Исследование готического стиля дизайна
Немногие архитектурные творения столь же узнаваемы, как соборы, построенные в готическом стиле. Готическая архитектура, зародившаяся в средние века, чрезвычайно популярна в Европе, хотя на время ее заменили архитектурные образцы эпохи Возрождения. Тем не менее, множество современных соборов, построенных в готической традиции, все еще существуют. Чтобы полностью понять уникальность готического стиля дизайна, необходимо проанализировать использование в нем остроконечных арок, ребристых сводчатых потолков, контрфорсов, орнаментов и витражей.
Важнейшим элементом готической архитектуры является остроконечная арка. На рисунке 1 показано использование этого элемента в аббатстве Сент-Этьен (фон Симсон 150). В частности, остроконечные арки можно наблюдать в нижней части конструкции. На этой фотографии видно, как арки позволяют открыть пространство, сохраняя при этом длину стен и обеспечивая больше места для прогулок.
Рисунок 1.
Инженерное назначение стрельчатых арок заключается в распределении веса. Большинство готических соборов были построены из кирпича и камня, что требовало особой осторожности при соблюдении веса (Фон Симсон 204). В отличие от более старой романской архитектуры, готические соборы были выше и оставляли больше места1, которое можно было использовать для дверей и окон (Пирсолл 73). Использование остроконечных арок сделало возможным изобилие пространства.
Вторым определяющим элементом готического стиля является ребристый сводчатый потолок. На рисунке 2 показано, как этот элемент использовался в аббатстве Сент-Этьен (фон Симсон 152). Сводчатый потолок представляет собой геометрическое продолжение скрещенных остроконечных арок. Он изображен в верхней части изображения, где вверху пересекаются ряды арок. Сводчатые потолки можно узнать по фигуре X.
Фигура 2.
Причиной использования сводчатых потолков была возможность создать высокие соборы с большим пространством. По сравнению со старыми церквями, которые были толстыми и плотными, готические соборы значительно просторнее. Кроме того, готический стиль дизайна избегает чрезмерного использования больших опорных колонн, на которые неизменно опиралась старая архитектура (Пирсолл 253). Сокращение использования колонн стало возможным благодаря использованию стрельчатых арок и сводов.
Третий важный элемент готической архитектуры — использование контрфорса. На рисунке 3 показано, как вариант этого элемента использовался в Чартерском соборе (фон Симсон, 151). Контрфорс — это конструкция, которая поддерживает здание без какого-либо контакта со стеной на земле, что резко контрастирует с традиционным контрфорсом, который крепится непосредственно к стене.
Рисунок 3.
Использование контрфорсов важно еще и потому, что оно позволяет готическим соборам иметь уникальный силуэт. Старая архитектура опиралась почти исключительно на стены, поддерживающие здания (Пирсолл 253). Однако готические соборы внешне заметно просторнее2. Использование аркбутана не только позволяет архитекторам избежать использования стен, но и дает возможность заполнить пространство окнами.
Четвертый важный элемент готического стиля дизайна – орнамент. На рисунке 4 представлен пример использования этого элемента в соборе Нотр-Дам (Фон Симсон 149). Орнамент служит в первую очередь декоративным и стилистическим целям, например, обучению библейским образам. В центре изображения можно наблюдать окно-розу, изображающее Страшный суд – чрезвычайно популярный элемент готической архитектуры.
Рисунок 4.
Однако орнаментация готических соборов имела и практическое назначение. Библейские образы могут быть вызваны не только декорированными окнами, но и скульптурами. Одним из элементов, который обычно использовался в готической архитектурной традиции, были горгульи (Пирсолл 113). Помимо духовного значения, эти скульптуры служили водосточными трубами, которые отводили дождевую воду с крыши, предотвращая тем самым размывание внутренних помещений.
Пятым отличительным элементом готической архитектуры были большие витражи. На рисунке 5 показано аббатство Сен-Денис с многочисленными окнами (фон Симсон 153). Готические соборы легко узнать именно по большим стенам с витражами. Точно так же орнамент служит образовательным и эстетическим целям, готические окна также украшались изображениями различных библейских и исторических сюжетов.
Рисунок 5.
Между тем, у использования больших окон была и практическая сторона. Интерьер церквей, построенных в старых архитектурных традициях, был значительно темнее. Однако использование заостренных арок и контрфорсов позволило архитекторам вставлять в конструкцию соборов больше окон (Пирсолл 111). В результате использование окон делает среду значительно светлее, а обилие пространства позволяет зданию сохранять дневной свет.
В целом должно быть очевидно, что сочетание остроконечных арок, ребристых сводчатых потолков, контрфорсов, орнаментов и витражей было основой уникальности готической архитектуры. Использование остроконечных арок, ребристых сводов и контрфорсов создавало большие просторные здания, а орнамент и витражи придавали соборам свет и небывалую эстетику. В целом, архитектурное богатство определяет непреходящую популярность готического дизайна и по сей день.
Цитируемые работы
Пирсолл, Дерек. Готическая Европа 1200-1450 гг. Группа Тейлор и Фрэнсис, 2017.
Фон Симсон, Отто Георг. Готический собор: истоки готической архитектуры и средневековая концепция порядка – расширенное издание. Издательство Принстонского университета, 2020.
Сноски
-
В отличие от закругленных арок, использовавшихся в ранних мусульманских мечетях, заостренные арки более эффективны и обеспечивают больше места (Пирсолл 73).
-
Чтобы вес распределялся должным образом, по обеим сторонам зданий пришлось построить аркбутаны, таким образом завершая форму силуэта (Пирсолл 253).