Исследование действия и его виды в социальных науках
Исследование действия — это тип исследования, используемый в социальных науках, который подразумевает принятие мер по решению проблем во время проведения исследования. Доказано, что исследование действия является эффективным методом решения определенных проблем, связанных с человеческим взаимодействием и сотрудничеством (Stringer, 2013). Кроме того, существует множество других областей, где этот метод может быть применен с потенциальным успехом. Чтобы оценить исследование действия, необходимо описать различные его типы и выявить различия между ним и более традиционными видами социальных исследований.
Прежде всего, существуют разные понимания того, что такое исследование действия. С одной стороны, то, что описывается как ключевой аспект исследования действия, дает возможность участникам исследования самим решать определенные проблемы. Решение должно осуществляться посредством выявления проблем, планирования, реализации и анализа. В то же время можно утверждать, что отличительной характеристикой исследования действия является его цикличность. Этапы исследований, проводимых в модели исследования действия, могут повторяться и начинаться заново, что делает такие исследования своего рода прогрессивным решением проблем (Stringer, 2013).
В процессе исследования действия создаются новые данные, которые могут изменить структуру исследования и даже каким-то образом сместить фокус исследования. С другой стороны, существует идея, что исследования действия в первую очередь преследуют цель решения насущных проблем, которые сложны с точки зрения применения других инструментов решения проблем и не позволяют провести тщательное исследование перед их решением из-за ограниченности времени или ограниченности ресурсов. Таким образом, в основе такого понимания исследования действия лежит концепция объединения исследовательских усилий с практическими действиями.
Исходя из особенностей исследования действия, можно установить его сходство с традиционными социальными исследованиями и отличия от него. Основное сходство заключается в том, что исследование действия, при всех его особенностях, по-прежнему остается методом социальных научных исследований в таких областях, как психология, социология и образование, который разделяет общие принципы исследований социальных наук (McNiff, 2013). Исследования, в которых в качестве парадигмы используются исследования действия, по-прежнему направлены на получение данных, которые можно преобразовать в ценные знания по предмету и практическую информацию, которая может помочь в решении проблем.
Однако главное отличие состоит в том, что традиционные исследования стремятся к объективности, т. е. исследователи берут на себя роль наблюдателей и стремятся отделить себя от наблюдаемых явлений. Исследование действия, напротив, по сути, представляет собой вмешательство в изучаемые явления. Традиционные исследования могут предлагать рекомендации по решению конкретных проблем, но они не должны изменять обстоятельства или ситуации, которые они изучают. Таким образом, рекомендации основаны на описании того, как наблюдаются вещи. Исследование действия включает в себя модификацию изучаемых явлений, поскольку исследование разворачивается одновременно с решением проблем. Помимо получения ценных знаний, исследование действий также ставит перед собой цель добиться реальных позитивных изменений.
Исследование действия — это особый тип исследований в социальных науках, который имеет две основные характеристики: прогрессивность и вовлечение участников и исследователей в действия, направленные на решение конкретных проблем. Сходство этого типа с традиционными социальными научными исследованиями заключается в том, что они разделяют общие академические принципы. Однако исследование действия также отличается от обычного исследования тем, что предполагает вмешательство в наблюдаемые явления. Исследование действия может быть полезным инструментом при решении практических проблем психологии, социологии, образования и других областей социальных наук.