Основная тема лекции – определение и все аспекты личности как сложного понятия. Первая часть лекции и ее цель были посвящены различным понятиям личности и их описанию. Я обнаружил, что все мы имеем свои индивидуальные различия и по-разному ведем себя в одинаковых ситуациях. Первое, что мне пришло в голову в этом случае, это моя реакция на грубость людей: когда люди ругаются, я никогда не говорю им ни слова, потому что считаю, что это их личное дело, а мама всегда отчитывает. Это та же самая ситуация, но мы реагируем по-разному. Более того, наше поведение предсказуемо, и у нас есть ощущение непрерывности.
Согласно лекции, существуют разные виды сильных личностей. Их влияние может быть положительным или отрицательным. Ярким объяснением стал пример Папы Иоанна Павла II Войтылы и Гитлера как противоположных личностей. Я проанализировал себя в этом случае и пришел к выводу, что оказываю на людей больше положительное влияние, чем отрицательное. Это проявляется в том, что у меня много друзей, которые бросили курить после того, как я убедил их во вредном влиянии курения на их здоровье.
Еще одна интересная проблема, поднятая профессором в его следующем видео, — это взаимодействие между познанием, эмоциями и ценностями. Мне пришло в голову, что всеми моими действиями управляют многие факторы, такие как наследственность, традиции, стереотипы и, конечно же, внутренний мир. Дело в том, что многие проблемы происходят из-за нашей эмоциональной реакции, а любая проблема всегда имеет две стороны: эмоциональную и когнитивную.
Различные теории личности также были для меня новыми. Пример профессора с ленивым человеком, иллюстрирующий теорию черт, был очень ясен. Анализируя факторы «Большой пятерки», я оценил себя по всем из них и вот моя Я-концепция: по нейрокритическому фактору я считаю себя тревожным, эмоциональным и уверенным в себе человеком. Что касается фактора экстраверсии, то я считаю себя общительным, разговорчивым и дружелюбным человеком. В то же время я думаю, что у меня есть некоторые черты, которые могут охарактеризовать меня как робкого и заторможенного человека. Я также думаю, что открыт для нового опыта, потому что мне нравится путешествовать и знакомиться с новыми людьми, но в некоторых ситуациях я также оказываюсь в роли человека, лишенного авантюр и конформизма. По фактору приятности нет сомнений, что я добродушный и услужливый человек, но бывают ситуации, когда я могу быть критичным и подозрительным. Что касается последнего фактора, то я считаю себя целеустремленным и скрупулезным человеком.
По первому видео, которое показал профессор, я могу сделать вывод, что некоторым людям очень сложно найти свою личность. Обычно мы не представляем себя такими, какие мы есть, и ведем себя по-другому в соответствии с ожиданиями других.
Цель второго видео — показать, что статусы бывают разные. Мы можем притворяться людьми с высоким статусом, хотя на самом деле это не так. Есть много факторов, формирующих высокостатусное поведение, таких как зрительный контакт и различные жесты, которые были представлены в видео.
Основная идея последнего видео заключалась в проявлении чувства собственного достоинства и идентификации себя среди других людей. Мужчина на видео объяснил, что на самом деле не имеет значения, насколько низко вы видите себя в этом мире, и если вы очень постараетесь, вы сможете это сделать.
Наконец, главная идея лекции для меня — это взаимодействие людей и других факторов, влияющих на нашу личность. Все три видео объясняли эту идею с разных точек зрения.