Введение
В этом исследовательском отчете рассматриваются государственные расходы на программы социального жилья в Канаде. Канадская ипотечная и жилищная корпорация (CMHC) признает, что частный рынок жилья может удовлетворить жилищные потребности почти 80% канадцев без участия правительства (Канадская ипотечная и жилищная корпорация 1). Однако частный рынок оставляет около 20% канадцев без каких-либо альтернатив. В этой связи различные организации, включая Федеральное правительство Канады, некоммерческие организации, кооперативы, частные предприятия и общественные организации, работают вместе, чтобы предложить доступные альтернативы жилья.
Рисунок 1: Жилищный континуум в Канаде.
Пейкман заметил, что проблема нехватки жилья в Канаде обострилась, когда федеральное правительство разработало плохую политику в 1980-х годах для решения этой проблемы. Например, между 1980-ми и 1990-ми годами федеральное правительство сократило финансирование и отменило несколько инициатив и программ, которые были введены для помощи семьям и отдельным лицам с низким доходом в обеспечении доступного жилья (Пейкман 1).
По мере того, как Канада вступает в XXI век, Пейкман настаивает на том, что нет никаких признаков того, что федеральное правительство, провинции и территории серьезно займутся проблемой жилья в Канаде. Автор утверждает, что нынешнее состояние инвестиций в доступное жилье отражает статус-кво, и ожидается, что к 2040 году вклад федерального правительства в обеспечение доступного социального жилья для бедных домохозяйств сойдется на нет.
Проблема доступности
Согласно последней переписи населения, проведенной в 2011 году, собранные данные показали, что 12,5 процентов (1,6 миллиона) из 10,9 миллионов семей в Канаде рассматривались CMHC как «основные потребности в жилье» (Pakeman 1). Основная потребность в жилье отражает домохозяйства, которые требуют значительного ремонта или живут в непригодных, перенаселенных или недоступных арендных квартирах, на которые приходится более 30 процентов их доходов до уплаты налогов. Замечено, что около 73% этих домохозяйств обычно испытывают финансовый стресс. Таким образом, крайне важно сосредоточить внимание на жилищном кризисе с учетом доступности и отмеченного государственного вмешательства (Doberstein and Smith 268).
Текущие тенденции в стоимости жилья в Онтарио, Ванкувере, Торонто и других городах указывают на то, что жилье стало слишком дорогим даже для домохозяйств среднего класса. Канадская ипотечная и жилищная корпорация показала, что в 2004 году, например, средние цены на жилье в Ванкувере и Торонто составляли около 320 000 долларов. Однако через девять лет средняя стоимость увеличилась до более чем 500 000 долларов, что составляет более 60%. В Ванкувере рост был более драматичным. К 2013 году он превысил 750 000 долларов США, показав прирост более чем на 200% (Canadian Housing Observer 2014 A-10).
Рисунок 2: Рост средних затрат создает проблемы с доступностью для домохозяйств с низкими доходами.
Вмешательство канадского правительства
Через CMHC правительство Канады ежегодно тратит около 2 миллиардов долларов на обеспечение доступного жилья. Широкий спектр программ и усилий по доступному жилью, доступных в Канаде, включает помощь во временном жилье, вспомогательное жилье, временные дома, доступное арендное жилье, приюты для экстренных случаев и доступное домовладение, а также другие меры для домохозяйств с низкими доходами. Учитывая характер социальных проблем и инклюзивности, трудно оценить доступность жилья в Канаде.
Резкий рост цен на жилье и стоимости строительства увеличил число канадцев, уязвимых к нехватке жилья. В то время как доходы сверхбогатых выросли в геометрической прогрессии, бедные еще глубже погрузились в нищету. Растущий разрыв в неравенстве является источником критической социальной проблемы для канадских домохозяйств, которые не могут позволить себе жилье на частных рынках из-за высоких цен.
Правительство Канады использовало различные инициативы и программы для обеспечения доступного жилья в канадских провинциях и территориях. Эти программы и инициативы включают «Инвестиции в помощь в жилищном строительстве», «Инвестиции в доступное жилье», «Инициативу доступного жилья» (AHI), «Существующее социальное жилье», «Жилье для коренных народов» и «Центр доступного жилья».
Инвестиции в жилищную помощь
Нунавут, считающийся самой новой и крупнейшей территорией Канады, испытывает острую нехватку жилья (Департамент экономического развития и транспорта Нунавута 1-2). Регион обширен и малонаселен, и, по прогнозам, его население будет быстро расти. Требуется немедленно построить около 3000 дополнительных единиц жилья и еще 300 новых единиц жилья каждый год в течение следующих десяти лет. Более того, почти 350 домов требуют существенного ремонта, чтобы устранить моральный износ.
Осознав это, Федеральное правительство Канады предложило помочь территории удовлетворить свои жилищные потребности и уменьшить жилищный кризис. Правительство выделило 200 миллионов долларов на период более трех лет.
Кроме того, правительство признало уникальные потребности в жилье на территории и выделило 100 миллионов долларов на 2013–2015 финансовые годы для реализации инициативы доступного жилья. Теперь CMHC содействует продлению инициативы до 2019 года.
Инвестиции в доступное жилье (IAH)
Федеральное правительство также уделяет особое внимание инвестициям в доступное жилье (IAH). Эта инвестиционная программа дает правительству возможность привлечь канадские территории и провинции с целью повышения уровня жизни посредством расширения доступа к комплексному, соответствующему и устойчивому жилью.
Финансирование
Правительство предлагает около $2 млрд сроком на восемь лет до 31 марта 2019 года.
Конкретно для Нунавута принято решение о согласовании затрат, согласно которому на следующие пять лет будет выделено 15 миллионов долларов для содействия развитию нового доступного жилья. Этот фонд дополняет 100 миллионов долларов, выделенных в рамках Плана экономических действий 2013 года.
В рамках этой программы канадские провинции и территории несут ответственность за разработку и реализацию программы и вносят одинаковый вклад в проекты. IAH предлагает заинтересованным сторонам гибкую возможность инвестировать в разнообразные усилия по созданию доступного жилья для удовлетворения жилищных потребностей местных жителей и решения приоритетных задач.
Эти жилищные программы могут включать строительство новых жилых единиц, реконструкцию старых построек, надбавки к арендной плате, помощь домовладельцам, пособия на приюты и жилье для бездомных и жертв насилия. С 2011 года через IAH помощь получили более 217 000 семей.
Воздействия
В рамках программ IAH воспользовались многими канадцами, относящимися к категориям пожилых людей и людей с ограниченными возможностями. В период с апреля 2011 года по март 2014 года почти 14 500 семей воспользовались программой и продолжили жить самостоятельно. За этот период программа также предоставила жилищную поддержку 1422 семьям, пострадавшим от насилия в семье.
Финансирование федерального правительства через IAH составило более 716 миллионов долларов в период с апреля 2011 года по март 2014 года. Более 782 миллионов долларов было получено от провинций и территорий, находящихся в ведении IAH. Эти взносы также были направлены на решение проблемы доступного жилья в течение вышеупомянутого периода. Для подотчетности канадцам провинции и территории должны отчитываться о своей работе по обеспечению доступного жилья в рамках IAH. Отчет содержит все инвестиции, включая вклады федерального правительства.
Инициатива доступного жилья (AHI) (2001–2011 гг.)
Федеральное правительство Канады приняло Инициативу доступного жилья (AHI) в 2001 году. С тех пор правительство инвестировало более 1,2 миллиарда долларов, которые были сопоставимы по стоимости и предложены территориями в рамках этой программы. В рамках Инициативы было профинансировано строительство почти 52 400 единиц жилья. Федеральное правительство продолжает использовать успех AHI для содействия развитию доступного жилья сегодня.
Основанная на конкретном многогранном жилищном подходе, AHI рекламировалась как модель, которая изменила предоставление доступного жилья в Канаде. Подход был сосредоточен на следующих вопросах. Во-первых, он был направлен на создание более широких возможностей для взаимного взаимодействия между провинциями и территориями и CMHC для содействия развитию доступного жилья. Во-вторых, в рамках этой структуры была представлена роль провинций и территорий в проектировании и поставке нового доступного жилья для домовладения и сдачи в аренду. Наконец, в модели введено сопоставление затрат между инвестициями федерального правительства и взносами территорий и провинций.
Роль Плана экономических действий Канады
В 2008 году федеральное правительство выделило 1,9 миллиарда долларов сроком на пять лет на строительство жилья для бездомных. Для облегчения программы в Плане экономических действий предлагалась единая федеральная инвестиция в размере более 2 миллиардов долларов в период с 2009 по 2011 год. Эти инвестиции были направлены на строительство нового доступного жилья, реконструкцию старых домов и модификацию социального жилья. Провинции и территории обработали более 1,5 миллиардов долларов США в соответствии с положениями AHI.
Инвестиции в жилищный проект привели к массовому созданию рабочих мест по всей Канаде. В то же время они также помогли улучшить уровень жизни многих маргинализированных людей, включая людей с ограниченными возможностями, пожилых людей, людей с низкими доходами и людей, проживающих в северных частях страны.
Существующее социальное жилье
Социальное жилье (квартиры, построенные в период с 1946 по 1993 год) привлекало финансирование от федерального правительства. Через CMHC правительство финансирует социальное жилье на долгосрочной основе на срок от 25 до 50 лет. Эта инициатива началась в 1940-х годах. Провинции и территории также вносят свои ежегодные взносы на поддержку существующих жилищных единиц.
По оценкам, правительство Канады потратило более 2 миллиардов долларов в период с 2012 по 2013 год во всех провинциях и территориях.
Как только эти договоренности прекратятся, федеральное правительство прекратит свою финансовую поддержку, как и планировалось. Ожидается, что ипотека за все жилье будет погашена. В то же время поставщики жилья будут предоставлять дешевое жилье из-за низких эксплуатационных расходов, сохраняя при этом ценные активы, которые можно было бы использовать для строительства нового доступного жилья.
Ежегодно этим соглашением пользуются около 600 000 семей. Провинции и территории обычно управляют большей частью социального жилья, находящегося за пределами резервов, в соответствии с различными долгосрочными соглашениями. Соглашения содержат различные условия программ федерального финансирования. На местном уровне управление осуществляется местными чиновниками, которые понимают местные потребности. Остальные жилые единицы находятся в ведении CMHC. Правительство ввело субсидии, чтобы гарантировать, что бедные домохозяйства, занимающие эти жилые единицы, не будут платить значительную часть своего дохода за жилье.
В случае лиц, которым требуется дополнительная помощь после истечения срока действия соглашения, CMHC должен заранее привлечь их для дальнейшего урегулирования вопроса по окончании срока действия соглашения.
Согласно недавно рассмотренному фонду «Инвестиции в доступное жилье», нацеленному на проекты с истекшими сроками действия соглашений, провинции и территории могут принять решение финансировать их.
Жилье первой нации
Эта жилищная программа является инициативой постановления федерального правительства совместно с CMHC и Министерством по делам аборигенов и развитию Севера Канады (AANDC). В 2013/2014 финансовом году федеральное правительство выделило почти 298 миллионов долларов на удовлетворение потребностей в доступном жилье в резервациях. AANDC и CMHC имеют разные подходы к жилью в резервациях. Например, AANDC фокусируется на потребностях в общественном жилье. Он предлагает финансовую поддержку коренным народам для поддержки различных инициатив, включая развитие потенциала для решения местных проблем и обслуживания участков для улучшения предоставления услуг.
С другой стороны, подход CMHC предполагает финансирование жилья в резервациях. Он построил около 500 новых домов, отремонтировал около 1000 домов, предлагает постоянные субсидии 27 750 единицам социального жилья и, наконец, предлагает финансовую поддержку коренным народам для улучшения местных возможностей по строительству, контролю и поддержанию жилья в резервациях.
В 2007 году федеральное правительство учредило Фонд маркетингового жилищного строительства коренных народов на сумму 300 миллионов долларов. Финансирование предназначалось для облегчения получения кредитов у частных ипотечных кредиторов на землях в резервациях и поселениях.
Центр Доступного Жилья
CMHC представил Центр доступного жилья для сотрудничества с другими заинтересованными сторонами, такими как частные, государственные и некоммерческие организации, для ускорения развития нового доступного жилья без зависимости от долгосрочной государственной помощи.
С момента запуска Центр ускорил создание более 69 000 новых единиц недорогого жилья, сосредоточившись на расширении прав и возможностей местных жителей посредством знаний, технических навыков и широкого спектра финансовых услуг, таких как стартовые фонды, разработка предложений и возможности страхования ипотечных кредитов.
Общее государственное финансирование
С 1940-х годов правительство Канады профинансировало строительство более 600 000 домов в рамках программы социального жилья. Программа жилищного строительства для коренных народов в эту цифру не включена. Около 544 000 единиц жилья по-прежнему получают финансирование в рамках действующего соглашения. Наибольший уровень финансирования достиг 2 миллиардов долларов в год на программы социального жилья.
Сегодня, однако, финансирование сократилось примерно до 1,6 миллиарда долларов в год. Правительство надеется выполнить обязательства по финансированию в рамках эксплуатационного соглашения. Эта сумма также включает (1,2 миллиарда долларов) средства на проекты и инициативы по совместному финансированию с провинциями и территориями.
Эти инвестиции правительства используются для субсидирования арендной платы бедным домохозяйствам, покрытия ипотечных кредитов или могут использоваться для обеих целей.
Муниципалитеты, провинции и территории ежегодно тратят еще 1,5 миллиарда долларов на покрытие расходов, связанных с проектами совместного жилья. В целом, федеральное правительство играет решающую роль в программах и инициативах социального жилья, и поэтому лишь немногие из этих проектов будут реализованы без финансирования со стороны федерального правительства.
Рисунок 3: Среднегодовое финансирование со стороны правительств.
Проблема недофинансирования
По оценкам, благодаря этим различным программам и инициативам правительство Канады тратит около 1,6 миллиарда долларов на программы доступного жилья. Критики, однако, утверждают, что это финансирование относительно недостаточно для удовлетворения потребностей в жилье. В 2013 году на канадском рынке жилья было потрачено более 322 миллиардов долларов. Это означает, что правительство потратило лишь около 0,5 процента от общей суммы расходов.
Хотя его усилия признаны, затраченной суммы едва ли достаточно из-за «основной потребности в жилье», которая отражает значительный процент потребности в жилищной помощи (зона 19). Следовательно, бездомность в Канаде, скорее всего, увеличится, особенно в крупных городах, таких как Торонто, Калгари и Ванкувер, где также сохраняется устойчивый уровень бездомности.
Жилищные инициативы и программы при правительстве Харпера критически недофинансировались. Правительство сосредоточило внимание на инициативе «Инвестиции в доступное жилье», но проигнорировало усилия местных органов власти в рамках Стратегии партнерства с бездомными. Фактически, эти программы не были отнесены к «Национальной жилищной стратегии» (Doberstein and Smith 275). Они получали около 250 миллионов долларов каждый год, что составляло около 0,09% от 279 миллиардов долларов, отмеченных в бюджете федерального правительства на 2014 год (Доберштейн и Смит 275).
Конец соглашений
Ожидается, что нынешняя программа эксплуатации социального жилья завершится. Почти две трети всех программ и инициатив социального жилья будут обеспечивать адекватные доходы для покрытия своих операционных расходов, если правительство прекратит свое финансирование. Аналогичным образом, некоторые программы и инициативы в области социального жилья в настоящее время испытывают значительный кризис финансирования из-за ожидаемого ремонта и замены. Эта ситуация, скорее всего, будет обостряться по мере старения социального жилья. Он также признал, что территории и провинции, которые готовы покрыть свои собственные расходы на финансирование социального жилья, не имеют достаточных финансовых возможностей (Канадская ассоциация жилищного строительства и обновления 1-25).
Это означает, что федеральному правительству следует возобновить свои обязательства по финансированию социального жилья, чтобы помочь местным органам власти удовлетворить свои потребности без финансовых ограничений для их бюджетов.
Около 365 000 бедных семей, участвующих в инициативах и программах социального жилья, которые зависят от субсидированной арендной платы, могут столкнуться с риском потери своих домов, если правительство прекратит свое финансирование. Среди них есть конкретные семьи, которые подвергаются большему риску. В частности, этими программами охвачены социально маргинализированные домохозяйства, такие как семьи аборигенов, живущие за пределами резерваций. Большинство этих семей и других одиноких семей находятся под юрисдикцией федерального правительства.
Их жилые единицы спроектированы как недорогие, дешевые в владении и управлении. В то же время, на некоторых канадских территориях, особенно на севере, эксплуатационные расходы и итоговые годовые расходы выше по сравнению с югом, в то время как у них ограниченные финансовые возможности. Наконец, лица или группы, которые предлагают поддерживающее жилье лицам с физическими или психическими нарушениями и другими состояниями, также могут столкнуться с повышенными расходами, поскольку им приходится адаптировать дома для удовлетворения потребностей таких жильцов.
Ранее CHRA отмечало, что почти 200 000 домохозяйств, участвующих в программах и инициативах социального жилья, пострадают, если федеральная поддержка будет прекращена. Эта цифра была основана на предположении, что финансирование со стороны территориальных и провинциальных правительств будет продолжаться и, следовательно, покроет некоторые расходы, связанные с социальным жильем. Ожидалось, что они также защитят больше семей, находящихся в группе риска. Действительно, большинство территорий и провинций выразили желание и готовность продолжать реализацию программ и инициатив социального жилья после окончания действия действующего соглашения, насколько это возможно.
Однако CHRA использовало общую цифру в 365 000 домохозяйств, поскольку считало, что территории и провинции не имеют финансовых возможностей для покрытия всех расходов, связанных с инициативами и программами социального жилья (Канадская ассоциация жилищного строительства и обновления 2). Из 544 000 остальные 179 000 семей живут в социальном жилье, охваченном действующими эксплуатационными соглашениями. Арендная плата у этих семей может обеспечить самоокупаемость жилищных проектов, даже если федеральное правительство разорвет свои эксплуатационные соглашения.
Помимо эксплуатационной осуществимости, почти все объекты социального жилья требуют существенного «капитального обновления – ремонта, модернизации и замены – для поддержания их безопасности, качества и полезности» (Канадская ассоциация жилищного строительства и обновления 2). Очевидно, что такое социальное жилье должно сохранить свою ценность даже спустя десятилетия. Таким образом, поставщики социального жилья должны искать альтернативные источники средств для замены своих истощающихся источников капитала. Чтобы избежать возможного выселения бедных семей из их домов, следует предоставить альтернативные решения по финансированию взамен действующих соглашений.
Финансирование федерального правительства падает до нуля
Было замечено, что потребность в доступном жилье в Канаде продолжает резко возрастать. Однако после истечения срока действия действующих соглашений предложение социального жилья значительно сократится. Ожидается, что федеральное правительство прекратит свою поддержку менее чем через 24 года. Это означает, что финансирование будет нулевым. Однако после этого неясно, как программы и инициативы социального жилья будут финансироваться в провинциях и территориях.
Сокращение финансирования федерального правительства не объясняется каким-либо сокращением потребностей в социальном жилье в провинциях и территориях. Например, в Онтарио более 160 000 домохозяйств ожидают решения в области социального жилья. Это число продолжает расти, поскольку сектор недвижимости страны продолжает обслуживать только богатых. Это означает, что поддержка канадского правительства жизненно важна для провинций и территорий, если страна хочет справиться с кризисом социального жилья. Отмечается, что большинство провинций и территорий смогли удовлетворить некоторые потребности в социальном жилье, включая ремонт и арендную плату, благодаря партнерству с федеральным правительством.
Большинство провинций и территорий не смогут удовлетворить потребности в социальном жилье без поддержки федерального правительства. По мнению некоторых наблюдателей, федеральное правительство продолжает изолировать себя от программ и инициатив по доступному жилью, вводя с течением времени различные жилищные политики. Тем не менее, оно заключило какие-то соглашения о финансировании с провинциями и территориями для пополнения жилищного бюджета, но нынешнее финансирование, предоставляемое правительством, вряд ли может удовлетворить растущий спрос на социальное жилье по всей стране. Хотя значительного увеличения финансирования провинций и территорий не ожидается, финансирование федерального правительства, скорее всего, продолжит сокращаться. Прогнозируемое сокращение федерального финансирования вызовет финансовую нагрузку на правительства провинций и территорий.
В целом, необходимо признать, что эффективные долгосрочные программы и инициативы по обеспечению доступного жилья и, в конечном итоге, покончению с бездомностью будут невозможны без достаточного финансирования. Следовательно, федеральному правительству Канады следует пересмотреть свою жилищную политику и работать с другими заинтересованными сторонами, чтобы обеспечить наиболее эффективные средства поддержки программ и инициатив социального жилья, направленных на искоренение бездомности (Гаец, Гулливер и Рихтер 50). Прекращение финансирования приведет к дальнейшему жилищному кризису в Канаде.
Заключение
Жилищный кризис и проблемы доступности стали серьезными проблемами для канадцев и правительства. Высокая стоимость владения домом и низкие доходы большинства канадцев вынудили большинство из них испытывать острую нехватку жилья. Таким образом, правительство Канады и другие заинтересованные стороны работают вместе посредством различных инициатив и программ для решения этой проблемы. Для решения проблем доступности жилья были приняты такие инициативы и программы, как «Инвестиции в жилищную помощь», «Инвестиции в доступное жилье», «Инициатива доступного жилья» (AHI), «Существующее социальное жилье», «Жилье для коренных народов» и «Центр доступного жилья».
Хотя эти усилия признаются и ценятся, многие критики утверждают, что инвестиции минимальны и не могут удовлетворить текущую и будущую нехватку жилья. Следовательно, текущий подход может быть неэффективным для решения программ социального жилья в Канаде.
Ожидается, что правительство прекратит свою поддержку после прекращения действия соглашений. Как только это произойдет, останется неясным, как страна будет покрывать расходы на доступное жилье и сокращать бездомность.
Цитируемые работы
Канадская ипотечная и жилищная корпорация. Canadian Housing Observer 2014. Канада: CMHC, 2014. Печать.
—. Расходы федерального правительства на жилье. 2016. Интернет.
Канадская ассоциация жилищного строительства и обновления. Жилье для всех: сохранение и обновление социального жилья для домохозяйств с низкими доходами. 2014. Интернет.
Доберштейн, Кэри и Элисон Смит. «Жилье на первом месте, а доступное жилье на последнем: правительство Харпера и бездомность». Социальная политика (2015): 265-278. Распечатать.
Гаец, Стивен, Таня Гулливер и Тим Рихтер. Положение бездомных в Канаде, 2014 г. Торонто: The Homeless Hub Press, 2014. Печать.
Департамент экономического развития и транспорта Нунавута. Возможности инвестиций в жилье. и Интернет.
Пейкман, Кайл. Канада не обеспечивает тех, кто нуждается в жилье. 2015. Интернет.
Зон, Ной. Обновление социальной архитектуры Канады. Торонто, Онтарио: Центр Моват, 2015. Печать.