Потребность в общении, взаимодействии и взаимопомощи возникла не случайно. Человек столкнулся с проблемами, которые побудили его объединиться с другими людьми, чтобы вместе преодолеть препятствие, преодолеть трудность, не под силу одному человеку. Общение является одним из основных условий существования человеческого общества и личности. Отношения в современном обществе существуют в различных формах, но важнейшей из них является социальное общение, позволяющее формироваться человеческим отношениям.

Общение – это способ взаимодействия людей, создание контакта в совместной деятельности и поведении. Общаясь, люди занимаются общественно ценной деятельностью, объединяются в сообщества, воспитывают подрастающее поколение (Келлерман, 2021). В процессе общения человек социализируется, приобщается к духовной жизни общества, формируются его духовно-культурные потребности. Уметь обмениваться информацией, делиться опытом, давать советы или разговаривать и выражать свою натуру – это самое необходимое для каждого человека.

Потребности современного общества, его духовной и материальной сферы делают проблему общения чрезвычайно актуальной. Общение имеет большое значение в формировании психики человека, ее развитии, построении разумного, культурного поведения (Шварц и др., 2020). Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря огромным возможностям обучения, человек приобретает все свои высшие продуктивные способности и качества. Через активное общение с развитыми личностями он превращается в персонажа.

Возникающие отношения субъектов социального взаимодействия проявляются в человеческих отношениях. Эти отношения они переживают под знаками положительных и отрицательных оценок. Это трансформируется в многообразные человеческие отношения, субъективные по своему происхождению, но неоднократно обусловленные их социальной целесообразностью, закрепляющиеся в макроструктурных институтах социального взаимодействия, где интересы сообщества начинают доминировать (Шварц и др., 2020). В свою очередь, эти интересы отражаются в образе жизни групп и идеологии больших групп людей, в организационно-управленческих структурах общественного взаимодействия. В результате возникает сугубо положительная или отрицательная атмосфера человеческих отношений, которая, с одной стороны, становится доминирующим фактором в жизни каждого человека.

Социально-психологические отношения возникают в межличностном и групповом контакте в виде психологического содержания групповых переживаний, протекающих по психологическим законам общения и законам совместной жизни людей. Индивиды вступают в общение там, где вступают в какие-либо отношения; отношения и общение неразделимы. Общение — это фактическая сущность отношений, в которые вступили люди (Relationships and Communication 2022). Через общение их социальное отношение предстает как социально-человеческое, то есть сознательное. Следовательно, общение – это внешняя сторона человеческих отношений, их настоящая сторона (Отношения и общение 2022). Личные отношения индивидов становятся реальными прежде всего в речевом общении. Под общением часто понимают частные (чаще дружеские) отношения. Поскольку общение делает человеческие отношения реальностью, мы можем заключить, что общение — это новая сторона человеческих отношений.

Таким образом, в современных исследованиях общение часто рассматривается как внешний феномен отношений как процесс реализации и способ проявления. При этом обычно предпринимались попытки расширить это понятие, например, в сторону развития личности личности в результате установления взаимоотношений посредством общения с другими людьми. Тем не менее нельзя отрицать, что общение – это информационно-предметное взаимодействие, в ходе которого реализуются, проявляются и формируются межличностные отношения.

Рекомендации

Келлерман, А. (2021). Социально-пространственное взаимодействие, близость и расстояние: от личного общения к виртуальным коммуникациям. Прикладная мобильность, 1–19.

Отношения и общение. Канал «Лучшее здоровье». (2022). Веб.

Шварц, С. Дж., Сабо, А., Мека, А., Уорд, К., Мартинес, Ч. Р., Кобб, К. Л., Бенет-Мартинес, В., Унгер, Дж. Б., и Пантеа, Н. (2020). Конвергенция культурной психологии и науки о развитии: аккультурация как образец. Границы психологии, 11.