Введение

Этика журналистики — это часть исследований этики общения, целью которых является определение, анализ и пропаганда правильного и добродетельного поведения среди профессиональных работников средств массовой информации. Первые существенные попытки разработать нормы ответственной журналистики можно отнести к Европе 17 века (отделение 307). Вдохновленные идеями Просвещения, люди развили такие ценности свободной прессы, как объективность и уважение к различным мнениям (Хамада, «На пути к глобальной журналистике» 194). Такие этические правила доказали свою эффективность на протяжении многих лет, поскольку они, несомненно, приносят пользу членам общества во многих отношениях. Однако недавнее развитие технологий и рост социальных сетей и онлайн-медиа-платформ существенно изменили циркуляцию информации во всем мире. В результате произошел ряд важных изменений – таких, как, например, рост количества фейковой информации – что привело к необходимости разработки «обновленной» журналистской этики (Гарсиа-Авилес 10). По этой причине данное исследование направлено на изучение новых стандартов этического общения, которые диктуются профессионалами СМИ, с учетом текущих тенденций.

В данной статье рассматриваются текущие дебаты о принципах журналистской этики в эпоху цифровых технологий. В частности, автор определяет значение журналистской этики в современном обществе и направления ее развития. В последующих частях работы журналистская этика, как социальное явление, рассматривается в контексте трансформации устоявшихся ценностей западной культуры в сторону восточных подходов, где большое значение имеют коллективные ценности. На основе определенной необходимости перехода к смешению индивидуального и коллективного в рамках современного цифрового поля и медиапространства выделяется номинальная теория журналистики, соответствующая современным условиям. В частности, автор выделяет переход от журналистской этики к коммуникативной этике как основу производства контента в современных условиях. Наконец, рассматривается трансформация ролей в рамках современного коммуникативного процесса, что в совокупности приводит к анализу существующих этических проблем и попытке разработать рамки их преодоления.

Обзор литературы выявил несколько этических проблем, возникших сравнительно недавно и связанных с быстрым технологическим прогрессом. Однако в данной статье не делается попытка установить рекомендации по решению каждой из них. Напротив, эта работа носит скорее философский, чем практический характер, что в будущем позволит будущим исследователям переосмыслить или трансформировать сам подход к рассмотрению журналистской этики. В частности, в эпоху цифровых технологий технологии дают журналистам возможность создавать качественный нейтральный контент. Кроме того, алгоритмические инструменты могут настроить его в соответствии с индивидуальными потребностями аудитории. Однако этот процесс носит характер удовлетворения спроса, а журналисты могут использовать этику не как инструмент, а превратить ее в свою конкретную профессиональную функцию. В цифровом пространстве журналисты могут выступать носителями ответственности за создаваемый контент, а также средством передачи важных социальных сообщений. Журналистская этика, хотя и не может быть унифицирована, может использоваться для создания эмоционального контента, требующего четкой нравственной оценки в каждой конкретной ситуации.

За образец структуры данной работы была взята статья Санчеса Лоуса и Утне «Этические рекомендации иммерсивной журналистики» из рецензируемого журнала Frontiers in Robotics and AI. Статья, которая использовалась в качестве отправной точки, начинается с введения, в котором описывается значение, значение, важность и актуальность проблемы, поднятой через призму как технологии, так и этики (Законы Санчеса и Утне 3-19). Затем в нем приводятся основные рекомендации и последствия для роли журналиста в глобальной автоматизации и технологическом развитии. Следующая часть представляет собой дискуссию с описанием основных теорий, моральных вопросов общего и частного, которая заканчивается примерами. В заключении даны цели дальнейших исследований и ориентиры на конкретные значения.

В этой статье также впервые описывается актуальность журналистской этики в глобализированном мире. Через постановку задачи прослеживается смена ролей в процессах общения. Включены специальные разделы, посвященные современным тенденциям в этике, в которых также обсуждаются различные теории и этические проблемы. Была проведена более обширная работа по обзору литературы и представлению проблем в этой области. Хотя приведенная выше статья фокусируется на более узком фокусе проблемы и в качестве примеров приводит случаи из норвежской журналистики, в этой статье рассматриваются случаи по всему миру, обусловленные глобализацией процессов (Sánchez Laws и Utne 16). Рекомендации данной статьи трансформировались в изложение основных этических проблем, возможностей их решения и ценностей, которыми руководствуются современные тенденции в журналистике. В качестве примера технологий рассмотрены социальные сети, внутри которых поднимается проблема проверки информации. Ценности и функции рассматриваемой проблемы, их реализация и дифференциация включены в данную работу, согласно структуре вышеуказанной статьи.

Значение журналистской этики в глобализированном мире

Социальные условия являются детерминантами того, как формируется поведение людей в обществе и как оно оценивается с моральных позиций. В частности, изменение социальных условий влияет на то, какие ценности доминируют и характеризуют этическое поведение. Этические принципы определяют взаимодействие между людьми, институциональными структурами и социальными ролями. В свою очередь, в зависимости от запросов общественности, они могут трансформироваться под новые условия. Таким образом, современное общество рассматривает более широкий круг этических проблем, чем общество прошлого. Например, мировое сообщество в настоящее время уделяет повышенное внимание вопросам гендерного и расового неравенства, экологическим проблемам или аспектам конфиденциальности данных. В прошлом эти темы не волновали широко людей, поскольку не были социальной необходимостью и приоритетом. Однако общество постепенно развивается, что вносит изменения и в те факторы, которые кажутся обществу значимыми и важными.

В настоящее время разработка этических принципов и стандартов приобретает все большее значение, поскольку они позволяют обеспечить безопасность и стабильность общества. Правила социально приемлемого поведения направлены на защиту интересов всех членов сообщества, а также групп. Уорд определяет этику как «анализ, оценку и продвижение того, что составляет правильное поведение и добродетельный характер в свете наилучших доступных принципов» (295). В сегодняшнем все более диверсифицированном глобальном сообществе этика имеет важное значение для разрешения потенциальных столкновений интересов и возникающих конфликтов. В условиях глобализации этот процесс имеет решающее значение, поскольку позволяет обеспечить стабильность всего мирового сообщества. Игнорирование этических принципов или стандартов может привести к разногласиям среди членов мирового сообщества, что неизбежно ведет к дестабилизации и без того хрупкой системы.

Современные технологии в сочетании с процессом глобализации трансформируют общение в рамках современного общества. В настоящее время этика журналистики становится все более важной для функционирования СМИ в изменившихся условиях. Прайс и др. отметим, что в современном обществе доверие к традиционным СМИ как к эксклюзивному поставщику новостей и информации в целом значительно снизилось (1). Этот процесс приводит к повышенному вниманию общественности к морально-этическим аспектам журналистской практики, в частности к сбору и подаче информации. По мнению Аумана и др., универсальные этические принципы помогут восстановить не только веру в журналистику, но и разработать эффективные подходы к ее функционированию в цифровом контексте на глобальной арене (9). В журналистской практике основой являются этические нормы, поскольку они обеспечивают ответственное отношение к передаче информации.

В целом, медиаиндустрии теперь необходимо изменить свои основные принципы, чтобы сосредоточить внимание на глобальной, а не локальной игре. С появлением и развитием новых технологий этот фактор играет все более заметную роль, трансформируя саму цель журналистики. Линделл и Карлссон отмечают, что сегодня большинство журналистов, несмотря на то, что они работают в региональных или национальных компаниях, имеют глобализированный взгляд на медиаиндустрию (868). Они каким-то образом связывают местную аудиторию с международной повесткой дня, а также взаимодействуют с мировым сообществом. Однако эти принципы не являются руководством для их практики на структурном уровне, что определяет ограниченную роль индивидуальных отношений в глобальной трансформации (Линделл и Карлссон 868). Основной причиной невозможности адаптации медиаиндустрии к нынешним условиям являются устойчивые и укоренившиеся социальные ценности и убеждения, частью которых она является. Таким образом, для создания этических принципов журналистики в цифровом контексте необходимо учитывать более широкий спектр взаимосвязанных факторов.

Слияние западных и восточных ценностей как основа новой этики

Современные этические принципы журналистики, которые также регулируют образовательный процесс в этой сфере, построены прежде всего на ценностях западной культуры. Как отмечает Хамада в книге «На пути к глобальной журналистике», журналистская практика в настоящее время транслирует преимущественно западное мировоззрение, хотя аудитория «разнообразна, принадлежит к разным культурным группам, некоторые из которых решительно сопротивляются гегемонии моноглобальной культуры». (192). Однако диверсификация каналов связи, вызванная процессами глобализации, часто приводит к использованию соответствующих технологий конкурирующими группами. Таким образом, цифровизация является важным культурным поворотным моментом в медиаиндустрии, позволяя журналистам развивать новые навыки и качества в общении со своей аудиторией (Eberwein and Porlezza 330). Запросы аудитории в настоящее время являются приоритетом при создании журналистского контента, что вызывает этические проблемы.

Рассмотрение этических принципов как фундаментального элемента современной журналистики в цифровом контексте связано, прежде всего, с необходимостью переосмысления социального взаимодействия. Как подчеркивает Айвенго, «испытывает особую радость от поиска и выполнения своей роли в большем социальном порядке, и эта радость возникает, когда мы начинаем спонтанно согласовываться с более великими, более значимыми моделями и процессами социальной жизни» (147). Переоценка западных ценностей индивидуалистической культуры, ориентированной на себя, а не на других, необходима современному обществу для функционирования любых средств массовой информации. В настоящее время люди связаны друг с другом постоянно и неразрывно, что делает жизнь общества и окружающих частью индивидуальной частной жизни каждого человека. Осознание этого факта позволяет больше задуматься об интересах и ценностях разнообразных неоднородных групп, что отражает восточный взгляд (Айвенго 148). В рамках современной культуры такой подход позволяет учитывать ценности глобализированного общества, что, с точки зрения журналистики, дает возможность заботиться о благополучии широкой аудитории.

Журналистская этика приобретает все большее значение в новой медиа-среде, которая характеризуется отсутствием национальных границ. В современном обществе новости не являются собственностью какой-то отдельной группы; оно затрагивает многих представителей мирового сообщества. В данном случае эта точка зрения отражает необходимость перехода от западного индивидуалистического подхода к восточному. Игнорировать потребности многих групп больше невозможно, поскольку это угрожает международному миру (Хамада, «Навстречу глобальной журналистике» 190). Таким образом, современная журналистская этика должна развивать большую культурную чувствительность, поскольку она несет более широкий спектр ответственности перед мировым сообществом. В настоящее время снижение доверия к средствам массовой информации приводит к проблемам в освещении культурно чувствительных тем, а также в практике сбора информации. В частности, во многих государствах существенно ограничена свобода СМИ при освещении спорных вопросов, что призвано поддержать принципы инклюзивности общества (Прайс и др. 2). Эта точка зрения совпадает с восточным взглядом на первостепенную важность общественного, а не индивидуального блага.

Процессы смешения и реализации как западных, так и восточных коллективных ценностей могут стать определяющим фактором в процессе изменения ролей медиаиндустрии в обществе. В частности, уважение прав каждой личности, а также поддержание коллективного благополучия посредством удовлетворения интересов большинства групп и предотвращения конфликтов является фундаментальным фактором, формирующим современную журналистскую практику. В современном обществе каждый человек имеет право на выражение идей и мыслей, но оно также ограничено ценностями других членов сообщества, что представляет наибольшую трудность для развития этических норм медиапространства. Этические принципы в настоящее время должны удовлетворять дуалистической природе общества, стремящегося как к личному, так и к коллективному благу. В мировом сообществе этот фактор является наиболее значимым, поскольку он затрагивает большое количество групп, их интересы и ценности.

Нормативные теории и этическая коммуникация

В современных условиях нормативная теория функционирования медиаресурсов, основанная на западной доктрине, устарела и не отражает современную ситуацию. В частности, этические принципы, на которых сейчас строится журналистская практика, по-прежнему опираются на восприятие СМИ как средства массовой коммуникации. Нормативная теория, в частности, отражает точку зрения, согласно которой средства массовой информации являются предпосылкой демократии, постулирует ценности хранилищ выражения и речи (Фурье 111). Таким образом, в рамках традиционных взглядов основной функцией СМИ является непосредственно производство разнообразного контента, отражающего социальные ценности и нормы. Существуют различные нормативные теории, каждая из которых основана на ожиданиях, которым СМИ и журналистика должны соответствовать в конкретном политическом и социальном контексте. Олувасола отмечает, что основными двумя типами нормативных теорий являются авторитарные и либеральные, взаимодействие которых в дальнейшем порождает подтеории (28). Однако ни одна из существующих теорий не отражает сложившиеся социальные условия, а именно, в рамках каких потребителей контента выступают активные участники коммуникативного процесса.

Этот аспект имеет решающее значение при разработке стандартов журналистской этики. Как отмечает Фури, современная журналистика нуждается в разработке принципов этического общения (110). Этот фактор обусловлен переходом от массового общения к сетевому, определяющему характер взаимодействия людей внутри общества. В настоящее время медиаресурсы и аудитория являются равноправными участниками коммуникативного процесса, способными влиять на практики друг друга. Основное различие между этической коммуникацией и более ранним акцентом на этике СМИ или журналистике заключается в сосредоточении внимания на пользователе, а не на медиа-ресурсе (Fourie 111). Это связано с тем, что в современном мире пользователь становится еще и производителем контента, а взаимодействие строится на доверии и взаимном уважении.

Таким образом, этическое общение имеет более гуманистическую направленность, подчеркивая важность уважения индивидуальных ценностей потребителя информации. При этом основное внимание в данном случае уделяется коммуникативному взаимодействию личности с другими членами общества. Существует мнение, что журналисты должны реагировать на сокращение некоторых свобод человека в мире, продолжая при этом соблюдать Всеобщую декларацию прав человека ООН – только в этом случае можно считать, что журналистика выделяет человечество как отдельную категорию человечества. ценности (Айман и др. 10). Нормативная теория, адекватная современному контексту и отвечающая современным социальным требованиям, должна основываться на общечеловеческих ценностях, связывающих членов общества. Эти ценности, в свою очередь, необходимо определять на основе принципов разнообразия и различий, которые подчеркивают индивидуальные черты. Самое главное, что современные нормативные теории СМИ должны «признать и признать, что существуют различные законные сообщества идентичности, не обязательно имеющие универсальное видение общего блага» (Fourie 114). Поэтому разнообразие должно стать основой этических принципов современного медиаландшафта.

Эта концепция может отражать как разнообразие социальных групп и представителей, так и множество каналов передачи информации, а также разные формы контента. Современный мир, в частности цифровой мир, предлагает журналистам разнообразные формы подачи информации, доступной и аудитории. В современных условиях важно учитывать эти разносторонние факторы, которые в конечном итоге приводят к общению. Учитывать следует как потребителей контента, так и каналы его передачи. В целом современный медиаландшафт характеризуется гибридизацией, которая касается не только технологических, но и социальных аспектов.

Смена ролей в коммуникативном процессе

Помимо изменений в структуре аудитории, происходит также трансформация каналов передачи информации и влияние различных акторов на формирование журналистской практики. В частности, современные инновационные технологии, такие как цифровые коммуникации, постепенно стирают границы между производителями контента и аудиторией (Гарсиа-Авилес 3). Фурье подчеркивает, что переход к сетевой коммуникации вместо массовой знаменует собой изменение ролей участников процесса производства и потребления контента (109). Сегодня технологии позволяют собирать и распространять информацию множеством способов, что постепенно меняет роль журналистики в жизни людей. Немаловажно и то, что в повседневной жизни все больше людей становятся не только потребителями, но и производителями контента. Более того, технологии все больше внимания уделяют сбору и интерпретации данных, что вызывает новые этические проблемы (Макбрайд 2-4). Подобные трансформации в глобальном информационном поле вносят свои коррективы в деятельность журналистов, вынужденных адаптироваться к новым условиям.

Развитие технологий и предоставление обществу новых каналов коммуникации обеспечивают сдвиг ролей в производстве и потреблении контента. Социальные сети сыграли огромную роль в этой трансформации и их активном использовании для создания и распространения контента. Главным преимуществом социальных сетей перед традиционными СМИ является их универсальная доступность. В частности, сегодня каждый пользователь сети может быть продюсером контента и репортером, имея смартфон и доступ в Интернет. Пользователи социальных сетей нередко делятся информацией, которая впоследствии может быть использована журналистами для дополнения их репортажей, что открывает множество возможностей для освещения событий, которые журналисты упустили (Johnston 901). В этой ситуации аудитория становится сопродюсером журналистского контента. С одной стороны, она не может существовать отдельно от журналистской практики, поскольку не представляет собой полноценную информацию. С другой стороны, их можно использовать для интерпретации событий в отчетности.

В связи с этим может возникнуть ряд этических проблем, которые заключаются в том, насколько правильно журналист использует контент социальных сетей для освещения события. В частности, журналисты приобретают новую роль, которая требует от них проверки достоверности той или иной информации, найденной в Интернете и произведенной его пользователями (Johnston 903). Таким образом, интеграция пользовательского контента является одновременно проблемой и возможностью для медиаиндустрии. Джонстон отдельно отмечает, что основная трудность заключается в необходимости проверки диапазона, что особенно важно при освещении культурно чувствительных тем (908). В этом отношении необходимы этические принципы для определения процедур проверки и интерпретации пользовательского контента. В современных условиях больших потоков информации, достоверность которой может вызвать сомнения, журналистам необходимо предоставлять правдивую информацию. Тем не менее, при использовании такого рода контента всегда существует угроза неправильной интерпретации материалов и, как следствие, введения аудитории в заблуждение.

Публика как получатель информации становится непосредственным участником процесса создания и распространения контента. В этой ситуации возникает новый тип коммуникации, в рамках которого выстраиваются доверительные отношения с аудиторией СМИ и журналистами. Однако потенциальной проблемой в этом контексте могут стать «дезинформация, дезинформация и тролли — люди, которые используют цифровые технологии для преднамеренных атак, провокаций или искажений» (Калвер 488). С одной стороны, такое взаимодействие журналистов и потребителей информации является важнейшей составляющей успешного взаимодействия СМИ с целевой аудиторией. Напротив, необходимы значительные усилия для эффективного мониторинга ценного контента и использования его для поддержки создания контента.

Участие общественности и проблемы конфиденциальности

В то же время, в рамках демократической повестки дня, участие общественности в производстве новостей является важным аспектом поддержания взаимного доверия. В частности, такой подход может привести к созданию виртуальных общественных пространств, где пользователи сами регулируют структуру генерации контента (Фурье 117). В такой сфере пользователи составляют враждебную структуру со своими собственными взглядами и мнениями, которые представляют разнообразие. Что касается структуры сетевой коммуникации, то это критический фактор при рассмотрении этики журналистики, поскольку позволяет понять, как общественное мнение влияет на функционирование СМИ.

Наиболее значимой трансформацией цифровой эпохи, существенно повлиявшей на этические принципы, принятые в журналистике, является расширение возможностей участия общественности в медиапространстве. Традиционные СМИ пытаются ограничить участие общественности в журналистской практике, что противоречит самой сути медиаиндустрии – служению обществу (Culver 490). Виртуальные общественные пространства частично предоставляют общественности право участвовать в управлении журналистской практикой посредством обратной связи и выражения мнений. Данная трансформация усложняет функционирование медиаиндустрии, поскольку предполагает косвенный контроль над деятельностью прессы со стороны общественности. С распространением социальных сетей и Интернета люди получили доступ к прямому общению как с сообществом, так и с производителями контента. С точки зрения этики этот механизм является способом осуществления контроля за соблюдением важнейших принципов журналистики, необходимых для функционирования в современном обществе.

Участие общественности в развитии СМИ и журналистики, а также в производстве контента поднимает вопросы конфиденциальности и общественного интереса. Цифровые медиа стирают границы между частной и государственной собственностью (Прайс и др. 153). В результате такие столкновения приводят к конфликтам по вопросам конфиденциальности, приводящим к проблемам безопасности. Эту дилемму можно назвать противостоянием всеобщего и особенного, составляющим этическую проблему. Более подробно, раскрытие частной информации ради общего блага является субъективным вопросом. В результате журналистская этика оказывается в сложном положении при принятии решений в условиях конфиденциальности: какая информация может быть представлена ​​публике, а какая должна быть скрыта.

Рост объемов больших данных, которые обезличивают отдельные данные, и распространение дронов, собирающих информацию, представляют собой величайшие угрозы конфиденциальности в журналистской этике. Определенная степень свободы внутри сообщества рассматривается философами и социологами как обязательная предпосылка саморазвития и эффективного выполнения социальных ролей (Плезанс 95). В то же время в рамках журналистской этики поднимается вопрос о том, насколько проблема конфиденциальности вообще волнует журналиста (Plaisance 95). В этой ситуации необходимо определить, какие аспекты входят в конфиденциальность индивидуальных данных и публичных интересов. Вопрос о степени конфиденциальности каждой отдельной информации для использования в журналистике должен рассматриваться индивидуально. Этот вопрос является спорным и зависит не только от журналистов, но и от отношения общественности и отдельных лиц.

Решение этой дилеммы требует установления норм, приемлемых для всех затронутых групп и учитывающих их ценности. Однако для установления этической справедливости необходимо разработать прозрачные системы проверки той или иной информации на предмет нарушения конфиденциальности или общественных интересов. В этом случае необходим диалог между сообществом и журналистами, что может оказаться затруднительным, учитывая существование множества различных групп, занимающихся освещением множества общих тем. Более того, общество и контекст, в котором существуют установленные нормы, также постоянно трансформируются, что требует пересмотра этих соглашений (Прайс и др. 154). В этой ситуации единственным разумным результатом решения этой дилеммы является прямое установление этических границ, которые будут определять области конфиденциальности и общественных интересов в рамках конкретной повестки дня.

В демократическом обществе существует общепринятое правило о праве на конфиденциальность частной информации, однако в некоторых чрезвычайных ситуациях это право может быть нарушено. В этом случае этика журналистики должна основываться на оценке контекста, в котором происходит создание и распространение соответствующего контента. Создание и развитие норм, касающихся конфиденциальности, должно происходить постоянно при участии сообщества, поскольку ценности постепенно трансформируются. Журналистам необходимо регулярно отслеживать аспекты, представляющие общественный интерес, и оценивать со своей точки зрения персональные данные, которые могут быть использованы в журналистской практике. С точки зрения этики журналистики и общения необходимо найти баланс между частным и общественным, что в современном обществе становится все более динамичным процессом.

Платформы социальных сетей и проблемы проверки

Если печатные СМИ, которые в прошлом были единственным каналом передачи информации и новостей, зачастую игнорировали особенности своей аудитории, то в современном мире эти аспекты выходят на первый план. Широкое использование различных данных о структуре и поведении аудитории требует от журналистов приобретения новых обязанностей в связи с необходимостью этического использования информации (Hindman 178). Важным фактором, определяющим этические принципы современной журналистики, является структура контента, которую требует аудитория. Левин утверждает, что «журналистская среда обезлюживает из-за закрытия редакций и сокращения штатов» (244). Объем информации, которую современные читатели, особенно в отношении новостных сообщений, могут и хотят воспринимать, существенно сокращается. В настоящее время репортеры вынуждены создавать больше контента, который носит более краткий характер. Таким образом, этические принципы необходимы для определения того, как следует интерпретировать краткие сообщения, чтобы избежать манипулирования фактами.

Этические проблемы в журналистике были широко распространены в традиционных СМИ, но только усилились с развитием социальных сетей и интернет-коммуникаций. Как отметил Хамада, платформы «социальных сетей» представляют угрозу для профессиональной журналистики, поскольку они «заняты сплетнями, слухами, фальшивыми личностями и электронной коммерческой деятельностью» (46). В частности, разнообразные сообщества, представляющие разные интересы, требуют все более разнородного контента, что потенциально ухудшает его качество. Более того, повсеместный доступ к производству контента стирает грань между профессиональными и непрофессиональными журналистами, вызывая этические проблемы в отношении определения квалификации и опыта.

Традиционные средства массовой информации предоставили общественности возможность общаться с чиновниками и, таким образом, осуществлять контроль над их деятельностью. В частности, на протяжении всей жизни каждый может обращаться к общественности или правительству через платформы социальных сетей и оставаться анонимным (Хамада, «Социальные сети» 46). С одной стороны, этот фактор позволяет совершенствовать демократические механизмы за счет открытого доступа к взаимодействию. С другой стороны, качество таких звонков может быть низким, что увеличивает нагрузку на систему. Социальные сети могут стать источником фейковых новостей и дезинформации, что негативно влияет на осведомленность населения о текущих процессах. Этот аспект вызывает этическую обеспокоенность в отношении процесса проверки данных и оценки их ценности для общества.

С распространением социальных сетей произошел сдвиг в сторону минимизации ответственности журналистов или создателей контента за предоставляемую ими информацию. В случае с традиционными СМИ выявить виновных в лице главного редактора или авторов статьи несложно. Однако в условиях передачи информации по интернет-каналам существует огромное количество информации по соответствующей теме, которую журналисты также могут включать в свои статьи. Этот аспект не позволяет идентифицировать источники и затрудняет проверку описанных фактов. Эти факты негативно влияют на доверие как к журналистскому ресурсу, так и к самому контенту. В свою очередь, этот процесс приводит к нарушению общественного доверия, что является признаком неэтичного общения.

Однако такого рода дезинформация и фейковые новости, широко представленные в социальных сетях, могут дать профессиональным журналистам возможность заявить о своем авторитете с помощью этических принципов. В частности, в условиях современной цифровизации журналистика должна оставаться максимально прозрачной для общественности и устанавливать ответственность за предоставляемую информацию (Хамада, «Социальные медиа» 48). Таким образом, журналистская этика может использоваться как новая роль, которую медиаиндустрия должна выполнять в нынешнем контексте. Этика может стать основой функционирования журналистской практики, которая отличает профессиональных журналистов от производителей контента в социальных сетях. Более подробно, журналисты могут завоевать доверие посредством четкого определения сфер ответственности за производство контента и поддержания общественного доверия.

Этика как исключительная функция журналистики в цифровую эпоху

В связи с этим представляется интересным рассмотреть противоположные мнения о необходимости разработки нормативных этических стандартов современной журналистики. Например, Паркс утверждает, что этические и моральные рамки интерпретации информации журналистами превращают журналистскую практику в документальную и научную работу, а не в разновидность гуманистического искусства (1242). В этой связи интересно, что общественность потенциально не так ценит объективность и нейтральность в журналистской работе, как принято считать. В этой ситуации журналистская интерпретация событий и предоставление инсайдерской информации, подчеркивающей ценности определенных групп, потенциально более ценны для формирования общественной повестки дня (Парки 1243). В частности, такой диалог с аудиторией при четкой позиции автора контента позволяет раскрыть журналистику как общественно значимую деятельность, а не просто информационную.

Важным фактором является и то, что такой подход к журналистике, предполагающий гибкие этические рамки, позволяет установить авторитет репортера. В рамках общения с аудиторией этот фактор может стать ключевым в построении взаимоотношений и доверия. Без сомнения, такой подход, предполагающий снижение нейтральности и объективности журналистской деятельности, может привести к смешению политических и социальных функций медиаиндустрии. Однако эта проблема также зависит от контекста и не является совершенно неактуальной для современного общества. В частности, нельзя отрицать невозможность полной объективности в предоставлении информации, а значит, идеалистическим является и достижение наиболее изолированных и универсальных этических норм.

Стремительное развитие технологий приводит к массе изменений в журналистике: от способа получения новостей клиентами до производства любого контента. В частности, автоматизированные и алгоритмические системы дают журналистам возможность более эффективно практиковаться в цифровом пространстве. В то же время более широкое вовлечение машин в процесс производства новостей ставит журналистов перед рядом этических вопросов. Самым важным из них является само определение того, кто является журналистом, и определение границ практики (Милосавлевич и Вобич 1100). В настоящий момент журналистская деятельность находится в состоянии трансформации и сталкивается с рядом фундаментальных идеологических конфликтов (Милосавлевич и Вобич 1112). В частности, наиболее серьезные проблемы включают конфиденциальность и объективность, а также определение границ технологий и автоматизации в процессе создания контента.

Этическим выбором в данной ситуации является достижение такой степени использования технологий, чтобы прозрачность журналистики оставалась на высоком уровне. Широкое внедрение алгоритмов во всех сферах повседневной жизни в настоящее время меняет обязанности и роли профессиональных журналистов (Дёрр и Хольнбухнер 415). Дёрр и Хольнбухнер предполагают, что с распространением искусственного интеллекта, а также привлечением непрофессиональных журналистов к производству медиаконтента значимость индивидуальной морали среди журналистов снижается (415). Поэтому этические принципы должны определяться организациями и сообществами, которые являются моральными субъектами журналистики. Это предположение справедливо в современном обществе, когда медиакорпорации оценивают этику определенной информации.

Однако в связи с этим существует риск конфликта интересов на институциональном уровне. Предоставляя организациям возможность контролировать моральные основы общества, которые транслируются через медиаконтент, они могут использовать свою власть и влияние для продвижения определенных программ, что еще больше усиливает этические проблемы (Plaisance 95). В этих обстоятельствах преуменьшение роли отдельных участников в разработке и внедрении этических принципов является недальновидным и потенциально вредным решением. Как отмечают Дорр и Хольнбухнер, оценка этики журналистской практики должна основываться на «моральных теориях утилитаризма, деонтологии, контрактуализма и этики добродетели» (414-415). Организации в этом случае руководствуются иными мотивами, чем общее благо или индивидуальные моральные ценности, что не позволяет им эффективно осуществлять этический контроль.

Хотя в настоящее время автоматизация служит поддержкой для облегчения сбора и анализа данных для журналистов, профессионалы активно изучают области применения этих технологий в журналистской практике. Особые проблемы в этическом контексте возникают в отношении автоматического создания контента и новостных сообщений для аудитории (Гузман 562). Потенциально широкое использование автоматически генерируемого контента противоречит миссии социальной службы журналистики, что также подрывает основы профессиональной практики (Гузман 562). В этой ситуации этические нормы и стандарты являются предметом заботы разработчиков программного обеспечения и технологий автоматизации. Таким образом, журналисты в целом имеют лишь косвенное отношение к автоматически генерируемому контенту, поскольку не оценивают его с этической точки зрения. Однако при этом возникают вопросы о важности роли редакторов в выборе и преобразовании автоматически генерируемого контента.

В этом плане самым важным аспектом является ориентация не на журналистов или аудиторию, а непосредственно на взаимоотношения людей и технологий. Общение между машиной и человеком выходит на первый план, предлагая исследователям обратить внимание на то, как люди устанавливают этические рамки для технологий. В настоящее время технологии можно рассматривать не как средство коммуникации, а как непосредственного участника коммуникативного процесса (Гузман 570). Этот фактор существенно усложняет разработку этических стандартов журналистики в современных условиях. Скорее, в этом контексте следует говорить о философии техники как основе будущих исследований. В рамках журналистской этики необходимо сосредоточиться на рассмотрении роли журналиста как редактора по отношению к автоматически генерируемому контенту или алгоритмическим системам.

Иммерсивная журналистика и роль журналиста в эпоху цифровых технологий

Достижения в области технологий виртуальной реальности также позволяют журналистам глубже погружаться в создание иммерсивных впечатлений для аудитории. Иммерсивная журналистика позволит разрабатывать многоканальный медиаконтент, погружающий аудиторию в вириальное информационное поле посредством технологий виртуальной реальности. Этот тип журналистики становится все более популярным, поскольку он «может обеспечить большую вовлеченность и сочувствие к новостным вопросам» (Санчес Лоус и Утне 1). Иммерсивная журналистика помогает профессионалам представить информацию с разных сторон, чтобы получить более полную картину, а также привлечь новую аудиторию, используя инновационные технологические подходы.

Иммерсивная журналистика заключается в том, чтобы поместить в центр повествования и передачи контента пользователя, который взаимодействует исключительно с конечным продуктом, находясь внутри него. Этот контекст предполагает, что аудитория не воспринимает и не должна воспринимать авторов, то есть журналиста, создавшего контент. Иммерсивная журналистика предназначена для создания полностью изолированного опыта, требующего отсутствия камеры (Кул 3). Однако в этой ситуации опять же возникает проблема ответственности и интерпретации содержания. Если автор не должен существовать в сознании аудитории, то они не могут ассоциировать представленную информацию с конкретной личностью, предлагающей им какой-либо контент. Перес-Сейхо и Лопес-Гарсия предполагают, что в отношении иммерсивной журналистики необходимо применять особые практики, направленные на прямую идентификацию аудиторией создателей журналистского материала (960). В частности, необходимо указать, что личности журналистов и съемочной группы намеренно скрываются, а также включить их имена в титры во время и после окончания материала.

Эта практика преследует несколько важных целей, которые помогают поддержать роль журналиста в создании контента. Как отмечалось, журналистская этика должна основываться на том, что в отличие от непрофессиональных создателей контента профессиональные журналисты и компании четко заявляют о своей ответственности за предоставляемую информацию. Такое позиционирование позволяет журналистам завоевать доверие аудитории и выполнить свою миссию по предоставлению услуг общественной информации. В случае иммерсивной журналистики, когда материалы ориентированы не на репортера, а на события, информация обезличивается. Таким образом, становится сложно определить, кто и с какой целью создает этот контент, чему уделяется внимание и какие новостные темы освещаются. В рамках журналистской практики такой подход минимизирует ценность и участие журналистов как профессионалов в создании медиаконтента, что негативно влияет на их социальную роль.

Иммерсивная журналистика может быть не просто средством производства контента, а журналистским инструментом, умело интегрированным в практику. Для пользователей эта технология не является «единственным способом потребления новостей, но если все сделано правильно, она может повысить ценность многих журналистских материалов» (Нильсен и Шитс 2648). Примечательно, что аудитория также воспринимает этот тип контента как пригодный скорее для эмоционального погружения, чем для представления фактов и статистики (Nielsen and Sheets 2648). В связи с этим возникает дискуссия о важной роли журналистов и коммуникативной этики в современном мире. Цифровые технологии активно используются для создания большего количества контента, а также для повышения его нейтральности и объективности. Однако в случае сложной структуры мировых СМИ и разнообразных потребностей аудитории можно предположить, что в настоящее время журналисты необходимы для выполнения иной, более социально ориентированной функции.

Цифровой век диктует новые правила создания контента, требуя индивидуального подхода к оценке производства медиаконтента. Такие технологии, как автоматизация, алгоритмизация, иммерсивная журналистика, максимизируют количество и качество контента. Однако только журналисты могут персонализировать информацию, выделить социально значимые аспекты и предложить данные для интерпретации. В связи с этим в рамках журналистской этики необходимо уделять больше внимания непосредственно контролю за производством контента, технологическому надзору, созданию этических принципов общения машин и людей. Этика журналистов в данном случае — не необходимость, а функция, которую люди могут выполнять только при поддержке технологических инноваций.

Журналистская этика современного общества должна основываться не на решении этических дилемм конфиденциальности или баланса публичного и частного, а на определении роли журналистов и их функций. Германн отмечает, что XX век был отмечен повышенным вниманием к контекстуальным журналистским историям, а не к представлению фактов (265). Эмоциональная связь с аудиторией на фоне глобализации становится критической необходимостью в современных тенденциях журналистики в интерпретации событий. Контекстная журналистика учитывает мнение автора, который не просто освещает события в виде пресс-релизов, а выделяет важные моменты той или иной новостной ленты. Технологии иммерсивной журналистики в данной ситуации могут быть использованы для создания эмоциональных материалов, направленных на инициацию диалога с аудиторией.

И наоборот, нейтральность и объективность больше не являются важными аспектами журналистики в современном обществе. Их можно полностью передать на рассмотрение исследователям техники и философии техники. В каком-то смысле современный мир предлагает журналистам больше свободы, чем традиционные СМИ. Прежде всего, они способны создавать более разнообразный контент, а также выбирать более привлекательные каналы передачи информации. Также важно, чтобы журналисты могли участвовать в создании жизненно важных сообщений, а также в решении важнейших этических дилемм. С точки зрения журналистской этики вопросы конфиденциальности информации, общественных интересов или ценностей групп по-прежнему зависят от контекста и требуют рассмотрения в каждом конкретном случае.

Заключение

Этика уже более десяти лет находится в центре общественных дискуссий, но внимание к ее принципам в современном мире только растет. Трансформация социальных условий, как и современного мира, неизбежно влияет на журналистскую практику. Развитие цифрового пространства в современном обществе также не может обойти стороной эту профессию, что значительно усложняет связанные с ней морально-этические проблемы. Однако трансформация средств производства и доставки контента неизбежно приводит и к изменению ролей, которые играют аудитория и журналисты. В сегодняшних условиях каждый человек может быть производителем контента, что подчеркивает смешение коллективных и индивидуальных ценностей. Несмотря на угрозу девальвации журналистских практик в сфере создания контента, которая может генерироваться автоматически, смена ролей имеет положительный эффект. В современных условиях этика может быть не инструментом журналистской практики, а прямой функцией профессионалов в этой области.

В цифровую эпоху нейтрального и объективного контента, отвечающего потребностям широкой аудитории, а также индивидуальным потребностям пользователей, журналисты могут приобрести исключительное право на создание эмоционального и социально привлекательного контента. В рамках дискуссии об этических принципах данный подход выявляет необходимость индивидуального подхода к оценке моральной окраски материала. В частности, журналисты могут использовать технологии для создания нейтрального контента и репрезентации фактора, а сами выступать в качестве передатчиков социально значимой повестки. В этой ситуации этические принципы взаимодействия технологий и журналистской практики остаются на рассмотрении философов техники. При этом этические нормы журналистской практики трансформируются от необходимости предоставления аудитории достоверной и объективной информации к формированию социально ценных материалов. Соответственно, в связи с этим возникают новые этические дилеммы, призванные оценить качество и социальную значимость того или иного материала. Эта область может определить направление для будущих исследований в области этики журналистики.

Цитируемые работы

Айман, Энн и др. «Этика без границ в эпоху цифровых технологий». Преподаватель журналистики и массовых коммуникаций, вып. 75, нет. 1, 2020, стр. 9–15.

Калвер, Кэтлин Б. «Отстраненная этика». Журналистская практика, вып. 11, нет. 4, 2017, стр. 477-492.

Дорр, Константин и Катарина Холлнбухнер. «Этические проблемы алгоритмической журналистики». Цифровая журналистика, том. 5, нет. 4, 2017, стр. 404-419.

Эбервейн, Тобиас и Колин Порлецца. «Обе стороны истории: этика общения в медиатизированных мирах». Журнал коммуникаций, том. 66, 2016, стр. 328-342.

Фури, Питер Дж. «Нормативная теория медиа в сфере цифровых медиа: от этики СМИ к этической коммуникации». Связь, том. 43, нет. 2, 2017, стр. 109–127.

Гарсиа-Авилес, Хосе А. «Исследование этики инноваций в цифровой журналистике». Переосмысление инноваций в области новостных медиа: этика и ценности в творческой реконструкции журналистики, под редакцией Марии Луенго и Сусаны Эррера-Дамас, Wiley-Blackwell, 2021, стр. 3–19.

Гузман, Андреа Л. «Должны ли машины писать о смерти? Вопросы технологии, человечности и этики в автоматизации журналистики». Справочник по глобальной медиаэтике под редакцией Стивена Дж. А. Уорда, Springer, 2021, стр. 555–574.

Хамада, Басьюни И. «На пути к глобальной модели журналистской этики: исламская перспектива». Журнал международных коммуникаций, том. 22, нет. 2, 2016, стр. 188-208.

…. «Социальные сети: поворотный момент в глобальной журналистской идентичности и этике». Социальные сети и журналистика – тенденции, связи, последствия, под редакцией Яна Вишневского и Яны Радошинской, IntechOpen, 2018, стр. 35–56.

Герман, Анна К. «Этнографическая журналистика». Журналистика, вып. 17, нет. 2, 2014, стр. 260–278.

Хиндман, Мэтью. «Журналистская этика и данные о цифровой аудитории». Переделка новостей: очерки о будущем журналистских стипендий в эпоху цифровых технологий, под редакцией Пабло Дж. Бочковски и К.В. Андерсона, MIT Press, 2017, стр. 177–194.

Айвенго, Филип Дж. Единство: восточноазиатские концепции добродетели, счастья и того, как мы все связаны. Издательство Оксфордского университета, 2017.

Джонстон, Лизетт. «Социальные новости = эволюция журналистики? Как интеграция пользовательского контента в работу новостей помогает и мешает роли журналиста». Цифровая журналистика, том. 4, нет. 7, 2016, стр. 899-909.

Круто, Холлис. «Этика иммерсивной журналистики: риторический анализ новостного повествования с использованием технологии виртуальной реальности». Пересечение, том. 9, нет. 3, 2016, стр. 1–11.

Левин, Мередит А. «Журналистская этика и правило Голдуотера в медиа-мире «постправды». Журнал Американской академии психиатрии и права, том. 45, нет. 2, 2017, стр. 241–248.

Линделл, Йохан и Майкл Карлссон. «Космополитические журналисты?» Журналистские исследования, том. 17, нет. 7, 2016, стр. 860-870.

Макбрайд, Ребекка, ED «Этика журналистики данных». Профессиональные проекты Колледжа журналистики и массовых коммуникаций, том. 9, 2016, стр. 1–29.

Милосавлевич, Марко и Игорь Вобич. «Человек все еще в курсе». Цифровая журналистика, том. 7, нет. 8, 2019, стр. 1098-116.

Нильсен, Сорен Л. и Пенелопа Шитс. «Виртуальная шумиха встречается с реальностью: восприятие пользователями иммерсивной журналистики». Журналистика, вып. 22, нет. 10, 2021, стр. 2637–2653.

Олувасола, Омолола. «Нормативные теории прессы в эпоху цифровых технологий: необходимость пересмотра». Журнал коммуникационных исследований IMSU, том. 4, нет. 2, 2020, стр. 27–36.

Паркс, Перри. «К гуманистическому повороту к более этичной журналистике». Журналистика, вып. 21, нет. 9, 2019, стр. 1229-1245.

Перес-Сейхо, Сара и Хосе Лопес-Гарсия. «Пять этических проблем иммерсивной журналистики: предложение показателей передовой практики». Информационные технологии и системы. ICITS 2019. Достижения в области интеллектуальных систем и вычислений, том. 918, 2019, стр. 954–964.

Плезанс, Патрик Л. «Журналистская этика». Журналистика, под редакцией Тима П. Воса, Де Грюйтер Мутон, 2018 г., стр. 83–102.

Прайс, Лада и др. Routledge Companion по журналистской этике. Рутледж, 2021.

Санчес Лоус, Ана Л. и Тормод Утне. «Этические принципы иммерсивной журналистики». Границы в робототехнике и искусственном интеллекте, том. 6, 2019, стр. 1–13.

Уорд, Стивен Дж.А. «Журналистская этика». Справочник по журналистским исследованиям, под редакцией Карин Валь-Йоргенсен и Томаса Ханицша, Taylor and Francisco Group, 2008, стр. 295–309.