Одним из наиболее критических и уязвимых этапов развития человека является подростковый возраст. Этот период характерен для любого мальчика или девочки и, по сути, наиболее подвержен изменениям, широко затрагивающим психологический уровень человека (Craig & Baucum, 2001). В современной культуре как аудио, так и визуальные средства оказывают большое влияние на сознание подростка. Раньше видеоигры сами по себе считались потенциальной угрозой для быстро меняющегося сознания подростка. Однако в настоящее время средства массовой информации, включая как печатные, так и телевизионные, играют весьма негативную роль в ухудшении психики подростков.
Раньше быстро меняющиеся молодые развивающиеся умы становились жертвами жестоких игр на гаджетах. Сейчас эту роль выполняют фильмы, реклама и различные телевизионные программы, показывающие крайнюю жестокость и опасные для жизни действия различного характера, выставляющие женское тело как товар, а также делающие акцент на сексуальном содержании. Все эти и многие другие особенности постоянно транслируются в рекламных роликах, на телевидении и радио и в значительной степени вводят умы подростков в заблуждение в сторону потенциально тревожной реальности.
Однако рассматриваемую тему нельзя назвать доказанной, поскольку она все еще находится в стадии обсуждения. Литература, описывающая вышеупомянутую тему, не полностью устанавливает жизнеспособную связь между средствами массовой информации и поведением подростков. Однако нельзя отрицать потенциально негативное влияние, оказанное на нас. Маленькие дети имитируют опасные трюки и различные виды поведения взрослых, которые ежедневно транслируются по телевидению. Более того, об этих инцидентах и их опасных для жизни последствиях сообщают и сами средства массовой информации.
Что касается психологического развития, нельзя игнорировать вклад Бандуры и Уолтерса (1963), психологов, специализирующихся в области социальных исследований. По их мнению, СМИ будут рассматриваться как третий реальный источник влияния на сознание подростков после семьи и общества. Фактически, «процесс приобретения может быть значительно сокращен за счет предоставления социальных моделей» (Бандура и Уолтерс, 1963, стр. 3) по сравнению с этими наблюдениями вместо наблюдения или изучения определенного поведения. Что касается теории социального обучения Бандуры и Уолтерса (1963), обучение посредством наблюдения или моделирования дает нам достаточно доказательств с помощью слушания и наблюдения за другими людьми вокруг. В этом случае память действует как устройство хранения, в котором фиксируются все действия и идеи, которые другие люди совершают ежедневно.
Ролевые модели преобладают во всех видах культур, и именно с помощью этих ролевых моделей взрослые, подростки и молодежь изучают различные модели поведения (Bandura & Walters, 1963). В большинстве культур большая часть поведения взрослых имитируется, и этот факт не имеет четкого и обоснованного объяснения. В западных культурах родители склонны давать своим детям гендерно ориентированные игрушки, которые представляют собой миниатюры реальных приборов, используемых взрослыми. Эти дети растут с такими игрушками и легко приобретают поведение взрослых (Bandura & Walters, 1963).
Очевидно, что физические образы, показываемые по телевидению, особенно в рекламе, являются всего лишь попыткой господствовать над сознанием подростков. Средства массовой информации постоянно демонстрируют различные идеалистические образы идеального тела, которые оказывают огромное давление на жизнь подростков или их ожидания относительно другого образа жизни. Этот факт доказывает, что молодые люди испытывают большое давление в своей жизни.
Итак, идея быть кем-то симпатичным изображена в различных литературных источниках. Однако наиболее важно то, как подростки и подростки определяют эту концепцию и пытаются изменить себя, чтобы быть приемлемыми в современном обществе, особенно среди своих сверстников (Wentzel & McNamara, 1999). Без сомнения, осведомленность в средствах массовой информации является единственным средством, которое может удержать эти молодые умы от того, чтобы они стали теми, кем они не являются; все потому, что что-то или кто-то на телеэкранах заставляет их думать, что они приемлемы такими, какие они есть.
Рекомендации
Бандура А. и Уолтерс Р.Х. (1963). Социальное обучение и развитие личности. Нью-Йорк: Холт, Райнхарт и Уинстон.
Крейг, Дж. Дж. и Баукам, Д. (2001). Человеческое развитие (9-е изд.). Река Аппер-Седл, Нью-Джерси: Прентис-Холл.
Вентцель, К.Р. и Макнамара, CC (1999). Межличностные отношения, эмоциональный стресс и просоциальное поведение в средней школе. Журнал раннего подросткового возраста, 19 (1), 114–125.