Business Model Canvas (BMC) — это инструмент стратегического планирования, который помогает предприятиям и предпринимателям моделировать, проектировать, создавать и анализировать свои предприятия. Девятью ключевыми направлениями деятельности BMC являются сегментация клиентов, ценностное предложение, канал, управление взаимоотношениями с клиентами (CRM), модель доходов, структура затрат, ресурсы, инфраструктура и ключевые партнеры (Сибурян, 2020). С другой стороны, ключевыми элементами партнера являются организации или отдельные лица, с которыми компания должна сотрудничать для осуществления своей деятельности. Некоторые общие ключевые партнерские элементы включают поставщиков, дистрибьюторов, розничных продавцов и партнеров по маркетингу. Ключевые виды деятельности в рамках бизнес-модели и ключевые партнеры — это два элемента, которые помогают бизнесу в достижении его целей.
Деловая деятельность связана с BMC в целом и влияет на нее несколькими ключевыми способами. Первый способ — сегментация клиентов для получения дохода; предприятиям необходимо идентифицировать и ориентироваться на конкретные сегменты клиентов, предлагая им ценностное предложение, которое им нравится. Деловая деятельность помогает определить целевой рынок и проблемы, которые бизнес пытается для них решить (Сибурян, 2020). Второй путь — через ценностное предложение, которое относится к определению услуг или продуктов компании и способов их доставки (канал). Это определяет, как компания создает ценность для своих клиентов и отличается от конкурентов.
Более того, CRM охватывает все тактики и стратегии, которые компания использует для взаимодействия, удержания и расширения своей клиентской базы. Одной из важных моделей дохода для компании является продажа продуктов или услуг своим клиентам. Чтобы сделать это успешно, важно иметь точное понимание того, чего хотят и в чем нуждаются клиенты, а также за что они готовы платить (Сибурян, 2020). Эту информацию можно собрать посредством исследования рынка и отзывов самих клиентов. Структура затрат является еще одним важным фактором успеха компании; сюда входят все расходы, связанные с созданием и продажей продуктов или услуг, например, заработная плата сотрудников. Когда сотрудникам плохо платят, они могут потерять мотивацию и, таким образом, не давать удовлетворительных результатов, которые помогут компании в достижении ее целей.
Кроме того, ресурсы и инфраструктура имеют важное значение для предприятий, которые следует учитывать при разработке своей бизнес-модели. Например, компании может потребоваться инвестировать в исследования и разработки для создания нового продукта, арендовать офисные помещения и приобрести оборудование для ведения деятельности (Сибурян, 2020). При разработке BMC компаниям важно изучить все различные аспекты своего бизнеса и то, как они будут функционировать. Это включает в себя размышления о ресурсах и инфраструктуре, необходимых для успеха.
Четыре ключевых элемента партнерства — это поставщики, дистрибьюторы, розничные торговцы и партнеры по маркетингу. Каждый из этих партнеров может сыграть свою роль, помогая бизнесу выйти на целевой рынок и достичь желаемых результатов. Например, поставщики могут предоставить сырье или компоненты, необходимые для производства продукта или услуги, тогда как дистрибьюторы могут помочь вывести продукт или услугу на рынок (Todeschini et al., 2017). Розничные торговцы могут помочь в продвижении и продаже продукта или услуги потребителям, а партнеры по маркетингу могут помочь продвигать и продавать продукт или услугу через различные маркетинговые каналы. Другим примером являются ключевые партнеры Coca-Cola, в число которых входят ее поставщики, которые поставляют сироп, который смешивают с газированной водой для создания напитка (Linnander et al., 2017). Ее дистрибьюторы доставляют готовую продукцию розничным торговцам, которые затем продают и выставляют ее на полках магазинов. Наконец, маркетинговые партнеры создают рекламу на телевидении, радио и в печатных СМИ.
В заключение отметим, что ключевые виды деятельности и элементы ключевых партнеров BMC связаны с общей бизнес-моделью и влияют на нее несколькими ключевыми способами. Ключевые виды деятельности необходимы для успеха бизнеса и должны осуществляться для того, чтобы бизнес приносил доход. Ключевые партнеры помогают осуществлять эти ключевые мероприятия или предлагают поддержку другими важными способами. Поэтому отношения между этими двумя элементами: ключевыми видами деятельности и партнерами имеют решающее значение для успеха бизнеса. Сила этих отношений и то, насколько хорошо они удовлетворяют потребности обеих сторон, определяют успех бизнеса.
Рекомендации
Линнандер Э., Юань Коннектикут, Ахмед С., Черлин Э., Талберт-Слэгл К. и Карри Л.А. (2017). Оценка процесса передачи знаний между отраслями: использование опыта цепочки поставок Coca-Cola для обеспечения доступности лекарств в Танзании. ПлоС Один, 12(11), e0186832.
Сибурян, АМ (2020). Внедрение бизнес-модели полотна в химической производственной компании ПТ Тимурая Тунггал. Международный журнал экономики, финансов и бухгалтерского учета Династи, 1 (3), 421–430.
Тодескини, Б.В., Кортимилья, Миннесота, Каллегаро-де-Менесес, Д., и Гецци, А. (2017). Инновационные и устойчивые бизнес-модели в индустрии моды: предпринимательские движущие силы, возможности и проблемы. Горизонты бизнеса, 60 (6), 759–770.