Главы 4–5 книги Гарке и Кейта «Вековые коммуникационные исследования».
Глава 4
Основной тезис
Главный тезис — наличие богатой, глубокой и насыщенной истории эпистемологических движений в коммуникации, где на смену «традиционным» пришли более продвинутые взгляды.
Основные моменты
Основные положения главы основаны, прежде всего, на анализе и синтезе, а также последовательной, структурной и многоаспектной интерпретации статей по конкретной теме. Авторы отбирали, исследовали и сравнивали публикации по эпистемологическим направлениям в коммуникации путем кодирования классификации и уникального компьютерного текстового анализа. Такие компоненты отличали статьи как относительная привилегия, претензия на обобщаемость, структура смысла и природа претензий. По мнению Герке и Кейта, такое разнообразие источников для определения эпистемологических общностей имело место на основе концепций Андерсона (84). Исследователи сосредоточили пристальное внимание на изучении этих произведений в нескольких аспектах: метрическом, интерпретативном эмпиризме, риторике и критике.
Ключевые термины и идеи
Чтобы составить четкое представление о картине развития гносеологического движения, следует отметить несколько этапов. В 50-е годы прошлого века «большой четверке» уделялось пристальное, особое внимание. Более того, тремя основными переменными были общение, регулирование и обучение (Герке и Кейт 91). Были распределены три темы – театр, язык и публичные выступления, но к 2000 году их значение тоже терялось, как и обучение (Герке и Кит 92). В этот период открытие новых идей заложило основу для изучения новых теорий риторических проблем, которые стали наиболее известны к началу 1975 года. Как правило, аристотелевские перспективы и риторические моменты охватывали более половины научных исследований (Герке и Кит 87). Тем не менее, к началу 70-х годов высокие процентные ставки по этим компонентам постепенно снижались (Герке и Кит 87). Аристотелевская ориентация была вытеснена Берковом и идеологическими теориями в 1975 и 1985 годах (Герке и Кейт 88). Они сосредоточились на критике со стороны риторики и критической науки.
Двухтысячные годы наглядно иллюстрируют последствия перемен 70-х и 80-х годов, когда классические теории не способны в полной мере удовлетворить исследования. «Традиционные» подходы затрагивают нишевые издания, а новые теории перемещаются в сторону дисциплинарного центра. В частности, «теория управления» пользуется особым «спросом» в этот период (Герке и Кейт 89). К 2005 году несколько известных теорий, таких как марксистская, феминистская, психоаналитическая, конститутивная и другие, «играют» совершенно новыми красками. Сегодня ведущую роль занимает такое теоретическое положение, как когнитивизм, за ним следуют эмпиризм, психология и эффекты.
Основные метафоры
Прежде всего, следует подчеркнуть одну из основных метафор главы. Эта метафора фокусируется на «импорте» теоретизирования из различных областей философии и психологии к началу 2000-х годов (Герке и Кейт 90). Его значение предполагает развитие такой тенденции, как появление новых форм риторических аспектов из источника, не имеющего определенных рамок и границ. Поэтому это утверждение имеет тесную связь с весьма прогрессивным ростом развития новых течений, основанных на «традиционных», а также подобных им движениях. Во-вторых, по мнению Герке и Кейта, «новички 2000-х годов отразили критические сдвиги в риторических исследованиях» (92). Отсюда становится очевидным, что новый век предполагает кардинальный сдвиг в сторону улучшений, прогресса, инноваций и совершенствования, в переходе от старых форм мышления к новым. В данном случае наблюдается корреляция между предыдущим и тезисным утверждением с акцентом на «импорт» и «новичков». В-третьих, они также сказали: «критика — это бесспорная монета в риторических исследованиях» (Герке и Кит, 95). Критика становится фундаментальным аспектом, «образцом для подражания» и опорой в исследованиях. Именно критика вызвала изменения, модернизации и улучшения теорий.
Глава 5
Основной тезис
Центральный тезис главы – отслеживание новых, актуальных и значимых тенденций и выявление существенных элементов – является предпосылкой развития сферы коммуникации в научном дискурсе.
Основные моменты
Основные положения главы основаны на выявлении критических изменений в сфере коммуникации, произошедших за одно столетие. Существует довольно значительный разрыв между некоторыми из первых и недавних публикаций, демонстрирующих прогресс и развитие в этой области. Ученым следует обратить внимание на столь быстро меняющуюся среду, чтобы обеспечить более надежный, проверенный и адекватный доступ к процессу научной коммуникации. В частности, в этом исследовании делается попытка изучить смещение акцентов в научных публикациях с течением времени.
Ключевые термины и идеи
Дисциплина в области коммуникаций охватывает широкий спектр различных концепций, принципов и точек зрения. Кажется, что эти аспекты сложно сформулировать ясно, особенно если использовать другую терминологию (Герке и Кит, 110). Территория, достигшая 100-летнего рубежа, была сосредоточена в первую очередь на нескольких западных странах. Однако исследователи отмечают наличие некоторых признаков и в азиатских регионах (Герке и Кейт 110). 1970 год – период расцвета связи и ее стремительной диверсификации; упор на риторику и гуманитарные науки. Риторика была и остается одним из доминирующих классификационных терминов по абсолютной частоте. Однако в последнее время наблюдается снижение доли статей, затрагивающих риторику, публичные выступления и дебаты, которые больше связаны с коммуникацией.
Более того, литература в то время не была должным образом сгруппирована, и дисциплина изучала некоторые области, прежде чем перейти к более концентрированной конфигурации. Число и объем статей в этот период неуклонно растут (Герке и Кейт 120). Однако сегодня большинство ученых в своих исследованиях полагаются на межличностные, межкультурные, медицинские, политические, массовые коммуникации и многие другие (Герке и Кит, 111). Даже в 21 веке существуют трудности с получением систематических данных о коммуникации в западных странах. Быстрый выпуск такого большого объема информации затрудняет отслеживание тенденций в литературе в области коммуникации (Герке и Кит, 122). Остается неясным, увеличилось ли количество специалистов или количество статей, написанных теми же авторами. Однако в последнее время источники данных улучшились благодаря обширной базе данных и усовершенствованным методам поиска информации (Герке и Кейт 112). Например, исследование стало проводиться на основе закрытой системы кодирования, используемой более 15 лет (Герке и Кейт 121). Система имеет множество преимуществ перед открытой версией и предлагает пользователю широкие возможности для поиска необходимой информации.
Основные метафоры
Во-первых, следует отметить, что тенденция всестороннего, комплексного и многогранного изучения публикаций в сфере коммуникации за достаточно длительный период появилась сравнительно недавно. Авторы заявляют, что «по прошествии ста лет эта область все еще достаточно молода для некоторых старших ученых с большим опытом» (Герке и Кейт, 124). Несмотря на свою «молодость» и «безмятежность», местность нуждается в более детальном и тщательном изучении. Во-вторых, следует также подчеркнуть, что «учебная программа идет в ногу с меняющимся фокусом отраслевого дискурса» (Герке и Кит 109). Таким образом, знания изменяются и адаптируются к современным тенденциям, которые следует знать и применять на практике, несмотря на новизну и «молодость». В-третьих, даже исходя из этой позиции, «современная область исследований человеческого общения имеет множество исходных точек и проницаемые границы» (Герке и Кит, 110). Точки происхождения являются своего рода ориентирами и первоисточниками, а проницаемые границы не позволяют радикально их видоизменить. Следовательно, необходимо осторожно извлекать новую информацию, опираясь на лучшие примеры и образцы для подражания.
Процитированная работа
Герке, Пэт Дж., Кейт, Уильям М. Век коммуникативных исследований: незаконченный разговор. 1-е изд., Рутледж, 2014.