Введение

Средневековый период очень труден и консервативен в истории мирового искусства. В нем преобладали жесткие религиозные тенденции над новаторскими идеями, что делало произведения художников, скульпторов и писателей очень тесно связанными с церковной темой. Когда это влияние стало ослабевать, в Италии зародилось Возрождение. Это настоящий расцвет технологий и искусства, но он также во многом связан с темой Бога и святых. Удивительно, насколько полиморфно искусство и насколько по-разному религия может влиять на создание шедевров. Основными темами этого эссе являются развитие навыков в эпоху позднего средневековья и раннего Возрождения и место религии в этом увлекательном процессе.

Средневековое искусство и место Бога в нем

Многое из того, что думают о Темных веках, среди прочего, вдохновлено популярной культурой. Фильмы о короле Артуре, крестовых походах, рыцарских поединках и благородных дамах всплывают в сознании людей, когда у них ассоциируется слово «Средневековье» (Бюис). Петрарка, как известно, назвал время между крахом Римской империи и своим временем «Темными веками». Столь яркое название связано с тем, что, по мнению поэта, классическая наука и искусство практически умерли за этот огромный 1000-летний период.

Позднее историки разных стран плавно трансформировали эту концепцию в концепцию Средневековья – вообще говоря, это была часть мировой истории между концом Античности в 476 году и началом эпохи Возрождения, когда в Европе вновь стало возрождаться классическое образование ( Росс). Характеристика Средневековья как периода хаоса и тьмы вводит в заблуждение, поскольку именно в это время христианство, отвергавшее старую культуру и мировой порядок, получило огромный импульс. Церковь также оказала большое влияние на искусство в различных формах, фактически став его частью. Богатые феодалы активно заказывали у художников и архитекторов иконы, проекты соборов, ювелирные изделия и скульптуры.

Средневековье принесло с собой новый художественный язык. Создатели античности широко использовали иллюзорное выражение действительности, создавая идеализированные человеческие фигуры, воплощающие образ богов, поэтому такие скульптуры и картины становились объектами поклонения. Сформировавшееся и зрелое христианское академическое учение отвергло идолопоклонство как чуждое (Бюис). Некоторые богословы призывали вообще отказаться от изображений как враждебных верующим. Подобный радикализм не прижился, но средневековые художники отвернулись от моделирования, затенения и перспективы, сделав изображение более реальным. Основной упор в средневековом искусстве делался на плоские изображения: Иисуса и Девы Марии, обычных людей, деревьев и животных. Христианство также повлияло на архитектуру, которая в той или иной форме отразила агонию Христа, лишенную сложных архитектурных элементов и мягких архитектурных форм.

Тема религии в искусстве Возрождения

Возрождение было периодом развития, когда цивилизованная Европа стала отказываться от идей средневекового мира, возрождая интерес к классическому наследию Греции и Рима. После падения Константинополя в 1453 году греческие учёные привезли в Италию (Августин) богатейшие знания и шедевры античности. В XV и XVI веках Реформация также набрала обороты, объявив старую церковь развращенной и отвернувшись от чистых идеалов христианства.

Авторы Британской энциклопедии подчеркивают, что исследователи современного искусства не согласны с французскими историками XIX века и что полного и окончательного разрыва между Средневековьем и эпохой Возрождения (Августин) не существует. Скорее, тенденции к гуманизму, индивидуализму и возвращению интереса к темам природы начали проявляться в период позднего Средневековья. Он знаменует собой плавный переход в новую эпоху, начавшуюся в 14 веке в Италии, но не полную перестройку узоров.

В 13 веке Джотто провозгласил возврат к идеалам человеческой природы, и впоследствии почти все произведения знаменитых творцов были сведены к этому, казалось бы, простому принципу. Поскольку эпохи не могут не оставить в стороне наследие, Ренессанс, хотя и снова возродил изобилие более мирских предметов, религия в иной форме оставалась основным источником идей для архитекторов и художников (Кэмпбелл 2). Крупнейшие знаковые произведения Рафаэля, Микеланджело и Леонардо да Винчи напрямую связаны с изображениями святых. Фреска «Тайная вечеря» или картины «Восхождение Адама» и «Сикстинская Мадонна» изображают сцены и сюжеты из Библии — главной книги христианства. Их художественный стиль тяготеет к идеализации образа человека.

Художники вновь начинают использовать классические методы рисования и лепки, табуированные средневековыми художниками, отказываясь от плоских фотографий. Техники показывают переплетение основных направлений как Античности, так и Средневековья. Эмоциональная составляющая произведений сильнее и основана на принципах гуманизма и ценности человека. Эта ценность часто выражается через изображения святых (Кэмпбелл 83). Подобные подходы к видению мира активно поддерживались итальянским обществом, особенно богатыми флорентийскими кланами, в том числе Медичи, что способствовало популяризации идей Возрождения (Августин). Многие успешные люди считали за честь иметь обширную библиотеку классических произведений и приглашенных художников (например, Леонардо да Винчи).

Заключение

В заключение следует отметить, что различные во многом эпохи, исследуемые в данном очерке, имеют важное значение для развития искусствоведения. Многие шедевры, изучаемые в школах и университетах, были созданы именно в эти исторические периоды. Средневековье — более радикальная эпоха, отказывающаяся от классического наследия Древней Греции и Рима и ставящая в центр Бога и святых. Творцы эпохи Возрождения активно использовали симбиоз лучшего мирового искусства, делая его более гуманистическим и ориентированным на познание мира.

Цитируемые работы

Августин, Адам. «Искусство Ренессанса». Британская энциклопедия, Интернет.

Буис, Алена. Искусство и визуальная культура: от предыстории до Возрождения. С указанием авторства Creative Commons, 2022 г.

Кэмпбелл, Гордон. Оксфордская иллюстрированная история Возрождения. Издательство Оксфордского университета, 2019.

Росс, Нэнси. «Введение в Средневековье». Умная история, Интернет.