Хотя явления разрушения озонового слоя и глобального потепления — совершенно разные процессы, их часто путают из-за очевидной связи между ними. Действительно, разрушение озонового слоя можно рассматривать как прямое следствие глобального потепления; поэтому неудивительно, что причина и следствие смешиваются. Однако есть несколько способов отличить эти два понятия.
Прежде всего, и это наиболее очевидно, определения этих двух процессов существенно различаются. Хотя каждый из них называется «процессом» (Лютгенс и Тарбак 410), их причины совершенно различны. Согласно определению Лутгенса и Тарбака, истощение озона — это уменьшение количества озона в мезосфере; глобальное потепление, в свою очередь, представляет собой процесс предотвращения выхода инфракрасного света в космос и, следовательно, приводящего к значительному повышению температуры (Лютгенс и Тарбак 425).
Далее, последствия глобального потепления и разрушения озонового слоя совершенно различны, хотя в определенные моменты они, по общему признанию, пересекаются. Точнее, разрушение озона вызывает рост уровня радиации. Таким образом, разрушение озона вызывает лишь часть последствий, за которые отвечает процесс глобального потепления. В отличие от процесса истощения озонового слоя, который приводит к резкому повышению средних температур и увеличению проблем со здоровьем, включая рак кожи, солнечные ожоги различной степени тяжести и т. д., глобальное потепление вызывает истощение озонового слоя, таяние ледяных шапок и изменение среды обитания, что приводит к исчезновению различных видов (Чанг, Фэн, Гао и Гао 360).
Однако, безусловно, самое большое различие между этими двумя явлениями касается их функции, а также их природы. По мнению Лутгенса и Тарбака, ключевым фактором, определяющим явление глобального потепления, является наличие большого количества парниковых газов, в частности, углекислого газа (CO2) в атмосфере Земли (Лютгенс и Тарбак 422).
Понятие истощение озонового слоя, в свою очередь, относится к совершенно иному выделенному явлению и, таким образом, выполняет иную функцию в процессе изменения климата и среды обитания, а также возникновения новых проблем со здоровьем. Как подчеркивалось выше, процесс разрушения озонового слоя начинается с поступления в атмосферу соединений хлора (хлорфторуглерода, фреона и др.) и последующего ее разрушения (Лютгенс и Тарбак 425).
Кроме того, следует упомянуть влияние промышленности и загрязняющих веществ, производимых людьми, на развитие разрушения озонового слоя и процесс глобального потепления. Весьма примечательно, что связь между техногенными загрязнителями и процессом разрушения озона очевидна. Ряд аэрозольных пропеллентов, а также другие источники ХФУ и ГХФУ в атмосфере способствуют развитию разрушения озона и прогрессированию этого явления. Влияние цивилизации на процесс глобального потепления гораздо более разнообразно и менее очевидно; традиционно считается, что глобальное потепление вызвано вырубкой лесов и выбросами углекислого газа (Лютгенс и Тарбак 431).
Поэтому, как подчеркивалось выше, разрушение озонового слоя нельзя рассматривать как тот же процесс, что и глобальное потепление, поскольку последнее является причиной первого. Следовательно, эти два явления представляют собой иерархию и, логически, не могут рассматриваться как одно и то же явление. Тем не менее, нужно иметь в виду, что обе проблемы представляют реальную угрозу для Земли и населяющих ее видов, включая людей.
Цитируемые работы
Чанг, Ни-Бин, Руй Фэн, Чжицян Гао и Вэй Гао. «Заболеваемость раком кожи тесно связана с историей ультрафиолетового излучения B». Международный журнал гигиены и гигиены окружающей среды 213.5 (2010), 359–368.
Лутгенс, Фредерик К. и Эдвард Дж. Тарбак «Влага, облака и осадки». Основы науки о Земле. 7-е изд. Река Аппер-Седл, Нью-Джерси: Прентис-Холл. 2014. 409–445. Распечатать.