Основная цель любой системы здравоохранения – предложить своим пациентам наилучшее лечение. Основу этой системы составляют высококвалифицированные специалисты здравоохранения, однако на данный момент наибольшим спросом в США пользуются квалифицированные медсестры. Отсутствие возможностей получения образования и напряженные условия труда привели к острой нехватке медсестер и высокой текучести медсестер. В данной статье рассматриваются наиболее распространенные факторы, вызывающие дистресс в медицинских учреждениях, и основное внимание уделяется методам лидерства, которые могут быть реализованы для улучшения рабочей среды и решения проблемы нехватки кадров.
Проблемы дефицита и оборота
Сегодня службы здравоохранения в Соединенных Штатах сталкиваются с рядом проблем, включая значительную нехватку медсестер и высокие показатели текучести кадров. Медсестры составляют большинство всех медицинских работников в различных типах медицинских учреждений, и стабильный, квалифицированный штат медсестер имеет решающее значение для предоставления лучших медицинских услуг по всей стране. Действительно, достаточное количество квалифицированных медсестер в составе рабочей силы имеет важное значение для благополучия всей нации.
За последнее десятилетие популярность сестринского дела как профессии значительно возросла, однако из-за отсутствия доступных образовательных возможностей проблема нехватки кадров далека от решения. Медицинские школы и колледжи предлагают ограниченное количество мест, и им часто приходится отказывать тысячам квалифицированных кандидатов в своих образовательных программах из-за экономических соображений и нехватки преподавательского состава (Cherry & Jacob, 2015). Поскольку преподаватели в среднем зарабатывают значительно меньше, чем практики, большинство аспирантов после окончания учебы предпочитают работать в частном секторе.
Правительство США реализовало ряд мер, направленных на улучшение доступности образования и решение проблемы нехватки медсестер в больницах по всей стране. В настоящее время у более перспективных студентов есть шанс получить гранты или стипендии для профессиональной подготовки. Кроме того, иностранным специалистам предлагается приехать и построить карьеру медсестры в США. Однако, согласно последней статистике, нехватка медсестер сокращается очень медленно из-за высокой текучести кадров.
Из-за стрессового характера работы, ненормированного рабочего дня, иногда невыносимой рабочей обстановки и относительно низкой заработной платы многие компетентные медсестры увольняются с работы уже через несколько лет работы. Приверженность сотрудников во многом зависит от уровня их удовлетворенности работой и наличия комфортной рабочей среды. По мнению исследователей, основными факторами, создающими трудную рабочую среду для медицинских сестер, являются неправильное руководство и плохой организационный менеджмент (Мосадыград, 2013). Неспособность администрации учреждения выстроить эффективный рабочий процесс и сформировать сильную команду приводит к плохой работе и, как следствие, к низкому качеству ухода за пациентами и медицинских услуг.
Многие медсестры жалуются, что их работодатели не дают четких инструкций или описаний их обязанностей и ответственности, что, в свою очередь, мешает медсестрам достигать своих профессиональных целей и часто приводит к профессиональным недопониманиям (Мосадеград, 2013). Особенно в сфере здравоохранения крайне важно организовать рабочий процесс таким образом, чтобы персонал был мотивирован на постоянное совершенствование и имел возможность использовать свои знания и компетенции. Еще одним стрессовым аспектом для медсестер является несправедливое обращение с различными сотрудниками. Для руководства крайне важно обеспечить обратную связь и показать, что всех медсестер одинаково хвалят и уважают. Зачастую медицинский персонал находит условия труда некомфортными и неэффективными, если он не участвует в процессах принятия решений.
Невозможность профессионального роста и отсутствие возможностей обучения являются частыми причинами, по которым медсестры увольняются с работы и ищут места в других учреждениях. Создание комфортной рабочей среды и снижение стрессовых факторов — два основных способа построить эффективную команду квалифицированных работников и максимально эффективно использовать знания и навыки каждого члена команды.
Лидерство и менеджмент в сестринском деле
Чтобы обеспечить здоровые условия труда медсестер и побудить их поддерживать долгосрочную приверженность, организация должна пересмотреть и улучшить свою структуру лидерства. Лидерство предполагает постоянный рост профессиональной компетентности коллектива, а также способность мотивировать работников, определять их миссию и вести их к общим целям. Однако важно различать роли лидера и менеджера. По мнению Кертиса, де Фриза и Ширина (2011), менеджеры должны отвечать за выполнение административных обязанностей, продолжение существующих процедур и поддержание стандартов (стр. 307).
Они контролируют общую производительность и сосредотачиваются на текущих проблемах. Основная обязанность менеджера — построить сильную команду (Huber, 2013). Руководитель знает компетенции всех сотрудников и умеет соответствующим образом структурировать команду. Более того, менеджер следит за тем, чтобы все члены команды учились сотрудничать друг с другом и развивали доверие и взаимное уважение. Для менеджера важно организовывать регулярные встречи команды и обсуждать проблемы, конфликты, ожидания, опыт и идеи. Научно доказано, что эмоциональный интеллект жизненно важен для любой успешной команды, особенно в такой стрессовой среде, как здравоохранение.
В отличие от менеджера, обязанности лидера заключаются в том, чтобы привносить инновации, развивать оригинальные идеи, бросать вызов и вдохновлять команду, а также уметь видеть будущие перспективы (Кертис, де Врис и Ширин, 2011, стр. 307). Лидер должен обладать отличными навыками работы с людьми, быть открытым и доступным. Он или она поощряет членов команды проявлять инициативу и делиться своим видением и идеями с остальным персоналом.
Как уже говорилось выше, многие медсестры чувствуют себя некомфортно, если они не могут участвовать в важных процессах и влиять на решения, касающиеся их работы. Хотя модель совместного управления широко применяется по всей стране, не все больницы и другие медицинские учреждения полностью понимают важность такого нововведения (Cherry & Jacob, 2015, стр. 68). Реализация этой модели на практике должна быть первоочередной задачей каждого учреждения. Медсестры составляют большую часть всего медицинского персонала. Помимо теоретических знаний и практических навыков, они постоянно общаются с пациентами и их семьями. Таким образом, они имеют возможность взглянуть на ситуацию в больнице шире, чем другие специалисты здравоохранения. Медсестры способны замечать проблемы ухода за пациентами на разных уровнях, и их суждения следует учитывать в процессе принятия решений. Участвуя в важных организационных процессах, медсестры станут более удовлетворены своей работой, улучшат свою работу и обеспечат высокое качество ухода за пациентами.
Сотрудники, которые получают четкую информацию о своих обязанностях, имеют возможность влиять на решения на рабочем месте и не отвлекаются на конкуренцию, недопонимание или межличностные конфликты. В результате эти сотрудники могут направить свою энергию и навыки на улучшение ухода за пациентами и постоянное личное и профессиональное развитие.
Заключение
Надлежащее сестринское руководство имеет решающее значение для каждого медицинского учреждения, целью которого является постоянное улучшение качества обслуживания пациентов. Создание позитивной рабочей среды и адекватного графика работы медсестер приводит к более высокому уровню эффективности и более глубокой приверженности работе. В то время как обязанность менеджера заключается в формировании эффективной команды и отслеживании ее результатов, руководитель группы отвечает за обеспечение постоянного профессионального развития, повышение мотивации членов команды и предоставление им большей вовлеченности в принятие решений. Медсестры, которые знают, что их мнение может повлиять на административные процедуры, испытывают меньше стресса и способствуют положительному развитию системы здравоохранения.
Рекомендации
Черри Б. и Джейкоб С.Р. (2015). Современный уход: проблемы, тенденции и управление. Амстердам, Нидерланды: Elsevier Health Sciences.
Кертис Э.А., де Врис Дж. и Ширин Ф.К. (2011). Развитие лидерства в сестринском деле: изучение основных факторов. Британский журнал медсестер, 20 (5), 306.
Хубер, Д. (2013). Лидерство и управление сестринским уходом. Амстердам, Нидерланды: Elsevier Health Sciences.
Мосадеград, AM (2013). Профессиональный стресс и намерение текучести кадров: последствия для сестринского дела. Международный журнал политики и управления здравоохранением, 1 (2), 169-176.