Диалог «Горгий» Платона состоит из трех бесед Сократа: с самим Горгием, с Полусом и с Калликлом. С Горгием речь идет о риторике, а Сократ прямо и аргументированно выражает свое критическое отношение к нему. Со своим другом Полусом Сократ спорит о раболепии, власти ораторов и тиранов, справедливости и несправедливости. Те же вопросы Сократ ставит перед умным и эгоистичным Калликлом.

В этой критической статье я остановлюсь на дискуссии между Сократом и Горгием о силе риторики. Согласно Платону (2008), Сократ предполагает, что вера бывает истинной и ложной, а знание может быть только точным, но не ложным; однако убеждением обладают те, кто знает, и те, кто поверил. Например, риторика в судах и на других собраниях убеждает людей в справедливости и несправедливости, основанной на убеждениях. Следовательно, ритор — это мастер убеждения, который вселяет веру в справедливое и несправедливое, а не учит тому, что справедливо, а что нет; потому что толпа не могла постичь такие существенные вещи за такое короткое время.

Так, Сократ спрашивает о том, что с помощью красноречия люди могут посоветовать государству. Ведь если нужно что-то построить, об этом советуются строители, а не ораторы; а когда необходимо выбрать военного стратега, то об этом консультируются люди, хорошо разбирающиеся в военном деле, а не ораторы. На это отвечает Горгий – в обоих случаях ораторы дают советы, и в спорах побеждает их мнение. Сократ поражен – какой должна быть сила этого искусства! Горгий соглашается – да, оно собрало и удержало в своих руках все силы искусства.

Я считаю, что риторика как наука изучает все стороны грамотной и технически правильной речи и обладает мощной силой убеждения. В ходе рассуждений Сократа и Горгия читатель понимает, что с помощью этой силы можно управлять государством и толпой. Поэтому я согласен с Горгием и Сократом, что риторика настолько могущественна, что управляет всеми искусствами.

Ссылка

Платон. (2008). Электронная книга Горгия «Проект Гутенберг». Пер. Бенджамин Джоветт. (Электронная книга № 1672).