Катастрофа космического корабля «Челленджер»
Факты по делу в отношении каждого из следующих пунктов:
Инженерный дизайн
Космический челнок, как известно, является одним из самых амбициозных проектов современности. Идея создать космический корабль, который смог бы летать в космическое пространство и возвращаться обратно, казалась фантастической и даже смешной. Именно поэтому его воплощение было очень сложным процессом, имевшим свои особенности, связанные с технической стороной данного проекта. При этом было очевидно, что каждый пуск был рискованным, и в случае неудачи большое количество специалистов анализировали аспекты аварии.
Прежде всего следует сказать, что космический челнок создавался как многоразовая ракета-носитель (Фледерманн-7), и именно поэтому это был сложный механизм. Для запуска этого космического корабля используются твердотопливные ракетные ускорители. Они могут гарантировать значительное увеличение силы.
Однако они очень опасны, так как остановить их невозможно, если топливо загорится. Аварии с космическими шаттлами показали, насколько опасными могут быть двигатели такого типа. Перед запуском «Челленджера» были обнаружены некоторые проблемы в работе твердотопливного ракетного ускорителя и шарнирно-сочлененной конструкции. Они не работали должным образом. К сожалению, хорошее решение этой проблемы до запуска «Челленджера» найдено не было.
Однако инженерная конструкция этого шаттла оказала большое влияние на общество. Это было предметом гордости общества, поскольку в их стране был создан сложный корабль уникальной конструкции. Именно поэтому этот проект стал настоящим делом чести всего народа.
Атмосферные (погодные) условия с ночи перед запуском до момента катастрофы.
Проблемы, выявленные при анализе проекта, убедили специалистов, что для снижения рисков лучше обеспечить идеальные погодные условия в день запуска. Этот факт стал очевиден после исследований, которые показали, что холодная погода сильно влияла на работу всей системы и увеличивала вероятность выхода из строя.
Именно поэтому первый пуск был отложен из-за холодного фронта, который, как говорили, должен был прийти. Решение подождать еще день было принято. Однако в ночь перед запуском погода лучше не стала. Ночная температура оказалась даже холоднее, чем ожидалось. На стартовой площадке произошло значительное скопление льда из-за аварийных душей и пожарных шлангов (Фледерманн-11). Однако на этот раз запуск не был отложен.
Профессиональные обязанности игнорируются
Крушение космического корабля стало очень тревожной катастрофой, которая не случайно привлекла большое внимание. Именно поэтому множество различных специалистов пытались проанализировать последствия запуска, определить основные причины, приведшие к таким результатам, чтобы избежать их в будущем. Сделать это было довольно легко, поскольку каждый запуск шаттла снимался сотнями камер, и все показы записывались.
Проанализировав все данные и доказательства, которые были в их распоряжении, специалисты пришли к выводу, что причиной этой катастрофы могло стать пренебрежение профессиональными обязанностями. Первой очевидной причиной стало пренебрежение чиновников к погодным условиям. Ричарду Фейнману, одному из членов специальной комиссии, удалось доказать идею о том, что при низких температурах космический челнок становится более уязвимым, и вероятность катастрофы значительно возрастает (Фледерманн 12).
В этих условиях становится очевидным, что ответственным за запуск людям следовало отложить его, чтобы дождаться лучших условий и гарантировать его успех. Был проигнорирован один из фундаментальных канонов инженерного кодекса NSPE, который гласит, что следует избегать обманных действий («Кодекс этики инженеров NSPE», п. 7). Более того, очередная авария с космическим челноком продемонстрировала угрожающую тенденцию игнорирования большого количества мер безопасности при подготовке корабля к запуску.
Проанализировав причины крушения шаттла «Колумбия», специальная комиссия пришла к выводу, что это произошло из-за отслоения пены. Специалисты, ответственные за этот запуск, знали об этой проблеме; однако они не обратили на это особого внимания.
Именно поэтому отчет, сделанный после анализа данных, был назван «нарушенной культурой безопасности». Принимая во внимание эти факты, можно прийти к выводу, что этой трагедии можно было избежать, если бы все люди, ответственные за отдельные аспекты этого проекта, были внимательны и действовали согласно инструкции.
Инженеры, занимающие административные/управленческие должности в течение своей карьеры
Существует тенденция, что многие инженеры в течение своей карьеры занимают административные должности. Можно сказать, что этот факт оказывает пагубное влияние на всю сферу техники в мире. Выполняя управленческую работу, инженер теряет практические навыки, которые имеют большое значение в работе любого хорошего специалиста.
Поэтому можно даже сказать, что эта тенденция может стать одним из факторов, приведших к плачевным результатам. Не обладая навыками, инженеры могут забыть о какой-то мелочи, которая очень важна в этой сложной сфере. Вот почему важно сочетать управленческую работу с хорошей практикой, чтобы быть в хорошей форме.
Цитируемые работы
Фледдерманн, Чарльз. Инженерная этика. Нью-Джерси: Прентис Холл. 2011. Печать.
Кодекс этики инженеров NSPE. Веб.