияет участие сверстников в онлайн-деятельности. Таким образом, создание здоровой семейной среды и ответственности в обществе сверстников может улучшить онлайн-опыт учащихся.
Рекомендации
Чен Л., Ван Ю., Ян Х. и Сунь Х. (2020). Эмоциональная теплота и отношение к киберзапугиванию у студентов колледжей: опосредование благодарности и сочувствия. ПЛОС ОДИН, 15(7), 1-14.
Ковальски Р.М., Лимбер С.П. и МакКорд А. (2019). Развивающий подход к киберзапугиванию: распространенность и защитные факторы. Агрессия и агрессивное поведение, 45, 20–35.
Ноделанд Б. и Моррис Р. (2018). Тест теории социального обучения и самоконтроля на предмет киберпреступлений. Девиантное поведение, 41 (1), 41–56.