Введение

Спортивные занятия всегда играли решающую роль в жизни человека. Благодаря этим мероприятиям люди могут удовлетворить свои потребности в фитнесе, общении и развлечениях. Люди, занимающиеся спортом, часто стремятся достичь высочайшего уровня результативности. Общепризнано, что спортсменам необходимо быть в отличной физической форме, чтобы выступать оптимально. По этой причине многие профессиональные спортсмены и спортсмены-любители выполняют интенсивные упражнения, направленные на повышение скорости и выносливости. Они также проводят строгие практические упражнения, чтобы отточить свои навыки. Однако физическая подготовка и опыт — не единственные качества, необходимые для достижения наилучших результатов. Психологические факторы также оказывают существенное влияние на уровень работоспособности спортсмена. Внимание и тревога — два психологических состояния, которые влияют на работоспособность человека. Они работают вместе и влияют друг на друга, приводя к плохим или хорошим результатам. Целью данной статьи является исследование влияния внимания и тревожности на двигательные навыки человека. Основное внимание будет уделено взаимосвязи между вниманием и тревогой, чтобы показать, как они работают вместе и влияют на результаты спортсменов.

Значение терминов

Внимание

Внимание всегда рассматривалось как важная составляющая работоспособности человека. Исследования спортивной психологии показывают, что внимание существенно влияет на результативность. Фуллагар, Найт и Хизер (2013) определяют внимание как бдительность и заботу о поддержании оптимальной чувствительности и готовности к реагированию. Это ограниченный ресурс, который часто влечет за собой необъективный отбор информации из определенных пространственных точек. Во время занятий спортом внимание человека смещается по двум направлениям. Первое измерение — это ширина, а второе — направление. В большинстве случаев человек способен «смещать фокус внимания на оба этих измерения в ответ на меняющиеся требования рабочих ситуаций» (Howland, 2006, стр. 54). Способность избирательно использовать внимание приводит к впечатляющим результатам спортсменов. Исследования показывают, что избирательное внимание, демонстрируемое опытными спортсменами, отличает их от новичков (Fullagar et al., 2013). Эксперты могут выполнять выборочные задачи на внимание, блокируя входные данные, которые не нужны для выполнения поставленной задачи. Для достижения высокого уровня производительности необходимо сосредоточенное внимание при выполнении целенаправленных задач. Фуллагар и др. (2013) объясняют, что когда происходит отвлечение внимания от целенаправленной деятельности, производительность спортсмена падает. Спортсмены могут развивать и оптимизировать сосредоточенное внимание для улучшения результатов. Элитных спортсменов можно обучить развитию контроля внимания и улучшению их общих результатов в спортивных мероприятиях.

Беспокойство

Тревога — это состояние, которое затрагивает всех людей и приводит к повышенному осознанию и повышенной мотивации. По определению, тревога – это чувство опасения и эмоционального давления в ожидании какой-либо ситуации. В спортивном контексте понятия тревоги и возбуждения переплетаются, и зачастую сложно отделить одно от другого. Хауленд (2006) объясняет, что в исследованиях спортивной психологии «возбуждение используется как синоним тревоги, активации, эмоций и возбуждения» (стр. 55). Таким образом, термины «тревога» и «возбуждение» используются как синонимы, когда речь идет о деятельности спортсменов. Тревогу можно измерить с помощью поведенческих, когнитивных и физиологических показателей. С помощью поведенческих показателей можно определить уровень беспокойства, испытываемого спортсменом. Поведение спортсмена может быть связано с наблюдаемыми базовыми конструкциями активации (Nideffer & Sagal, 2001). В когнитивных измерениях уровень тревожности определяется путем наблюдения за ее влиянием на внимание. Когда уровень когнитивной тревоги становится слишком высоким, процесс саморегуляции нарушается, что приводит к ухудшению самофокусированного внимания спортсмена. Физиологические меры можно использовать для мониторинга физических изменений, происходящих по мере увеличения или уменьшения тревоги. Автономная нервная система активирует и контролирует нервную активность и периферические органы организма (Rouwen, Pijpers & Oudejans, 2010). Физические изменения, такие как расширение зрачков, подъем дыхания, расширение зрачков и увеличение частоты сердечных сокращений, происходят, когда спортсмен сталкивается с высоким уровнем возбуждения.

Внимание и тревога

Существует общепризнанная связь между вниманием и тревогой и результатами спортсменов на спортивных мероприятиях. По данным Фуллагара и др. (2013), избыточная тревожность характеризуется распадом или отвлечением внимания из-за нарушения способности спортсмена плавно переключать внимание. Существует ряд теорий и принципов, объясняющих взаимосвязь внимания и тревожности во время спортивных занятий.

Принцип перевернутой U

Теория перевернутой буквы U объясняет влияние эмоционального возбуждения на индивидуальную производительность. Этот принцип был разработан Йерксом и Додсоном в 1908 году и основан на предпосылке, что спортсмену необходим определенный уровень возбуждения для достижения оптимальных результатов (МакМоррис, 2004). Возбуждение — это состояние человека, которое простирается от состояния сна до высокого ожидания и проявляется физиологически, когнитивно и поведенчески. На спортивные результаты спортсмена влияет уровень его возбуждения. Ключевое утверждение принципа перевернутой буквы U заключается в том, что максимальная производительность достигается, когда спортсмен находится на оптимальном уровне возбуждения. Принцип гласит, что результативность спортсмена будет увеличиваться постепенно по мере того, как уровень эмоционального возбуждения достигнет оптимального уровня. Этот оптимальный уровень эмоционального возбуждения часто находится посередине между недостаточным и чрезмерным возбуждением. Хоуленд (2006) подтверждает, что умеренный уровень возбуждения идеален для достижения оптимальных спортивных результатов. Если эмоциональное возбуждение превысит оптимальный уровень, то работоспособность спортсмена начнет снижаться. Результаты спортсмена продолжают ухудшаться вплоть до очень плохих, когда он/она достигает точки чрезмерного возбуждения.

Уровень сложности задачи влияет на то, как принцип перевернутой U применяется к конкретному сценарию. Модель перевернутой буквы Йеркса и Додсона показывает, что сложность задачи влияет на расположение кривой вдоль оси X (McMorris, 2004). Когда задача легкая, кривая смещается в сторону более высокого конца континуума возбуждения. Это означает, что спортсмену требуется высокий уровень возбуждения для оптимального выполнения простых задач. С другой стороны, кривая смещается в сторону нижнего конца континуума возбуждения, когда задача сложна. Другими словами, сложные задачи требуют более низкого уровня возбуждения для оптимальной производительности. В таких видах деятельности уровень квалификации спортсмена более важен для определения результата.

Сужение восприятия

Сужение восприятия – это взаимосвязь между вниманием спортсмена и его физиологическим возбуждением. Исследования спортивной психологии показывают, что обработка релевантных и нерелевантных сигналов варьируется в зависимости от уровня возбуждения спортсмена (Taylor & Wilson, 2005). Когда спортсмен находится на низком уровне возбуждения, он обрабатывает как релевантную, так и нерелевантную информацию из своего окружения. В этом состоянии низкого возбуждения спортсмен имеет доступ к большому количеству сигналов. Это вредно для оптимальной производительности, поскольку для выполнения поставленной задачи требуется лишь несколько сигналов. Имея доступ к большому количеству сигналов, исполнитель в конечном итоге обнаруживает некоторые нерелевантные сигналы и пропускает некоторые из важных (Schmidt, 2008). Сигналы, не относящиеся к задаче, отвлекают внимание человека от выполнения задачи. Это приводит к неоптимальной производительности спортсмена из-за отсутствия концентрации. МакМоррис (2004) утверждает, что в этом состоянии спортсмен страдает от отвлекающих факторов, которые могут помешать ему уловить соответствующие стимулы окружающей среды. Эффективная фокусировка происходит, когда возбуждение увеличивается, и при оптимальном уровне возбуждения человек может сосредоточиться на важной информации, легко игнорируя нерелевантные сигналы. Однако по мере того, как возбуждение достигает более высокого уровня, фокус спортсмена сужается. Это сужение достигает точки, когда упускаются даже важные сигналы. Хоуленд (2006) подтверждает, что сужение восприятия может препятствовать способности спортсмена идентифицировать сигналы, относящиеся к задаче, тем самым увеличивая время реакции.

Были представлены некоторые теории, объясняющие, как происходит сужение восприятия. Спортивный психолог Хебб Мюррей предположил, что сужение восприятия можно объяснить работой центральной нервной системы (Taylor & Wilson, 2005). ЦНС воспринимает причину возбуждения как угрозу для спортсмена. В то время как спортсмен испытывает высокий уровень возбуждения, центральная нервная система начинает отключать менее важные системы с целью защиты основных функций человеческого организма. Это приводит к сужению внимания к непосредственным причинам возбуждения. Это способ мозга гарантировать, что спортсмен сосредоточит внимание и избежит опасности. Этот автоматический механизм приводит к туннельному зрению, что приводит к снижению производительности. Кук и др. (2011) утверждает, что высокая тревожность может перегружать способность внимания, что приводит к снижению работоспособности.

Гипербдительность (паника)

Возбуждение влияет на уровень внимания спортсмена. Гипербдительность — это состояние, возникающее на самом высоком уровне возбуждения. Это состояние также называют «паникой», и оно нарушает способность человека принимать решения. Гипербдительность может быть вызвана рядом психологических состояний, с которыми сталкивается спортсмен. Повсеместные негативные мысли во время спортивного мероприятия могут привести к чрезмерному возбуждению. Карлстедт (2004) показывает, что негативные мысли могут мешать работе. Это утверждение подтверждается Cooke et al. (2011), которые демонстрируют, что отсутствие негативных навязчивых мыслей соответствует максимальной производительности. Повышенный уровень тревоги, вызванный давлением или страхом, также может привести к этой панике.

Гипербдительность часто характеризуется внезапным и резким падением работоспособности человека. В состоянии повышенной бдительности у спортсмена наблюдается чрезвычайно узкое поле внимания, что приводит к ухудшению физического контроля движений или даже замиранию. При повышенной бдительности у спортсмена не будет эффективного контроля над своими двигательными навыками. Шмидт (2008) документально подтверждает, что спортсмен будет выполнять действия, которые обычно выполняются плавно в расслабленных условиях, с жесткими и останавливающимися движениями из-за повышенного возбуждения. Панические атаки во время соревнований могут привести к нарушению двигательных навыков. Повышенная бдительность также может привести к тому, что спортсмен прибегнет к автоматическим реакциям. Эшли (2011) объясняет, что вместо выбора наиболее подходящего образа действий спортсмен выберет наиболее отработанный ответ в состоянии повышенной бдительности. Это действие будет повторяться повсеместно, даже если оно не приведет к желаемому эффекту. Другой возможной реакцией на чрезмерную бдительность спортсмена может быть полное физическое замирание. Это происходит, когда способность человека принимать решения сильно ограничена крайним сужением восприятия, вызванным повышенным уровнем возбуждения.

Хотя для достижения оптимальных результатов необходим определенный уровень возбуждения, чрезмерная тревога, проявляющаяся во время панических состояний, серьезно влияет на результаты спортсмена. Спортсмен, испытывающий повышенную бдительность, должен искать способы уменьшить свою тревожность, чтобы вернуть работоспособность на прежний уровень. Шмидт (2008) показывает, что небольшое снижение возбуждения не приведет к восстановлению хороших результатов спортсмена. Единственный способ исправить ущерб, причиненный чрезмерной бдительностью, — это позволить человеку снизить уровень тревоги до уровня, существовавшего до катастрофы.

Зона оптимального функционирования

Этот принцип основан на понимании того, что для хороших результатов спортсменов необходим определенный уровень возбуждения. Он был предложен в 1980 году спортивным психологом Ханином Юрином после того, как он наблюдал за выступлениями элитных гребцов-женщин (McMorris, 2004). Теория предполагает, что люди имеют разные пороги тревоги в зависимости от их личности. Спортсмены могут справляться с различной степенью возбуждения, не оказывая при этом негативного влияния на их внимание и, как следствие, на их работоспособность. Ханин отметил, что возбуждение, испытываемое во время спортивной деятельности, было связано с оптимальным уровнем предсоревновательной тревожности отдельного спортсмена (McMorris, 2004). У каждого спортсмена есть уникальная зона оптимального функционирования, которая на четыре балла ниже его предсостоятельной тревожности. Пока уровень беспокойства спортсмена находится в пределах зоны во время спортивного мероприятия, он/она будет демонстрировать оптимальные результаты. Однако если тревожность слишком далека от оптимального уровня, спортсмен продемонстрирует снижение производительности.

Значение для спортсменов

Внимание и тревога влияют на результаты спортсмена. Обсуждения, проведенные в этой статье, показывают, что больший контроль внимания и возбуждения может оказать положительное влияние на спортсмена. Хоуленд (2006) заявляет, что спортсмен должен уметь концентрировать свое внимание и контролировать свое беспокойство, чтобы улучшить свои результаты. Нидеффер и Сагал (2001) утверждают, что «если люди способны контролировать свой уровень возбуждения, чтобы он не был ни слишком высоким, ни слишком низким, они способны к эффективному вниманию» (стр. 314). Когнитивные методы, такие как релаксация, внутренний диалог, реструктуризация и визуализация, могут использоваться для контроля возбуждения и, таким образом, улучшения внимания.

Разговор с самим собой предполагает, что спортсмен говорит сам с собой вслух или про себя о своем выступлении. Эта техника выполняет познавательную и мотивационную функцию для спортсмена. Посредством позитивного разговора с самим собой человек может обрести уверенность в своей способности хорошо заниматься спортом. Карлстедт (2004) отмечает, что позитивный разговор с самим собой во время соревнований часто вызывает чувство контроля над ситуацией. Это вызывает позитивные познания, ведущие к повышению производительности спортсмена. Эта стратегия также приводит к оптимизму, который способствует снижению беспокойства и уменьшению случаев повышенной бдительности.

Уровень тревоги также можно контролировать посредством когнитивной реструктуризации. В рамках этой стратегии спортсмен учится справляться с тревогой во время спортивных выступлений, продвигая рациональные ожидания (Schmidt, 2008). Это основано на предположении, что предположения спортсменов о спортивных результатах определяют, что представляет собой угрозу. Неправильные предположения могут привести к иррациональным ожиданиям, которые затем создадут высокий уровень тревоги. Например, когда спортсмен предполагает, что его выступления на поле должны быть безупречными, у него возникают иррациональные ожидания от себя. Эти ожидания приведут к тревоге, поскольку маловероятно, что он будет идеально выступать на поле. Благодаря когнитивной реструктуризации спортсмен может ставить перед собой реалистичные цели, ведущие к реалистичным ожиданиям (Шмидт, 2008). Исследователи выступают за принятие целей мастерства, которые предполагают выполнение настолько хорошо, насколько это возможно. Приняв такие цели, спортсмен будет иметь самый низкий уровень беспокойства по поводу результатов.

Другая стратегия — использование медитации и дыхательных упражнений для расслабления. Рувен и др. (2010) утверждают, что релаксация является одним из наиболее важных методов повышения производительности. Эта методика позволяет спортсмену снизить уровень беспокойства и стресса и тем самым достичь желаемого уровня внимания. Учитывая, что для оптимальной работы необходим определенный уровень возбуждения, полное устранение тревоги может быть не лучшим решением. Научить спортсмена контролировать уровень своей тревожности – лучшее решение. Релаксация служит механизмом контроля возбуждения, который может позволить спортсменам устранить напряжение, которое может привести к неоптимальным результатам.

Заключение

В этой статье мы решили обсудить внимание и тревогу с целью показать, как они влияют на спортивные результаты. Все началось с признания важности занятий спортом для человечества и роли психологических факторов в обеспечении оптимальных результатов. Затем в статье внимание определяется как бдительность, проявляемая спортсменами, а тревога – как состояние повышенной тревожности. Было отмечено, что тревога влияет на внимание и, следовательно, влияет на результаты отдельных спортсменов. Затем был обсужден ряд исследований, объясняющих, как эти два условия влияют на производительность. К ним относятся принцип перевернутой буквы U Йеркса и Додсона, принцип сужения восприятия, сверхбдительность и теория зоны оптимального функционирования. Общий вывод этих исследований заключается в том, что, хотя низкое возбуждение приводит к снижению производительности, чрезмерное возбуждение также приводит к снижению производительности. Наилучшая производительность может быть достигнута только тогда, когда возбуждение находится на оптимальном уровне. В статье отмечается, что концентрация внимания и преодоление тревоги являются неотъемлемой частью обеспечения оптимальной работоспособности человека. В нем представлен ряд стратегий, которые можно использовать для облегчения проблем с вниманием и тревогой, с которыми сталкиваются спортсмены. Реализуя эти стратегии, спортсмены могут лучше контролировать свою тревогу и сосредоточить свое внимание, что приведет к достижению наилучших результатов во время занятий спортом.

Рекомендации

Эшли, К. (2011). Эмоции управляют вашей работой. Веб.

Карлстедт, РА (2004). Критические моменты во время соревнований: модель спортивных результатов, основанная на разуме и теле, когда это имеет наибольшее значение. Бостон: Psychology Press.

Кук А., Кавуссану М., Макинтайр Д., Бордли И. и Ринг К. (2011). Влияние конкурентного давления на работу экспертов: основные психологические, физиологические и кинематические механизмы. Психофизиология, 48(8), 1146-1156.

Фуллагар, Си Джей, Найт, Пенсильвания, и Хизер, СС (2013). Баланс задач/навыков, поток и беспокойство по поводу производительности. Прикладная психология, 62 (2), 236–259.

Хауленд, Дж. М. (2006). Тренинг умственных навыков для тренеров, который поможет спортсменам сосредоточить внимание, управлять возбуждением и улучшить спортивные результаты. Журнал образования, 187 (1), 49–66.

МакМоррис, Т. (2004). Приобретение и реализация спортивных навыков. Нью-Йорк: Джон Уайли и сыновья.

Нидеффер Р. и Сагал М.С. (2001). Тренировка концентрации и контроля внимания. Прикладная спортивная психология, 22(1), 310-328.

Рувен К., Пайперс Дж. и Одежанс Р. (2010). Влияние тревоги на восприятие конкретных действий. Тревога, стресс и преодоление трудностей, 23 (3), 353–361.

Шмидт, Р.А. (2008). Двигательное обучение и производительность: ситуативный подход к обучению. Лондон: Кинетика человека.

Тейлор Дж. и Уилсон С. (2005). Применение спортивной психологии: четыре перспективы. Лондон: Кинетика человека.