Предлагаемые произведения демонстрируют разные этапы Ренессанса и культурного «возрождения» после Средневековья. Картина «Мадонна Оньиссанти» Джотто ди Бондоне (1310 г.) является одним из самых ранних примеров такого развития. Первоначально он был написан для францисканской церкви Оньиссанти во Флоренции. Благодаря широкому использованию золотого цвета работы Джотто напоминают итало-византийский стиль, но при этом демонстрируют новаторские попытки добавить натурализм к изображению христианских историй. Портрет Арнольфини работы Яна ван Эйка (1434 г.) представляет собой особый тип эпохи Возрождения из-за географического происхождения художника. Хотя академические споры о том, кто изображен на картине, продолжаются, преобладает мнение, что это семья Арнольфини. Арнольфини были крупной купеческой и банковской семьей, имевшей в то время филиал в Брюгге. Картина неоднократно меняла свое местонахождение, переходя от одной европейской королевской семьи к другой. Наконец, знаменитая картина Боттичелли «Примавера» (1470–1480) считается одним из величайших шедевров всех времен из-за своей особой мифологической аллегории. Более 400 лет картина находилась в частной коллекции семьи Медичи, а затем в запасниках галереи Уффици.

Изображение человеческих фигур

Особенным сравнение этих картин делает различие в том, как авторы изображают человеческие фигуры. Ди Бондоне произвел революцию в способе изображения человеческих тел и лиц, отдав предпочтение натурализму в качестве важного критерия. Это достигается за счет разнообразия светлых и темных участков и трехмерного изображения фигур. С первого взгляда можно обнаружить отличия от портрета мужчины и беременной женщины Арнольфини Ван Эйка. По тому, как изображены фигуры, видно, что это не святые, а обычные люди из верхушки среднего класса. Их кожа также отличается от фигур Ди Бондоне – она бледная в отличие от прежнего византийского стиля. Наконец, Боттичелли создал и свой неповторимый стиль изображения фигур. В этой картине «Примавера» особый эффект создается благодаря центральной роли главной богини Венеры. Еще один факт – одевание персонажей – они одеты, хоть и в тонкую, прозрачную одежду. Кляйнер (2020) также признает, что стиль изображения фигур Боттичелли стоит особняком от основного направления, на которое повлияло рациональное изображение, основанное на эволюции анатомии. Примавера изображает женщин совершенно особого строения тела, отличного от натурализма ди Бондоне.

Анализ

После краткого обзора трех отдельных картин периода Возрождения имеет смысл критически оценить изменения, произошедшие с течением времени. Первое и главное событие заключается в том, что роль религии постепенно уменьшалась на протяжении XIV–XVI веков, уступая место миру природы и личности (Kleiner, 2020). Хотя эти картины были созданы до Реформации, в них наверняка можно найти отступление от христианских стандартов. Налицо явный переход от религиозных стандартов изображения святых Ди Бондоне к более натуралистическому подходу Ван Эйка. На смену религии пришел итальянский гуманизм — философское учение, провозглашающее фундаментальную роль гражданской добродетели и человеческой красоты. Верх восхищения человеческим телом проявляется у Боттичелли, где одежда полупрозрачна. Цветовая палитра Боттичелли также подчеркивает людей посредством темного фона и светлого акцента на человеческих телах, в которых проявляются первые признаки техники светотени. Что касается североевропейского стиля Ван Эйка, то он представляет собой классический образец светской портретной живописи. Это достигается за счет трехмерного подхода и набора натуральных цветов.

Объяснение изменения

Принимая во внимание возможные движущие силы изменений, развитие науки, по-видимому, имеет большое влияние. Хотя период Просвещения, в конечном итоге провозгласивший принципы разума и рационализма, начался несколько позже, Возрождение все же ближе к наукам, чем предыдущие стили искусства. Более драматичное развитие было достигнуто в сфере анатомии (Кляйнер, 2020). Поэтому можно проследить развитие сложности изображения человеческих фигур.

Еще одним фактором, который может объяснить изменения, является быстрый рост капиталистической рыночной экономики, который способствовал возможности богатых людей покупать картины, которые они хотели (Kleiner, 2020). В этих случаях клиенты хотели более натуралистичных и более приземленных историй и портретов. Например, добыча золота в Италии в середине 13 века повлияла на появление новых дворянских семей, таких как Медичи, Фуггеры и Беренберги. Наконец, упадок философии и культуры в средние века повлиял на представление о том, что искусство должно возродиться. Средневековье характеризовалось отказом от классических текстов философии и произведений искусства, поэтому художники пытались найти новые смыслы и идеи. Эта жажда новых идей является важнейшим фактором распространения идей Возрождения.

Рекомендации

Боттичелли, С. (1470-1480). Примавера (живопись; панель, темпера). Галерея Уффици, Флоренция, Италия.

Ди Бондоне, Г. (1310). Мадонна Оньиссанти (живопись; дерево, темпера, золотой фон). Галерея Уффици, Флоренция, Италия.

Кляйнер, ФС (2020). Искусство Гарднера на протяжении веков: глобальная история. Cengage Обучение.

Ван Эйк, Дж. (1434 г.). Портрет Арнольфини (живопись; масло, дубовое панно). Национальная галерея, Лондон, Великобритания.