Введение

В сфере финансового анализа теория гипотез эффективного рынка (EMH) представляет собой общее мышление, которое предполагает, что «существующие цены на акции указывают на номинальную стоимость бизнеса в соответствии с имеющимися материалами» (Шиллер 23). Эта теория предполагает, что лица, занимающиеся торговлей, не имеют возможности получить чрезмерную прибыль от раскрытой информации. По сути, эта гипотеза касается того, как цены на акции отличаются от денежной стоимости. Однако ключевые предположения гипотезы эффективного рынка весьма сомнительны.

Например, гипотеза утверждает, что доходность акций крайне неправдоподобна, поскольку она аппроксимируется на основе движения цен. Среди антагонистов гипотезы эффективного рынка — Шиллер Робертс. Как и взгляды поведенческих финансовых аналитиков, Шиллер согласен с мнением, что «рыночные цены отражают животный дух и страсть, а не идеальную информацию» (Малкиэль 63). В этом аналитическом трактате делается попытка открыто обсудить критику гипотезы эффективного рынка со стороны Роберта Шиллера. Кроме того, в трактате освещаются наиболее важные критические замечания с использованием эмпирических данных с целью установления ее сильных и слабых сторон.

Критика гипотезы эффективного рынка

Как показывает гипотеза эффективного рынка, основной динамикой, которая способствует колебаниям цен, является уровень доступности изобретательской идеи. Таким образом, гипотеза считает финансовую торговлю эффективной, когда стоимость ценных бумаг реагирует немедленно, без подтверждения самых последних данных. Однако Шиллер полностью опровергает эти аргументы рядом рациональных объяснений. Шиллер предполагает, что по мере того, как больше данных станет доступным для изучения, появится четкое «подтверждение того факта, что гипотеза эффективного рынка в идеале неэффективна» (Шиллер 12). Ниже приведены аргументы, выдвинутые Шиллером для критики гипотезы эффективного рынка.

Рациональные ожидания

Согласно Шиллеру (2003), первая дилемма, которую не может проверить EMH, заключается в том, что он предполагает, что «все заинтересованные стороны будут иметь всю доступную информацию и создавать рациональные прогнозы ожиданий» (Shiller 91). В этом случае гипотеза предполагает, что все торгующие лица имеют одинаковые соображения по поводу перспективных ценных бумаг. Если этот фактор верен, то Шиллер подвергает сомнению намерения людей, покупающих и продающих на рынке, поскольку торговля в основном «происходит, когда на рынке существуют расхождения» (Гринблатт и Хан 39).

В финансовом обзоре вышеупомянутая концепция обозначает «быков и медведей» применительно к фондовым рынкам. По мнению Шиллера (2003), «это казалось почти мифологией. Идея о том, что люди так оптимизируют, так расчетливы и так готовы обновлять свою информацию, верна, может быть, для крошечной доли в 1 процент людей» (Шиллер 97). Этот процент не может отражать весь рынок. Таким образом, Шиллер отвергает утверждение гипотезы эффективного рынка о том, что рыночная информация интегрируется всеми одинаково. Наивно полагать, что информация жадно усваивается и прекрасно обрабатывается всеми, кто торгует акциями.

По сути, один покупатель акций может предсказать, что стоимость ценных бумаг может вырасти, в то время как прогноз коммерческого покупателя той же стоимости ценных бумаг может быть противоположным. Следовательно, предположение о том, что все современные трейдеры имеют правильные инструменты для доступа и получения одинаковой и совершенной информации о рынках, является заблуждением. Это явное свидетельство возможного расхождения в интерпретации информации, полученной разными трейдерами.

Фактически, существует четкое указание на то, что прогнозы цен на активы каждого отдельного трейдера не могут быть случайными, как это предполагает гипотеза эффективного рынка; оно определяется «в соответствии со знаниями конкретного человека и личным восприятием существующей информации о ценах на активы» (Хебнер 19). Шиллер заключает, что люди, торгующие на фондовом рынке, — это всего лишь заядлые клиенты, которые выступают в качестве рассказчиков историй, основанных на индивидуальных инсинуациях. Шиллер отмечает, что «цифры, конечно, еще можно запоминать, но нужны истории. Например, финансовые рынки генерируют массу цифр, но они ничего не значат для инвесторов» (Шиллер 93).

Фондовый рынок и стратегия «купи и держи»

Как указано в гипотезе эффективного рынка, «подход «покупай и держи» такой же, как и любая другая стратегия, поэтому бизнес-процессы на денежных рынках не существуют» (Гринблатт и Хан 41). Это предположение, по сути, подразумевает, что решение держать или покупать акции аналогично любым другим стратегиям торговли акциями. Это спорно, как обсуждал Шиллер, который считает, что процессы, порождаемые бизнесом на денежных рынках, действительно существуют. Шиллер утверждает, что сходство в владении и покупке акций не может быть одинаковым, поскольку «предприниматели — это те, кто генерирует новые идеи, которые распространяют информацию и, по сути, создают взлеты и падения цен на акции» (Малкиэль 70).

В этом случае Шиллер (2005) полагает, что рост цен на акции наблюдается у людей, которых тянет к их покупке из-за эффекта подножия. Например, подъем фондового рынка США в начале 1990-х годов был, по сути, следствием психологического заражения, кульминацией которого стал иррациональный энтузиазм. Кроме того, краткосрочные модели являются результатом нормальной реакции инвесторов, которые не уверены в какой-либо новой информации о ценах на акции. Следовательно, «если полное влияние объявления важной новости будет осознано только в течение определенного периода времени, цены на акции будут демонстрировать положительную серийную корреляцию» (Малкиэль 73).

Шиллер не согласен с утверждением, выдвинутым гипотезой эффективного рынка, о том, что существует особый способ получения сверхнормальной прибыли. Это предположение игнорирует рыночную динамику, связанную с владением или покупкой акций. Оспаривая это предположение, Шиллер категоричен, заявляя, что убежденность в том, что вы сможете привлечь доходность акций, превышающую нормальную доходность, — это всего лишь мечта. Поддерживая свою позицию, Шиллер (2003) полагает: «Некоторые люди могут очень хорошо играть в шахматном турнире, но я не рекомендую вам участвовать в шахматном турнире, если вы не обучены этому, иначе вы проиграете». (Шиллер 89).

Не так-то просто выбрать наиболее эффективные акции, поскольку фондовый рынок переполнен. Шиллер предлагает реалистично сбалансировать доходность в динамике фондового рынка. С другой стороны, инвестиции в рынки с небольшой конкуренцией со стороны других инвесторов могут фактически увеличить шансы на получение более высокой прибыли. Поэтому нелогично утверждать, что существует особая формула для достижения сверхнормальной прибыли (Малкиэль 77).

Проверка рациональных ожиданий: иррациональное изобилие под руководством Роберта Шиллера

Чтобы подтвердить иррациональное изобилие (цена с поправкой на инфляцию / средний заработок с поправкой на инфляцию за предыдущие 10 лет), о котором говорит Шиллер, в эмпирическом эксперименте использовались данные о фондовых рынках за столетие, чтобы предсказать поведение цен на акции и доходов за тот же период. времени (Шиллер 91). Соотношение цена/прибыль было связано с индексом цен на акции S&P Composite. Графики использовались для отображения тенденций различных переменных в исследовании за определенный период. Результаты были интерпретированы в сравнении с идеальными ситуациями, и на основе полученных результатов были сделаны интерпретации, чтобы дать рекомендации о взаимосвязи между ценами на акции и доходами от инвестиций в акции в краткосрочной и долгосрочной перспективе. Это обобщено в таблице ниже.

Ключ:

  • Вертикальная ось: слева — реальный индекс цен на акции S&P Composite.
  • Справа: реальная совокупная прибыль S&P.
  • Горизонтальный индекс: годы инвестиций (десятилетние периоды)

Результаты приведенного выше графика подтверждают аргумент Шиллера о том, что не существует возможности, чтобы все инвесторы получали идеальную информацию и использовали ее одинаковым образом. В течение длительного периода времени нелегко предсказать динамику акций подобным образом. Прогноз может варьироваться в зависимости от прибыли, даже если несколько инвесторов покупают одинаковые акции. Это дополнительно отображено на графике ниже.

Ключ:

  • Вертикальная ось: соотношение цены и прибыли.
  • Справа – процентные ставки
  • Горизонтальный индекс: годы инвестиций (десятилетние периоды)

Судя по всему, соотношение цены и прибыли в течение длительного периода времени демонстрировало как равномерную, так и неравномерную связь с процентными ставками. Если бы доступная рыночная информация была идеальной, все трейдеры получали бы одинаковый доход от цен на акции. Результаты, представленные на графике, дискредитировали предположение гипотезы эффективного рынка о том, что все современные трейдеры имеют правильные инструменты для доступа и получения одинаковой и совершенной информации о рынках. Чтобы представить четкую информацию о поведении цен на акции за десятилетний период, на графике ниже представлен подробный обзор годовой доходности в сравнении с соотношением цена/прибыль.

Ключ:

  • Горизонтальная ось: Реальное соотношение цены и прибыли.
  • Вертикальная ось: среднее геометрическое реальной годовой доходности через 20 лет (десятилетние периоды окрашены соответствующим цветом).

Обсуждение

Как заявил Шиллер (2003), приведенный выше график является подтверждением того, что долгосрочные инвесторы в акции (те, кто инвестирует на период не менее десяти лет) действительно показали хорошие результаты, когда цены на акции были относительно низкими по сравнению с прибылью в начале. из 10 лет. Естественно, что каждый из долгосрочных инвесторов получит частный совет «снижать свою долю на фондовом рынке, когда он высок, как это было в последнее время, и выходить на рынок, когда он низкий» (Шиллер 93). .

Если задуматься, приведенная выше корреляция не соответствует предположению гипотезы эффективного рынка о том, что инвесторы имеют полный контроль над стратегиями, имеющимися в их распоряжении для получения сверхнормальной прибыли. Это первая выявленная сила. Это открытие подтвердило утверждение Шиллера о том, что убежденность в том, что он сможет получить доходность акций выше обычного уровня, является всего лишь мечтой. Наивно игнорировать динамику рынка и науку о принятии решений, связанную с владением или покупкой акций.

Аналитики заявляют, что «рыночные цены на обыкновенные акции крайне нестабильны и, вероятно, будут продолжать подвергаться значительным колебаниям в ответ на ряд факторов, находящихся вне контроля инвестора» (Хебнер 17). Существует множество факторов, которые аналитики считают основной причиной волатильности цен на акции. Во-первых, волатильность объясняется изменением периодических финансовых показателей. Другим фактором является то, что результаты работы и ожидания на будущее часто отличаются от перспектив игроков на рынке ценных бумаг, которые одновременно выступают в роли инвесторов.

Поэтому было бы непрактично точно предсказать будущую динамику акций на основе текущей информации о фондовом рынке, которую потенциальный инвестор может получить. Из результатов эксперимента с использованием эмпирических данных становится очевидным, что финансовый обмен не является эффективным, когда стоимость ценных бумаг реагирует мгновенно без подтверждения самых последних доступных данных. Инвестор, купивший акции в 1980 году, сможет получить замечательную прибыль после первых десяти лет (Малкиэль 70). Это вторая выявленная сильная сторона.

Этот вывод противоречит гипотезе эффективного рынка, которая утверждает, что получение прибыли часто крайне неправдоподобно, поскольку оно оценивается на основе отклонений цен. Результаты не могут дискредитировать предположение гипотезы эффективного рынка о том, что финансовый обмен может быть эффективным, когда стоимость ценных бумаг реагирует мгновенно без подтверждения самых последних доступных данных, поскольку неравномерность показателей отмечается лишь в нескольких случаях (Гринблатт и Хан 52). Это выявленная слабость.

Заключение

Критика Робертом Шиллером гипотезы эффективного рынка остается в силе, что было подтверждено эмпирическим экспериментом. Обеспокоенность Шиллера связана с точностью и единообразием применения инвесторами информации о фондовом рынке. Кроме того, Шеллер предлагает реалистичный анализ, дискредитирующий предположение теории о том, что информация о данных для покупки и хранения акций находится в пределах досягаемости инвестора, заинтересованного в получении сверхнормальной прибыли. Однако полученные результаты не смогли дискредитировать эффективность финансового обмена, как утверждается в гипотезе эффективного рынка.

Цитируемые работы

Гринблатт, Марк и Бинг Хан. Эффект диспозиции и импульс, Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Wiley and Sons, 2003. Печать.

Хебнер, Марк. Индексные фонды: Программа 12 шагов для активных инвесторов, Алабама: Издательство IFA, 2007. Печать.

Малкиел, Бертон. «Гипотеза эффективного рынка и ее критики». Журнал экономических перспектив 17.1 (2003): 59–82. Распечатать.

Шиллер, Роберт. «От теории эффективных рынков к поведенческим финансам». Журнал экономических перспектив 17.1 (2003): 83–104. Распечатать.

Шиллер, Роберт. Иррациональное изобилие, Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Принстонского университета, 2005. Печать.