Введение

Трудно не согласиться с тем, что существует тенденция категоризировать различные виды искусства, что может принести пользу как создателям, так и зрителю. Первые смогут лучше понять, какие пути они хотят развивать или какие характеристики придать своим произведениям. Последние также смогут узнать, какие жанры они предпочитают больше всего. Хотя некоторые фильмы могут относиться к одному конкретному жанру, другие представляют собой комбинацию разных характеристик. Поэтому можно сказать, что «Рождение нации» (Гриффит, 1915) — фильм, в котором сочетаются ключевые характеристики разных жанров, включая историческую драму, приключение и пропаганду.

Жанры рождения нации

Для начала необходимо отметить, что на момент выхода рассматриваемый фильм считался весьма спорным, отчасти из-за его пропагандистского жанра. По словам Томпсона и Бордвелла, фильм «рассказал эпическую историю Гражданской войны в США, сосредоточив внимание на двух семьях, которые дружат друг с другом, но находятся на противоположных сторонах конфликта» (62). В данном описании акцентируется внимание на некоторых особенностях упомянутых жанров, доказывающих их актуальность.

Историческая драма

Первый жанр, о котором говорит «Рождение нации» (Гриффит, 1915), — это историческая драма, и важно проанализировать, как некоторые сцены или другие элементы фильма содержат основные характеристики этого жанра. В целом, «исторический фильм — это художественный фильм, показывающий события прошлого или действие которого происходит в определенный исторический период», а в исторических драмах есть определенные конфликты, ситуации с высокими ставками и ситуации из реальной жизни, в которых участвуют эмоциональные персонажи («Исторические фильмы »). Так, в «Рождении нации» (Гриффит, 1915) зрители видят Америку до Гражданской войны, саму войну и период Реконструкции. Существует несколько конфликтов на разных уровнях, в том числе «Север против Юга, Союз против Конфедерации, война против мира и черные против белых» (Кер 2). Сложные отношения мешают двум семьям (Стоунманам и Кэмеронам) сосуществовать, а романтическим партнерам — спасти свою любовь.

Наконец, особенностью, часто отличающей документальный фильм от исторической драмы, является акцент в последней на том, как внешние исторические события разрушают жизнь героев – простых людей. Режиссер не просто пересказывает события обозначенного временного периода. Вместо этого Гриффит показывает жизненную борьбу нескольких молодых мужчин и женщин, которые просто хотят отпраздновать свою любовь и знать, что их семьи в безопасности и принципы уважаются. Поэтому «Рождение нации» (Гриффит, 1915) на самом деле является исторической драмой, содержащей в себе все ключевые элементы этого жанра.

Приключение

Далее, в «Рождении нации» (Гриффит, 1915) почти невозможно не узнать черты приключенческого кино. Некоторыми из основных характеристик этого жанра являются опасность и действие, необходимость персонажам покинуть свои зоны комфорта и достичь цели, а также существование антагониста или группы антагонистов, а также конфликт. Очевидно, «Рождение нации» (Гриффит, 1915) представляет собой комбинацию всех этих элементов и является отличным приключенческим фильмом.

Центральному герою Бену Кэмерону, а также некоторым другим ключевым персонажам предстоит доказать и защитить свои идеи и принципы и покинуть свои комфортные места, приняв участие в Гражданской войне. Интересно, что обе семьи, а также Юг и Север, которые они символизируют, можно считать главными героями или антагонистами, в зависимости от взглядов аудитории (Макьюэн 58). Тем не менее, особенно во второй части фильма, становится очевидным, что афроамериканцы — это «враги», и Бену Кэмерону вместе с Ку-клукс-кланом необходимо устранить эту опасность. Наконец, любовь и романтика также являются характеристиками приключенческого фильма, и тот факт, что две пары, Элси Стоунман с Беном Кэмероном и Маргарет Кэмерон с Филом Стоунманом, наконец-то объединились, также позволяет отнести этот фильм к выявленному жанру.

Пропаганда

Третья группа фильмов, к которым можно отнести «Рождение нации» (Гриффит, 1915), — это пропагандистские фильмы. По мнению исследователей, основными чертами этого жанра являются распространение конкретных взглядов, особенно политических и идеологических, а также включение нарратива «они против нас» (сотрудник NPR). Сотрудники NPR отмечают, что этот фильм «представляет собой три часа расистской пропаганды – начиная с Гражданской войны и заканчивая тем, что Ку-клукс-клан прибыл, чтобы спасти Юг от правления черных в эпоху Реконструкции». После просмотра фильма у многих зрителей остались прежние представления об обозначенном периоде времени, а мнение о Ку-клукс-клане изменилось в худшую сторону. Поскольку в конце фильма противники прав и свобод чернокожих получают свое счастье, это может быть воспринято как послание о том, что расизм оправдан и к афроамериканцам следует относиться соответственно.

Заключение

Подводя итоги, можно сказать, что «Рождение нации» (Гриффит, 1915) — пример фильма, сочетающего в себе несколько жанров. Как историческая драма, фильм посвящен определенному историческому периоду, в котором главные герои находятся в разных конфликтах. Чтобы сделать это приключением, режиссер добавил опасности и действия, любви и стремления к достижению цели. Наконец, как пропагандистский фильм «Рождение нации» (Гриффит, 1915) воздействует на мнение зрителей, оправдывает действия Ку-клукс-клана и показывает афроамериканцев как антагонистов.

Цитируемые работы

«Исторические фильмы». Дартмутский колледж, Интернет.

Кер, Дэйв. «Рождение нации». Список А: 100 основных фильмов Национального общества кинокритиков, 2002, Интернет.

Макьюэн, Пол. Рождение нации. Издательство Блумсбери, 2015.

Сотрудники НПР. «100 лет спустя, каково наследие «рождения нации»?» Национальное общественное радио, Интернет.

Томпсон, Кристин и Дэвид Бордвелл. История кино: Введение. 4-е изд., McGraw-Hill Education, 2019.