Женщины в «Беовульфе», «Инферно» и «Рассказе монахини-священницы»
Женские персонажи, сыгравшие заметную и решающую роль в событиях, встречаются в книгах разного времени независимо от реального положения женщины в обществе. Авторы наделили их необычайными полномочиями, силой и влиянием на действия и решения других. Например, Велхтеов из «Беовульфа» продемонстрировал, как германское общество воспринимало женщин и относилось к их помощникам (Хини 30). Другие выдающиеся героини — Беатриче из «Ада» Данте и прекрасная мисс Пертелоте — курица из «Сказки монахини-священника» Чосера. В то время как первый помогал Данте в путешествии, попросив ангела поручить Вергилию руководство, второй напрямую повлиял на действия главного героя, Шантеклера. Авторы представляют отдельные общества и периоды культурного развития; однако восприятие женщин в их текстах как могущественных и незаменимых схоже. Целью данной статьи является обсуждение выдающегося положения женских персонажей в «Беовульфе», «Инферно» и «Рассказе монахини-священника», а также рассмотрение того, как они служат примером того, как женщина сильно влияет на сюжеты рассказов.
«Беовульф», скандинавская эпическая поэма, представляющая раннегерманскую культуру, включает подробное объяснение того, как население воспринимало гендерно-разделенные роли. Мужчины были добытчиками хлеба, ремесленниками и воинами, а женщины отвечали за ведение домашнего хозяйства, воспитание детей, поддержание здоровья семей и прием гостей. Примером могущественной женщины в «Беовульфе» является Велтеоу, королева датчан и жена Хротгара, которая участвовала в послевоенных действиях и служила воинам, передавая чашу с медом (Хини 46). Она оказала большое влияние на заговор Беовульфа, потому что использовала церемонию медовой чашки, чтобы восхвалять воинов, спрашивать их об их потребностях и мыслях и мотивировать их. Велхтеоу был первым, с кем Беовульф поделился своим намерением: «Я хотел выполнить в полной мере то, чего хотели ваши люди, или погибнуть в попытке, в когтях дьявола» (Хини 47). Этими действиями королева помогла своему мужу сохранить мир в их клане, а также своевременно сообщила королю о потенциальной опасности и поделилась с ним своими наблюдениями.
В части «Ада» «Божественной комедии» Беатрис была примером очень влиятельной женщины, которая участвовала в сюжете, обратившись к ангелу и попросив Вергилия провести путешествие Данте. Она была настоящей женщиной, в которую Данте влюбился и пронесла свои чувства через весь жизненный путь. Они не были вместе, потому что она умерла в молодом возрасте, и эта история заставила автора поместить ее на небеса и на очень могущественное положение, близкое к Богу. Беатрис не появляется перед Данте в «Аде», но Вирджил делится их разговором, напоминая Данте, что он любим, все еще может найти свой путь к вере и что есть руководство, которое поможет. Беатрис сказала: «Теперь я очень боюсь, что он мимо помощи заблудился / И я встану слишком поздно для его облегчения, / Из того, что, черт возьми, о нем я слышал» (Алигьери 2). «Инферно» показывает, как сильное влияние женщины на мужчину помогло последнему справиться с тяжелым испытанием, сохранить надежду и вспомнить о божественной силе Бога.
«Рассказ монахини-священника» — часть знаменитых «Кентерберийских рассказов» Чосера, сборника средневековых английских стихов, основанных на рассказах паломников о различных реальных и вымышленных событиях. Жрец монахини рассказал о петухе Шантиклере, который жил с семью женами, среди которых самой лучшей и влиятельной была курица Пертелоте. Она посоветовала ему не быть суеверным в отношении ночных снов и приступить к работе как обычно. Курица сказала: «Как ты смеешь от стыда говорить своей любви / Что есть что-то, чего ты боялся?» (Чосер, строки 78–79). Пертелоте ошибалась, и несчастье с лисой, укравшей Шантиклера, действительно случилось; петуху все же удалось убежать (Чосер, строка 360). Хотя петух оказался в опасной ситуации, он также получил возможность использовать свой интеллект, чтобы выжить. Без влияния Пертелоте на Шантиклера история могла бы закончиться печально для животных скотного двора, поскольку лиса могла бы забрать других, которые не сбежали бы. В «Сказании» показано, что власть женщины над принятием решений мужчиной часто недооценивается, однако она является неотъемлемой частью благополучия семьи.
Роль женщины в обществе развивалась, и литература разных культурных периодов показала, что она всегда была значительной. В «Беовульфе» королева Велхтеов изображалась как решающая фигура, ответственная за поддержание мира, изучение настроений воинов посредством общения и обмен информацией с королем. В поэме «Инферно», написанной в другую историческую и культурную эпоху, Беатрис была очень влиятельной женщиной, чьи действия помогли Данте в трудном путешествии через ад. Ее скромное, но мощное участие было важно для того, чтобы главный герой сохранял надежду на божественность и истинность Бога. Курица, занимавшая видное место в «Рассказе монахини-священника», также продемонстрировала влияние на своего мужа. Решение Петуха прислушаться к мнению любимой жены стало важным уроком для всех скотников и лисы. Женские персонажи занимают видное место рядом с мужчинами, которые их любят и хвалят.
Цитируемые работы
Алигьери, Данте. Божественная комедия. Перевод Х. Ф. Кэри, Wordsworth Editions, 2009 г.
Чосер, Джеффри. «Рассказ монахини-священника». Кентерберийские рассказы: завершено. Эд. Ларри Дин Бенсон. Хоутон Миффлин, 2000.
Хини, Симус. Беовульф: перевод стихов. Нортон, 2002.