Рынки и распределение ресурсов

Уилан описывает механизмы современного экономического мира как «ошеломляюще» сложные (4). Однако они должны привести к совершенно разумному и прибыльному распределению ограниченных ресурсов. Это так, потому что экономисты предполагают, что все действия людей направлены на улучшение благосостояния, то есть на максимизацию полезности, что в конечном итоге способствует прогрессу и помогает увеличить среднее богатство в мире (Уилан 9). Уилан объясняет, что полезность не всегда осязаема и не всегда кажется разумной другим людям, но наши предпочтения применимы только к нам самим.

Этот принцип индивидуальных и сложных способов максимизации полезности верен для отдельных лиц и компаний (интересы которых также не исключают столкновения) (Уилан 20). Это не означает, что отдельные лица или организации никогда не принимают неверных решений, но риски также являются частью стоимости решения, и хотя для экономически невежественных людей это может быть сюрпризом, от деловых людей ожидается, что они осознают этот факт. Рынки несправедливы (или моральны) в распределении товаров, но попытки их контролировать доказали, что с ними слишком сложно справиться (Уилан 20). Я думаю, что обучение людей правилам рынка может повысить справедливость этой игры. Также существуют средства воздействия на рынки, включая стимулы.

Стимулы

Стимулы имеют значение, как настаивает Уилан. Стимулы могут использоваться для регулирования рынка, который не является саморегулируемым по своей природе; они могут помочь миру сохранить ресурсы и заставить людей делать то, что в противном случае не помогло бы им максимизировать свою полезность. Другими словами, стимулы — это своего рода вес, который нужно положить на чашу весов решения, и человек, имеющий вес, влияет на решение. Таким образом, стимулы являются средством использования принципов экономики для корректировки рынков и достижения целей (или полезности), которые могут включать в себя сохранение работника или спасение черного носорога от вымирания.

Примеры

Книга Уилана наполнена примерами, которые логически переплетаются с остальной частью повествования и кажутся всегда точными. Мне нравится то, что примеры наглядны. Например, рассмотрим сцену чтения о вырубке девственного тропического леса: «Я чуть не опрокинул свой латте в Starbucks от удивления и отвращения» (Уилан 7). В этом случае автор использует визуальные детали и изображения, чтобы передать идею, связанную с возможностью позволить себе быть экологически грамотными. Такие элементы делают книгу более привлекательной и интересной для чтения, но в то же время они по-прежнему (а возможно, даже более) описательные, поскольку не только эмоциональны, но и информативны.

Уровень обобщаемости примеров может быть разным, а в некоторых случаях автор приводит их несколько. Например, история носорога рассматривается с разных точек зрения (альтернативное «использование» в качестве туристической достопримечательности, удаление рога и контроль спроса) и дополняется историей горной гориллы. Что касается уместности, то от научной книги не ждешь сатиры или эмоций, но авторы имеют право выбирать свои выразительные средства. Эмоциональная составляющая примеров не лишает их информативности, но делает книгу более привлекательной и понятной, поэтому считаю ее уместной.

Цитируемые работы

Уилан, Чарльз Дж. Голая экономика. Нью-Йорк, Нью-Йорк: WW Norton & Company, 2010. Печать.