В истории Соединенных Штатов есть несколько важных фигур, чей вклад в развитие общества и прав человека невозможно забыть. Среди этих людей жизненно важную роль играют такие национальные герои-женщины, как Рут Бейдер Гинзбург, Элизабет Кэди Стэнтон, Сара Мур Гримке и Анджела Гримке. Рут Бейдер Гинзбург – символ современного феминизма, судья Верховного суда США и просто женщина, которая без преувеличения является иконой современной Америки. 8 января стало известно, что 86-летняя Рут в четвертый раз победила рак. Рассказываем, почему это не только ее личная победа, но и всей страны.

После окончания Корнеллского университета она поступила в Гарвард, а затем перевелась на юридический факультет Колумбийского университета, который окончила с высшими оценками по своему направлению. Имея прекрасное образование и отличные рекомендации профессоров, казалось бы, ее ждет блестящее начало юридической карьеры. Гинзбург столкнулась с гендерным неравенством: несмотря на настойчивые рекомендации профессоров, судья Верховного суда Феликс Франкфуртер отклонил ее кандидатуру на должность клерка только из-за ее пола. Когда она получила должность профессора в 1963 году, ей платили меньше, чем ее коллегам-мужчинам. Она продолжала работать и в 1972 году начала свою правозащитную деятельность.

Гинзбург участвовала в шести делах о гендерном неравенстве, поданных в Верховный суд, и выиграла пять, борясь с дискриминацией женщин и мужчин. Например, в одном из законов указано, что вдовцы, в отличие от вдов, не могут получать пособия по уходу за несовершеннолетними. Она оспорила закон, поскольку он противоречил Пятой поправке к Конституции США, и выиграла дело. В 1980 году она была назначена на должность судьи Апелляционного суда округа Колумбия, а в 1993 году была утверждена на должность судьи Верховного суда (Feigen, 2021). На новой должности она получила большую власть — решением большинства Верховный суд может отменить любой закон или решение президента страны, признав его неконституционным.

Следующим национальным героем, который также внес свой вклад в защиту прав человека в США, является Элизабет Кэди Стэнтон, основательница американского суфражистского движения. Она убедила сенатора Сарджента представить Конгрессу документ, который впоследствии стал знаменитой 19-й поправкой, которая давала женщинам право голоса. Элизабет также является автором «Декларации чувств», одного из первых программных феминистских заявлений. В 1830 году Елизавета уговорила отца позволить ей учиться в первом высшем учебном заведении для женщин — семинарии в Трое, штат Нью-Йорк. Там Элизабет изучала теологию, литературу и риторику, занималась ораторским искусством, но больше всего ее привлекало право. Все свободное время она посвящала изучению права.

Чем больше Элизабет знакомилась с законодательством США, тем больше она убеждалась в том, что законы, дискриминирующие женщин, необходимо изменить. Еще одна проблема, о которой Кэди много думала, — это рабство в южных штатах. Она заинтересовалась идеями аболиционизма и много общалась с единомышленниками. В то же время Елизавету поразила узость мышления некоторых активистов.

Элизабет, как и некоторые другие аболиционисты, считала, что не только чернокожие, но и все представительницы женского пола находятся в Америке в рабском положении. Однажды в июле 1948 года Элизабет и другие активисты за чаем снова начали обсуждать бесправный статус женщин. Они подумали, что было бы хорошо встретиться с другими женщинами-единомышленницами и сделать дискуссию публичной. Было решено организовать конференцию по правам женщин. Съезд состоялся 19 июля в Сенека-Фолс. Элизабет представила на мероприятии свою Декларацию чувств, созданную по образцу Декларации независимости Томаса Джефферсона.

В 1851 году Элизабет выступила на митинге против рабства, после чего познакомилась с женщиной, Сьюзен Энтони, будущей союзницей Элизабет. Он и Сьюзен стали признанными национальными лидерами женского движения и в течение следующих 50 лет боролись за права, которые сейчас считаются само собой разумеющимися. В 1863 году Кэди Стэнтон и Энтони основали Лояльную национальную лигу женщин, чтобы провести кампанию за поправку к Конституции США, отменяющую рабство. В 1866 году они обратились в Конгресс с просьбой обеспечить избирательное право, и Элизабет стала первой женщиной-кандидатом в Палату представителей США.

Анджелина и Сара Гримке были американскими аболиционистками, суфражистками, писателями и педагогами, выступавшими против рабства и прав женщин. Анджелина Гримке написала «Обращение к христианским женщинам Юга», в котором осудила рабство как социальное явление. Сара Гримке опубликовала «Письма о гендерном равенстве и статусе женщин», в которых вопрос равенства афроамериканских женщин тесно связан с вопросом равенства женщин в целом.

Сара и Анджелина Гримке родились в Южной Каролине в семье владельца плантации, который также был прокурором и судьей в Южной Каролине. Еще в раннем детстве они осознали ограниченность своего положения, в отличие от своих братьев, получивших классическое образование. Несмотря на признание их способностей и интеллекта другими, они были лишены возможности получить полноценное образование. Сестры были также недовольны положением рабов и их полной неграмотностью. Они начали активно распространять среди квакеров идеи аболиционизма и отмены смертной казни. Риторика против рабства первоначально привела их к некоторым трудностям в сообществе квакеров. Кроме того, они считали, что борьба за равноправие женщин столь же важна, как и борьба за освобождение рабов. Сестры часто подвергались нападкам, даже со стороны некоторых аболиционистов, которые считали их взгляды излишне радикальными.

В 1836 году Сара Гримке опубликовала послание духовенству южных штатов. В 1837 году сестры совершили поездку по штату Массачусетс, читая лекции об аболиционизме. В том же году Массачусетская газета The Spectator опубликовала серию «Письма о гендерном равенстве и статусе женщин», адресованную президенту Бостонского женского общества по борьбе с рабством Мэри С. Паркер. Вскоре они были перепечатаны в газете «Освободитель», издаваемой радикальным аболиционистом, сторонником женского равенства и противником смертной казни Уильямом Ллойдом Гаррисоном. Письма были опубликованы в 1838 году в виде книги. В своих письмах Сара Гримке обращает внимание на подчиненное положение женщины во всех слоях общества. В нескольких письмах она отмечает различия и своеобразие положения женщин в светском обществе, работниц и рабынь.

Рут Бейдер Гинзбург, Элизабет Кэди Стэнтон, Сара Мур Гримке и Анджела Гримке имеют много общего. Во-первых, они были очень умны и обладали сильной моральной ясностью. Несмотря на то, что все женщины имели ограниченную поддержку в вопросах образования, они проявили сильное желание стать профессионалами и продвигать свои идеи и взгляды. Эти люди обладали высокими моральными ценностями, поскольку с юных лет их беспокоили различные формы дискриминации. Их настойчивость и решимость были очень сильны, потому что женщины не останавливались даже тогда, когда их отказывали в работе из-за их пола или когда на них нападали консерватисты. Они не проявили страха перед людьми с противоположными идеями и убеждениями и продолжили борьбу с сексизмом и рабством. Все упомянутые женщины являются культурными героями, поскольку они защищали права тысяч людей в США, пострадавших от дискриминации.

Ссылка

Фейген, Б. (2021). Прощай, старый друг: дань уважения правосудию Рут Бейдер Гинзбург. Колонка. Л. Преподобный, 121, 519.