Влияние послеродовой материнской депрессии на послеродовую привязанность
Послеродовая материнская депрессия и ее влияние на послеродовую привязанность ребенка
В первые периоды жизни младенцы особенно зависят от матери. Привязанность уязвимого новорожденного к лицу, осуществляющему уход, проявляется через физический, физиологический и эмоциональный контакт, необходимый для выживания ребенка (Carlson et al., 2014). Доказано, что послеродовая материнская депрессия является важной причиной недостаточной и дезорганизованной привязанности на ранних этапах жизни, что в конечном итоге оказывает неблагоприятное воздействие на когнитивное развитие, здоровье, регуляцию эмоций и социализацию детей (Cohn & Tronick, 1983; Thomas et al.). ., 2017). По данным Эдвардса и Ханса (2015), материнская депрессия и тревога представляют собой значительный поведенческий фактор риска. В частности, матери с симптомами послеродовой депрессии «могут стать навязчивыми или отстраненными во время взаимодействия; они чаще проявляют негативные эмоции; и менее чувствительны к положительному влиянию младенцев» (Edwards & Hans, 2015, стр. 490). Таким образом, отсутствие позитивного взаимодействия и реакции между матерью и ребенком из-за депрессии приводит к множеству проблем развития на более поздних этапах жизни ребенка.
В исследовании, проведенном Коном и Троником (1983), изучались поведенческие изменения трехмесячных младенцев в ответ на симуляцию депрессии у их матерей. Результаты показали, что младенцы могут «модифицировать свой эффект в ответ на эффективные изменения своих партнеров; они заметно меняют организацию своего поведения; и эти изменения переносятся на их последующие взаимодействия» (Cohn & Tronic, 1983, стр. 192). Более того, в младенчестве «материнская чувствительность относится к синхронному реагированию матери на своего ребенка, ее эффекту, гибкости и способности читать сигналы своего ребенка» (Weaver et al., 2018, стр. 221). Однако, поскольку материнская чувствительность низкая из-за депрессии, отсутствие связи приводит к отсутствию привязанности как важнейшего механизма выживания.
В результате плохой привязанности под влиянием материнской депрессии младенцы, вероятно, будут испытывать негативное социальное и эмоциональное развитие в более позднем возрасте, демонстрировать беспомощность и неспособность адаптироваться к новым жизненным ситуациям (Cohn & Tronic, 1983). Поэтому важно изучить исследования и теории, касающиеся основных принципов влияния послеродовой материнской депрессии и ее влияния на послеродовую привязанность ребенка, чтобы определить эффективные вмешательства, способные смягчить материнскую депрессию как фактор риска для развития младенцев.
Основные теории о влиянии послеродовой материнской депрессии на привязанность послеродового ребенка
Теории и исследования привязанности обеспечивают прочную теоретическую основу для подтверждения связи между материнскими депрессивными расстройствами и неблагоприятными последствиями развития ребенка. Теория привязанности, разработанная Боулби и далее расширенная Бретертоном (1985), рассматривает привязанность не просто как социальную связь, а как сложную систему взаимодействий и зависимостей выживания между родителем и младенцем. Было проведено множество научных исследований по изучению сущности и роли привязанности в жизни ребенка.
Результаты нескольких исследований показывают, что у этих детей развивается надежная привязанность, когда они воспринимают основного опекуна как всегда доступного и утешающего (Ainsworth & Bowlby, 1991; Palombo et al., 2010; Lionetti et al., 2015; Barone et al., 2016). . Для сравнения, ненадежная привязанность возникает, когда ребенок воспринимает основного опекуна как отстраненного, отвергающего или непоследовательного (Ainsworth & Bowlby, 1991; Palombo et al., 2010; Lionetti et al., 2015; Barone et al., 2016). Впоследствии развивается дезорганизованный стиль привязанности, когда ребенок пугается основного опекуна и воспринимает его как угрозу (Ainsworth & Bowlby, 1991; Palombo et al., 2010; Lionetti et al., 2015; Barone et al., 2016). В младенчестве типы привязанности предопределяют будущий стиль привязанности, влияя на эмоциональную регуляцию и социализацию ребенка на более поздних этапах жизни. Исследования показывают, что со временем у детей с небезопасным и дезорганизованным стилем привязанности, как правило, чаще наблюдаются расстройства поведения, социальные проблемы, эмоциональная дерегуляция, школьные проблемы и проблемы с психическим здоровьем (Исследовательская группа детских домов Санкт-Петербурга и США, 2008). Таким образом, теория привязанности объясняет зависимость развития ребенка от окружающей среды, социализации и психологического здоровья родителей.
В результате дезорганизованной привязанности из-за депрессии младенцы подвергаются риску плохой адаптации в семье, обществе и школе. Действительно, по данным Zeanah (1996), младенцы с ненадежной привязанностью к матери в течение первого года жизни проявляют тенденции к «последующей психосоциальной дезадаптации в дошкольном и среднем детстве», демонстрируют нарушения взаимодействия с родителями, «меньшую социальную компетентность со сверстниками, и более проблематичные отношения с учителями» (стр. 42). Таким образом, крайне важно определить пути, которые могли бы помочь молодым родителям преодолеть риски депрессии и облегчить привязанность детей первого года жизни посредством конкретных вмешательств, направленных на устранение риска дезадаптации детей и нарушений социального и эмоционального развития.
Применение теории развития ребенка для реагирования
Поскольку суть ненадежной привязанности младенца связана с возникновением послеродовой материнской депрессии, вмешательства должны быть направлены на профилактику и лечение этого состояния у матерей. В частности, матери с депрессивными расстройствами должны подвергаться консультированию, поддержке и обучению, чтобы поощрять заботливое, чуткое, отзывчивое и теплое общение со своими новорожденными. Одним из эффективных вмешательств, которое следует пропагандировать среди беременных женщин и молодых матерей, является польза длительного грудного вскармливания, которое, как было доказано, снижает риск развития послеродовой депрессии и обеспечивает положительную привязанность к ребенку (Weaver et al., 2018). Следовательно, грудное вскармливание сведет к минимуму риск жестокого обращения и обеспечит положительное развитие ребенка. При этом наиболее эффективной профилактической мерой, способной снизить риски ненадежной привязанности как исхода послеродовой материнской депрессии, является выявление факторов, предопределяющих вероятность возникновения у матери этого расстройства.
В частности, значимыми триггерами депрессии являются такие социальные, психологические и экономические условия, как бедность, стресс, домашнее насилие и другие. Более того, семейная среда формирует развитие ребенка на ранних этапах жизни. По данным Гояла и др. (2010), матери, живущие в бедности, подвергаются повышенному риску развития послеродовой депрессии. Поэтому крайне важно проводить образовательные и консультативные мероприятия для семей, подверженных бедности, неравенству в отношении здоровья, недостаточному образованию, занятости и другим угрозам безопасности. (Гоял и др., 2010). Учитывая ключевую роль привязанности в развитии ребенка в социальной, эмоциональной, образовательной и медицинской сферах, а также выявление уязвимых групп населения, подверженных большему риску депрессии, можно предложить конкретные подходы к вмешательству. По данным Холла и др. (2020), такие вмешательства должны включать как образовательные занятия, так и когнитивную терапию, основанную на травмах. В то время как образовательные занятия направлены на предоставление необходимых знаний и навыков, направленных на информированное взаимодействие родителей с целью положительного содействия развитию ребенка в младенчестве, когнитивная терапия может помочь в реструктуризации мыслей и поведения для устранения депрессивных симптомов.
Рекомендации
Бретертон, И. (1985). Теория привязанности: ретроспектива и перспектива. Монографии Общества исследований детского развития, 3–35.
Карлсон, Э.А., Хостинар, К.Э., Млинер, С.Б. и Гуннар, М.Р. (2014). Появление привязанности после ранней социальной депривации. Развитие и психопатология, 26(2), 479-489.
Кон, Дж. Ф., и Троник, Э. З. (1983). Реакция трехмесячного ребенка на имитацию материнской депрессии. Развитие ребенка, 54 (1), 185–193.
Эдвардс, Р.К., и Ханс, С.Л. (2015). Факторы риска для младенцев, связанные с интернализацией, экстернализацией и сопутствующими поведенческими проблемами у маленьких детей. Психология развития, 51 (4), 489–499.
Гоял Д., Гей К. и Ли К.А. (2010). Насколько низкий социально-экономический статус увеличивает риск развития симптомов пренатальной и послеродовой депрессии у рожениц? Проблемы женского здоровья, 20(2), 96-104.
Холл, Э.М., Шахидулла, Дж.Д., и Лассен, С.Р. (2020). Разработка мероприятий по лечению послеродовой депрессии для матерей недоношенных детей: призыв к семьям с низким SES в отделениях интенсивной терапии. Журнал перинатологии, 40(1), 1-9.
Томас Дж. К., Летурно Н., Кэмпбелл Т. С., Томфор-Мэдсен Л. и Гисбрехт Г. Ф. (2017). Истоки регуляции эмоций младенца: посредничество темпераментной негативности и умеренность материнской чувствительности. Психология развития, 53(4), 611-628.
Уивер, Дж. М., Шофилд, Т. Дж., и Папп, Л. М. (2018). Продолжительность грудного вскармливания предсказывает большую чувствительность матери в течение следующего десятилетия. Психология развития, 54 (2), 220–227.
Зеана, Швейцария (1996). За пределами неуверенности: новая концепция расстройств привязанности в младенчестве. Журнал консалтинговой и клинической психологии, 64 (1), 42–52.