Введение

Современный мир настолько охватил концепцию дизайна, что люди уже не могут представить без него свое окружение. Дизайн проник практически во все сферы человеческой деятельности. В полной мере это относится и к такому виду дизайнерского искусства, как графический дизайн. С его проявлениями люди сталкиваются повсюду, покупая газеты, книги и глянцевые журналы. Кроме того, проявления графического дизайна можно встретить на флаерах, этикетках и красочных плакатах, в полиграфии и Интернете. Графический дизайн стал не столько направлен на создание привлекательных изображений, сколько на изменение визуальной и коммуникативной среды, окружающей человека в повседневной жизни. Сегодня графический дизайн – это целая наука, сочетающая расчетливость аналитика с творческими способностями художника. Таким образом, крайне важно установить роль графического дизайна в жизни людей.

Развитие графического дизайна

Крайне важно определить, как развивалась область графического дизайна, чтобы понять его роль сегодня. Эту область дизайна можно охарактеризовать как относительно молодую, поскольку официальной датой ее возникновения считается 1964 год (Walker, 2017). Однако истоки графического дизайна относятся к древним временам. Тем не менее, даже самые древние и примитивные рисунки, созданные рукой человека, можно рассматривать как начальный этап эволюции графического дизайна.

С течением времени люди все больше осознают, что выражение информации с помощью графических символов более эффективно, чем простой текст или устная речь. Примером этого в современной жизни могут быть различные предупреждающие знаки на дорогах, передающие водителю критический минимум деталей за короткое время (Walker, 2017). Важную роль в становлении и развитии графического дизайна сыграло возникновение эпохи книгопечатания.

В Европе история графического дизайна как самостоятельной сферы деятельности, относящейся к художественной и профессиональной сфере, восходит к Средним векам. В это время для издателей стали относительно доступны первые, еще довольно примитивные печатные станки (Walker, 2017). Становление графического дизайна как специфической области творчества напрямую связано с постепенным слиянием двух направлений и коммерческого искусства, связанного с массовым производством плакатов, газет и журналов в конце XIX века (Уокер, 2017). При этом существенную роль сыграло широкое распространение фотографии, развитие кинематографа с последующей экспансией телевидения и видео способствовало росту интереса к визуальным формам выражения и восприятия.

Еще одним значимым этапом, связанным с развитием графического дизайна, является появление цифровых технологий и создание персональных компьютеров. Это дало графическим дизайнерам новейшие инструменты, позволившие фундаментально изменить их работу (Walker, 2017). Компьютеры позволили заполнить все пробелы в области программного обеспечения. Это дает возможность дизайнерам экспериментировать с разными решениями и при необходимости быстро исправлять свои ошибки. В век современной компьютерной техники и Интернета графический дизайн стал более доступным.

Таким образом, графический дизайн прошел довольно долгий путь собственного развития. Раньше под графическим дизайном понимали исключительно художественное оформление и размещение на машинописном листе текста с иллюстрацией для создания визуальной и вербальной последовательности. В настоящее время сфера деятельности графических дизайнеров значительно расширилась (Walker, 2017). Графический дизайн теперь определяется как создание графических изображений с целью воплощения конкретных идей. В современном мире значение визуальных форм выражения необычайно возросло.

Значение графического дизайна в современном мире

Графический дизайн несет информативную функцию разъяснения людям различных вопросов и эмоций, вызывая у человека определенные чувства и формируя соответствующее мнение. Очевидно, что графический дизайн тесно переплетен с рекламой и изобразительным искусством и использует примерно схожие концепции, элементы, принципы и приемы. Например, если основной целью рекламы является продажа, то графический дизайн необходим для передачи людям некоторых идей (Чжэн и др., 2019). Чтобы решить эту задачу, графические дизайнеры используют разнообразные визуальные коммуникации.

Следует отметить, что графический дизайн отличается от обычного или, например, промышленного дизайна. Потому что основной задачей является создание удобного и красивого всего, что окружает человека в повседневной жизни. Графический дизайн связан не с художественным оформлением объектов, а с миром информации (Чжэн и др., 2019). Средством графического дизайна могут быть самые разнообразные визуальные коммуникации: от краткой рекламы до объемного электронного информационного табло. Графический дизайнер работает с графическими изображениями, способными подтолкнуть зрителя к действию или выводам, необходимым создателю информационного сообщения (Чжэн и др., 2019). Таким образом, графические дизайнеры пытаются перевести информацию на визуальный язык, понятный большинству людей. С помощью графических изображений они могут донести до получателя практически любую информацию, не прибегая к длительным словесным объяснениям.

Важно отметить, что в иранском обществе было проведено социологическое исследование относительно конкуренции товаров на потребительском рынке. Эйвази и Акабабаи (2017) исследовали влияние графического дизайна на потребительский выбор. Они обнаружили, что визуализация изображенных производственных процессов оказывает значительное влияние на мотивацию людей покупать продукт. Соответственно, графический дизайн стал методом привлечения большего количества покупателей. Eivazi & Aqababaee (2017) использовали анкету для получения ответов от покупателей магазина «Косар 5», который специализируется на салфетках. Их исследование показало, что выбор клиентов зависит от религиозных, культурных и вкусовых факторов. Таким образом, графический дизайн способен подчеркнуть отдельные индивидуальные особенности товара и стимулировать его продажи. Тем временем Оладумийе (2018) провел исследование, в котором было опрошено более 400 респондентов. Они отметили, что креативный дизайн, созданный с помощью профессионалов графического дизайна, существенно повлиял на их выбор продуктов.

Также важно отметить, что существуют разные типы графического дизайна. Например, при использовании текста значительную роль играет типографика, основанная на создании вербального текста посредством набора текста (Чжэн и др., 2019). В этом случае важным моментом является выбор шрифта, размещение заголовков, частей текста или заголовков как относительно друг друга, так и по отношению к странице газеты или полю плаката. Дизайнеры занимаются названиями брендов, этикетками и упаковкой в ​​графическом дизайне, тесно связанным с промышленным производством и его продукцией. Кроме того, графический дизайн широко используется в сфере торговли и развлечений (Чжэн и др., 2019). Работа графического дизайнера связана с созданием рекламных буклетов, каталогов и плакатов, посвященных конкретной рекламной компании.

Графический дизайн играет значительную роль в создании фирменного стиля компании, то есть в определении постоянного, запоминающегося визуального образа всего, что связано с предприятием, его деятельностью и продукцией. Эти фундаментальные элементы фирменного стиля, которые разрабатывают графические дизайнеры, включают логотип, шрифт, цветовую схему и композиционные принципы (Чжэн и др., 2019). Аспекты фирменного стиля могут охватывать все, что связано с повседневной деятельностью компании: от деловой документации до моделей одежды сотрудников.

Поэтому к этой области графического дизайна относятся следующие направления. Типографика — это способность представить точное текстовое содержание продукта. Это также дизайн полиграфической и печатной продукции, например, газет, журналов, плакатов и наклеек. Однако графический дизайн включает в себя разработку фирменного стиля, определение набора визуальных приемов, объединенных общим направлением, присущим всем продуктам, атрибутике и рекламе фирмы (Чжэн и др., 2019). В современном мире люди часто используют веб-дизайн как область графического дизайна и разработки систем ориентации, таких как предупреждающие знаки и символы. Действительно, в повседневной жизни можно наблюдать графический дизайн на упаковке.

Действительно, графический дизайн в настоящее время больше всего задействован в рекламе, издательском деле и полиграфии, а также в других сферах массовой коммуникации, где он помогает в продажах и распространении конкретных идей. Графический дизайн формирует имидж компании и визуально представляет направление бизнеса, что способствует привлечению потенциальных клиентов. Успех любой рекламной фирмы напрямую зависит от качества дизайна. При этом готовое дизайнерское решение всегда должно иметь привлекательную и оригинальную композицию, которая вызывала бы у зрителя соответствующие ассоциации, например, доверие к бренду или качеству.

В условиях все более острой конкуренции на рынке с момента создания компании и на протяжении всей ее жизни руководство постоянно сталкивается с необходимостью использования графического дизайна. Ведь любой бизнес стремится выделиться среди конкурентов; кроме того, важно, чтобы потенциальные клиенты не просто знали о деятельности компании, но и помнили о ней (Чжэн и др., 2019). Решить эту проблему без графического дизайна, предоставить человеку информацию в простой, понятной визуальной форме сложно (Чжэн и др., 2019). Работая с графическими изображениями, графические дизайнеры могут возбудить у людей внезапную память, послужить приятной ассоциацией или доставить им эстетическое, возможно, даже интеллектуальное удовольствие.

Следует понимать, что графический дизайн связан со многими другими областями. Он включает в себя изобразительное искусство, геометрию, набор текста, черчение и технические инновации. Соответственно, эта область проектирования включает в себя методы и инструменты, общие для многих других смежных областей (Чжэн и др., 2019). Со временем ремесло графического дизайна стало все больше использоваться в маркетинговых, экономических и культурных коммуникациях. Поэтому графический дизайнер часто сотрудничает с другими специалистами, психологами, социологами, маркетологами и искусствоведами для выполнения какого-либо проекта (Чжэн и др., 2019). Это необходимо для разработки наилучшей стратегии обработки информации и превращения ее в конкретные визуальные сигналы, которые зритель будет интерпретировать сразу и однозначно.

Однако компетенция дизайнеров также включает в себя соответствующие знания о рынке, потребителях и возможностях психологического восприятия. Ведь в своей работе графические дизайнеры занимаются сбором и анализом информации, определением проблемы и, постановкой цели, созданием общей концепции дизайна (Чжэн и др., 2019). Лишь после этого переходят непосредственно к разработке графического решения и гармоничной композиции. Профессиональные качества и квалификация современных графических дизайнеров теперь определяются тем, насколько свободно они владеют методами «информационного дизайна» (Чжэн и др., 2019). Также важно уметь управлять визуальными средствами коммуникации. Таким образом, графический дизайн сегодня используется во многих сферах деятельности, неся декоративную, информативную и эмоциональную функции. Проекты, разработанные опытными графическими дизайнерами, часто называют визуальными творениями, и их создатели обладают такими же авторскими правами, как, например, писатели или создатели произведений искусства (Чжэн и др., 2019). Поэтому графический дизайн стал самостоятельным и активно развивающимся направлением современного декоративного искусства.

Взгляд на дизайн как на источник социокультурных изменений в мире наиболее точно соответствует современному состоянию обеих культур и месту человека в этой мощной машине прогресса. Чтобы понять правильное направление современного дизайна, необходимо учитывать ряд факторов, влияющих на его дальнейшее развитие. Эти факторы могут иметь разную природу: отрицательную, положительную, духовную и материальную. Изучение особенностей формирования взаимоотношений дизайна и человека может стать ключом к пониманию различных социальных процессов (Чжэн и др., 2019). Актуальность данной темы заключается в том, что изменения, вносимые в жизнь личностью, в той или иной степени являются продуктом замысла (Чжэн и др., 2019). Это касается не только предметного мира, окружающего людей, но и развития различных социальных сфер жизни.

Однако невозможно утверждать, что проектировщики-застройщики стремятся лишь удовлетворить повседневные потребности человека. Происходит расширение понимания предмета дизайна; появился новый дизайн, а именно «дизайн социального контекста» (Чжэн и др., 2019). Таким образом, сфера инноваций распространяется на создание мероприятий и построение образа жизни. Дизайнеры в современном мире являются не только реформаторами и носителями перемен, но и своего рода инспекторами этих изменений. Именно дизайнеры еще на стадии идеи могут контролировать грамотную разработку своей концепции, избегая появления ошибок, которые впоследствии могут оказать негативное влияние на личность (Чжэн и др., 2019). Можно сделать вывод, что дизайн в современном мире – это, прежде всего, содержательная деятельность для профессионалов, осознающих важность и ответственность за свои действия. Именно посредством дизайна создаются новые социальные ценности, отношения между человеком и искусством.

Дизайн как инструмент социальных изменений

Вся жизнь современного человека наполнена дизайнерскими изделиями. Дизайн окружает человека повсюду: дома, на работе и во время отдыха. Функция и значение дизайна в жизни человека со временем только расширяются. Вещи становятся своеобразным индикатором уровня жизни, благосостояния и социальной защищенности человека. Рациональное использование спроектированных изделий в повседневной жизни является основой физического и, главное, нравственного развития человека (Ли, 2019). Интересно отметить, что любая социальная структура, не обладающая минимумом предметной и материальной обеспеченности, обречена на медленное вымирание или ассимиляцию культурных и технических достижений других социальных систем. Люди, не имеющие безопасных и удобных инструментов, инструментов, жилья и одежды, неизбежно оказываются в условиях хронического культурного обнищания (Li, 2019). Вот почему так важно последовательно рассматривать дизайн как средство социальных изменений. Таким образом, становится неизбежным понимание того, что изменения могут быть как положительными, так и отрицательными.

Технический прогресс становится составной частью общественного и индивидуального прогресса. Однако это порождает новые потребности и, как следствие, новые проблемы. Люди требуют персонального подхода к себе со стороны дизайнера. Ведь люди весьма разнообразны, и индивидуальная чувствительность человека может определяться различными факторами: возрастом, полом, образованием, родом занятий и другими личностными качествами (Ли, 2019). Для повышения эффективности сотрудничества дизайнера и потребителя становится возможным использовать идеи «совместного» дизайна. В конце 1960-х годов широко обсуждался термин «совместное проектирование», и методы совместного участия применялись для организации групп архитекторов и промышленных дизайнеров (Li, 2019, параграф 5). Процесс совместного принятия решений в практике проектирования традиционно действующих строительных и проектных бюро требовал серьезного учета мнений представителей разных слоев общества. Таким образом, современный дизайн в первую очередь направлен на конкретизацию и индивидуализацию потребителя, вводя в дизайнерскую практику методы соучастия. Дизайнер становится своего рода проводником между искусством и личностью.

Сегодняшние проблемы дизайна сильно отличаются от проблем прошлого. С одной стороны, дизайнер — творческая профессия, требующая определенных художественных способностей, «чувства красоты», меры меры (Ли, 2019). Однако на практике дизайн оказывается функциональным элементом промышленных структур. Таким образом, оно должно быть ориентировано, прежде всего, на решение корпоративных задач по достижению высокой прибыли с помощью дизайна. Во-вторых, наверняка уже сформировавшиеся запросы различных социальных, национальных и возрастных групп населения.

Соответственно, важно учитывать место функции дизайна. Действительно, если речь идет о коммерческой выгоде, то объекты, часто лишенные этой функции, пользуются на современном рынке большим спросом. Больше внимания к ним привлекает именно яркий дизайн, а не тот факт, что они нужны человеку в данный момент (Ли, 2019). Однако некоторые объекты дизайна имеют яркий внешний вид и глубокое функциональное содержание. Тем не менее, большинство потребителей, покупая эту вещь, не используют и половины содержащихся в ней функций и руководствуются лишь тенденциями моды. Таким образом, с помощью этой вещи они пытаются сохранить свой социальный статус (Ли, 2019). Поэтому дизайнерам приходится выбирать между коммерческой выгодой или творческим удовлетворением и реализацией себя в искусстве. Большинство дизайнерских продуктов находятся за пределами коммерческого рынка.

Уже упоминалось, что дизайн является агентом социальных изменений и может быть как положительным, так и отрицательным. Существует мнение, что модные тенденции и разнообразие выбора — это лишь навязывание идеи определенным группам людей, которые манипулируют массами с помощью дизайна (Ли, 2019). Развитие массового производства товаров несет в себе важный экономический фактор. Данная группа товаров доступна многим слоям населения, что, безусловно, является положительной стороной вопроса. Однако в данном случае не принципиально обсуждать индивидуальность каждого человека.

Важно отметить, что не массовый дизайн делает человека безликим и сливающимся с толпой, а отсутствие элементарного стиля и четкого чувства индивидуальности. Умелое и правильное обращение с вещами, будь то одежда, интерьер или даже предметы массового производства, поможет выразить ту уникальность и индивидуальность, которую привнес в них владелец (Ли, 2019). Из этого следует, что у человека всегда есть выбор. Таким образом, если у потребителя отсутствует чувство вкуса и меры, он все равно выберет вещь, созданную недобросовестным дизайнером.

Дизайн призван приблизить человека к миру красоты, качества и профессионального дизайна. Объединение людей — это вещь, которая стала одной из основных функций современного дизайна. История инноваций неразрывно связана с развитием промышленных технологий (Ли, 2019). Поэтому появление новых технологий производства немедленно влечет за собой разработку конструкторами новых объектов, а разработка новых дизайнерских изделий стимулирует эволюцию промышленных технологий. Следовательно, все эти тенденции развития промышленных технологий имеют одну цель: приблизить людей к миру красоты и качественного и профессионального дизайна.

Важно подчеркнуть функцию дизайна в повседневной жизни; все, что человек делает в искусстве в наши дни, проникнуто эстетическим чувством прекрасного на уровне интуиции. Однако понятие искусства как вида особой деятельности, направленной прежде всего на создание и выражение эстетического, имеет давнюю историю (Ли, 2019). Оно начинается с истоков самой культуры, но она не всегда выделялась из ценностно-бытовой или культово-религиозной деятельности как самостоятельный и самоценный тип. В настоящее время можно проследить тесную связь искусства в форме дизайна с повседневной жизнью и образом жизни людей (Ли, 2019). Практически все предметы творения, созданные вовремя, служат современному человеку, именно в повседневной жизни. Функциональную ценность дизайна в данном случае невозможно переоценить.

Эстетическая и гуманизирующая функция

Дизайн апеллирует к эстетизации предметного мира, окружающего человека. Причем естественное – это не преодоление практического, а отказ от его тотальности, позволяющий достичь духовного раскрытия. Соответствующие потребности перестают быть единственными и включаются в более широкий контекст бытия. Существует лишь минимальная возможность измерения «доли эстетики» путем рассмотрения группы или класса субъектов восприятия, религиозных взглядов и уровня образования при анализе вещи (Ванг, 2020). Поэтому судить о доле красоты в каждом конкретном предмете проблематично, поскольку это сугубо индивидуальный аспект оценки произведения искусства. Однако не следует забывать, что дизайн призван гармонизировать среду обитания человека. По возможности человек должен защитить его от некачественного конвейерного товара, созданного непрофессиональными дизайнерами.

Дизайн неразрывно связан со своим потребителем; все, что создают дизайнеры, предназначено для служения людям, для удовлетворения их потребностей. Так же индивидуально, как каждый человек, и индивидуально, как среда, которую он создает вокруг себя. Нельзя с уверенностью утверждать, что тот или иной объект не имеет права на существование, потому что люди считают его пресным. Все индивидуально, и если отдельный предмет сделан для конкретного потребителя, он имеет именно ту функцию, которая нужна этому конкретному человеку (Ванг, 2020). Однако это утверждение справедливо только тогда, когда речь идет об индивидуальном, уникальном подходе к дизайну изделия.

Заключение

Таким образом, дизайн – это многогранная структура, как и каждый человек индивидуален и уникален. Действительно, без социального контекста дизайн был бы просто декоративным искусством, набором чертежей. Высокая социальная значимость дизайнерской продукции и дизайна в целом определяют то значение, которое он приобретает в современном мире. Ни один народ не безразличен к тому, что его окружает; какая предметная среда становится качественной характеристикой уровня жизни. Следует отметить, что дизайн проникает во все сферы жизни человека. При этом трудно переоценить его влияние на жизнь современных людей. Идентификация дизайнеров как агентов перемен накладывает высокую ответственность и повышает социальную значимость их работы. Важностью современного дизайна становится сотрудничество потребителя и дизайнера для наиболее эффективного результата совместной деятельности. В настоящее время дизайн и его социальная составляющая неразделимы, поскольку инновации призваны гармонизировать среду вокруг человека, привнося в нее комфорт и индивидуальность.

Литературный обзор

Эйвази З. и Акабабаи Э. (2017). Графический дизайн на основе социологии вкуса. Научный журнал Пажухеш-э Хонар, 6 (12), 53-63.

Авторы сосредоточили внимание на факторах, влияющих на покупателей при выборе товаров и услуг. Они провели социологический опрос, который помог установить, что с помощью графического дизайна продавцы могут подчеркнуть определенные особенности товара. Эйвази и Акабабаи (2017) выяснили, что выбор клиентов коррелирует с их вкусом, религией и культурными особенностями. Таким образом, они выбирают продукцию с упаковкой и другими отличительными знаками, которые соответствуют их предпочтениям. Поэтому графический дизайн – это инструмент маркетинга, который необходим в современном мире.

Ли, З. (2019). Исследование применения технологии цифровых изображений в графическом дизайне. Журнал визуальной коммуникации и представления изображений, 65.

Ли (2019) исследует феномен социальных изменений и выясняет, как с ним связан графический дизайн. Автор утверждает, что в современном мире понятие красоты имеет разные определения, поэтому графические дизайнеры адаптируются к потере потребителей. При этом они создают продукцию согласно модным тенденциям. Это позволяет адаптировать конечный продукт графического дизайнера для создания желаемого внешнего вида для общества. Более того, Ли (2019) обнаружил, что работа графического дизайнера также изменилась с течением времени. Многие люди теперь могут выполнить эту задачу, используя портативные инструменты.

Оладумие, Э.Б. (2018). Исследование и применение теории графического дизайна в упаковочной технологии. Обзор искусства и дизайна, 6 (1), 29–42.

Автор установил важность и применение теорий графического дизайна в технологии упаковки продукции. Исследователь использовал описательный метод в Федеральном технологическом университете Акуре и выбрал выборку из 450 респондентов. Оладумийе (2018) установил связь между способами и методами графического дизайна и созданием привлекательной упаковки продукта. Соответственно, это подтверждает применение графического дизайна в современной жизни. В то же время утверждение автора доказывает, что графический дизайн значим для каждого человека.

Ван, З. (2020). Концепция гуманизированного дизайна в дизайне упаковки продукта. Журнал физики, 1578(1), 012196.

Ван (2020) определил, что графический дизайн играет важную роль в эстетическом внешнем виде продуктов. Авторы утверждают, что у людей разные взгляды на эстетическую красоту предметов. Эти взгляды зависят от многих переменных. Поэтому задача графического дизайна — создавать не только эстетически привлекательные, но и универсально удобные для каждого продукты. Таким образом, графические дизайнеры учитывают индивидуализацию конкретных групп населения и оценивают практичность создаваемых ими объектов. В совокупности эти особенности позволяют представить гармоничный продукт, который идеально подойдет определенной группе потребителей.

Уокер, С. (2017). Исследования в области графического дизайна. Журнал дизайна, 20 (5), 549–559.

Уокер (2017) исследует истоки графического дизайна и процесс его формирования. Автор утверждает, что еще в древности люди использовали рисунки на камнях, являющиеся противоположностью современного графического дизайна. Более того, Уокер (2017) прослеживает развитие графического дизайна в период печатных станков. С появлением новых технологий компьютеры стали основным средством создания графического дизайна. Таким образом, после длительного процесса модернизации методы создания графического дизайна стали технически более совершенными, но более доступными для людей.

Чжэн X., Цяо X., Цао Ю. и Лау RW (2019). Генеративное моделирование макетов графического дизайна с учетом содержимого. Транзакции ACM с графикой (TOG), 38 (4), 1–15.

Авторы отмечают, что графический дизайн является важнейшим инструментом создания визуальной привлекательности продукции. При этом разные типы шрифтов, цветов и изображений направлены на передачу основной рекламной идеи. Таким образом, графический дизайн – это метод создания эффективной рекламы продукции. Чжэн и др. (2019) исследуют эффективность рекламы продукции с использованием новых технологий графического дизайна.

Рекомендации

Эйвази З. и Акабабаи Э. (2017). Графический дизайн на основе социологии вкуса. Научный журнал Пажухеш-э Хонар, 6 (12), 53-63. Веб.

Ли, З. (2019). Исследование применения технологии цифровых изображений в графическом дизайне. Журнал визуальной коммуникации и представления изображений, 65, Интернет.

Оладумие, Э.Б. (2018). Исследование и применение теории графического дизайна в упаковочной технологии. Обзор искусства и дизайна, 6 (1), 29–42. Веб.

Ван, З. (2020). Концепция гуманизированного дизайна в дизайне упаковки продукта. Журнал физики, 1578 (1), 012196. Интернет.

Уокер, С. (2017). Исследования в области графического дизайна. Журнал дизайна, 20 (5), 549–559. Веб.

Чжэн X., Цяо X., Цао Ю. и Лау RW (2019). Генеративное моделирование макетов графического дизайна с учетом содержимого. Транзакции ACM с графикой (TOG), 38 (4), 1–15. Веб.