Видение в авиации: видеть или не видеть
Зрение – самое важное чувство для безопасного полета. Все, кто управляет самолетом, включая пилота, должны всегда помнить о приближающихся транспортных средствах и избегать их. Важнейшим аспектом предотвращения столкновений с другими самолетами является мониторинг их воздушного пространства. Пилоты должны освоить метод сканирования, позволяющий максимально эффективно использовать свое зрение (AIRBOYD, 2011). Чем дольше люди проводят время, глядя за пределы кабины, тем больше вероятность, что они определят потенциальную угрозу аварии. В результате необходимо использовать стратегии разделения времени, чтобы эффективно сканировать воздушное пространство и следить за своим оборудованием.
Дневное и ночное видение
Эффективное сканирование достигается с помощью серии кратких, регулярных зрительных движений по сетке, которые перемещают последовательные области указанного неба в центральную зрительную систему или вогнутость век человека. Это делается в течение дня, когда глаза могут сконцентрироваться только на ограниченной области обзора, известной как глазной конус, которая задействована при более высоких уровнях освещенности, достойных зрения и ответственных за высокую географическую остроту (AIRBOYD, 2011). Мелкий шрифт и оттенки на аэронавигационных картах и оборудовании самолетов становятся неразборчивыми ночью или при слабом освещении, если не используется надлежащее освещение. Адаптация к темноте — это процесс, посредством которого зрение становится более светочувствительным в отсутствие света.
Влияние высоты на зрение
Высота над уровнем моря может существенно повлиять на способность видеть и другие когнитивные функции. Концентрация кислорода значительно снижается, когда мы поднимаемся на высоту, и этой нехватки кислорода в организме достаточно, чтобы повредить мозг и другие функции органов. Часто встречаются головная боль, усталость, одышка и чувство благополучия, которое называют эйфорией или воинственностью (AIRBOYD, 2011). Как прописанные, так и безрецептурные лекарства, а также заболевания, при которых они используются, могут серьезно повлиять на работоспособность пилота. Многочисленные лекарства, включая транквилизаторы, седативные и сильнодействующие обезболивающие, создали общество, которое может препятствовать управлению, познанию, внимательности, сотрудничеству, предвидению и способности к расчету. Эти препараты имеют нежелательные побочные эффекты, которые могут повлиять на жизненно важные процессы в организме и повысить восприимчивость пилота к гипоксии. Трагические или тревожные ситуации могут сделать пилота эмоционально неспособным безопасно управлять самолетом. Помимо снижения внимательности, чувства гнева, депрессии и страха, вызванные такими событиями, могут подтолкнуть человека к саморазрушительному риску.
Ссылка
ЭЙРБОЙД. (2011). Видение в авиации – видеть или не видеть (Видео). YouTube.