Абстрактный
В данной статье рассматриваются различия в роли индуистских и буддийских божеств с мифологической и научной точек зрения. Отмечается, что пантеон индуистских богов был очень иерархичным, а буддийские божества были практически равны людям. В индуизме боги обладали сверхъестественными способностями и были осведомлены в буддийской традиции. Божества обладали некоторыми сверхъестественными способностями, но они также были обязаны жить в сансарном кругу, пока не достигнут просветления. Эти различия можно объяснить особенностями обществ, в которых развивались эти религии.
Введение
Индуизм и буддизм — две основные религии в Южной Азии. Они развились на основе культуры Ганга в Северной Индии и, следовательно, имеют много общих верований, ценностей и практик. Однако индуизм и буддизм развивались и распространялись в разные области, что приводило к появлению всё новых и новых различий между ними. Олсон (2003, стр. 190) отмечает, что буддизм можно рассматривать как «потомство» индуизма. Это можно рассматривать как одну из причин, почему две религии сейчас имеют много различий, поскольку люди создают новые ценности путем пересмотра индуистских практик и верований. Другая причина возникновения различий – демографические, географические и культурные особенности территорий, где расселились религии.
Чтобы проследить путь развития двух религий, можно сосредоточиться на одном важном расхождении. Таким образом, индуизм обуславливает особое положение божеств во вселенной с акцентом на их исключительность, которая проявляется в их направляющей и даже контролирующей роли, их творческой силе и их стоянии над законами и правилами природы. Однако в буддизме не так сильно акцентируется ведущая роль божеств и хотя они существуют и могут обладать сверхъестественными способностями, они не создали мир и тоже живут в соответствии с законами природы (например, все они жить в кругу сансары, как и любой человек во Вселенной). В этой статье будет рассмотрено то, как божества рассматриваются в обеих религиях, а также некоторые причины существования таких различий с акцентом на мифологические и научные подходы.
Однако, прежде чем рассматривать аргументы в поддержку этого утверждения, важно дать определение основного термина, повторяющегося в статье. Следовательно, важно дать определение термину «божество», используемому в этой статье. В обеих религиях божества — это сверхъестественные существа, обладающие бесконечной силой и способные влиять на жизнь людей. Уильямс (2002) отмечает, что буддисты не отрицали существование индуистских богов, и, следовательно, обе религии имеют общих божеств. Тем не менее, роли божеств и некоторые детали их существования рассматривались по-разному в обеих религиях. Подробно это будет рассмотрено далее в статье.
Также может возникнуть необходимость дать определение термину «каста», поскольку он будет использоваться далее в статье. Каста — одна из четырех социальных групп индийского общества, сложившаяся в древние времена и раскрывающая «одну из самых древних индийских забот, поскольку она была выражена в ведическом гимне» (Штайн, 2010, стр. 108). Четырьмя кастами были брахманы (священники), кшатрии (воины), вайшьи (простолюдины) и шудры (слуги). Необходимо отметить, что войти в высшую касту было довольно сложно, но легче было потерять определенный статус и стать членом низшей касты. Дети (даже рожденные от родителей высшей касты) могли принадлежать к низшим кастам из-за несоблюдения определенных правил. Например, это возможно, если ребенок рожден вне брака.
Разница в ролях божеств: мифологический взгляд
индуизм
Индуизм будет первой религией, которую стоит рассмотреть. Примечательно, что прошлое имеет первостепенное значение для индуизма. Например, есть определенные тексты, объясняющие начало мира. Таким образом, согласно индуизму, мир был создан из яйца, «Золотого Эмбриона», и «(о) как только он родился, он был единственным господином творения… тем, кто дает жизнь, кто дает силы, чье повеление всем боги, его собственные, подчиняются» (Ригведа, 2005). Также отмечается, что неизвестно, кто создал яйцо. Однако ясно, что это было божество, творец. Это очень важно, поскольку индуизм утверждает, что существовал создатель вселенной (с ее планетами, богами, людьми и так далее).
Позже сложился пантеон богов. Каждое божество имело определенные черты и роли. Например, Кришна является главным божеством, а Шива возникает как божество плодородия. Примечательно, что иерархия пантеона варьируется в зависимости от конфессий. Интересно, что Вишну был разработан путем ассимиляции ряда образов богов, и остальные боги индуистского пантеона также были разработаны таким же образом (Stein, 2010). Брахма и Шакти, а также многочисленные дэвы (небесные существа) также являются важными божествами в индуизме.
Основная роль индуистских божеств заключалась в том, чтобы «служить человечеству посредством мощных обрядов опытных священников» (Stein, 2010, стр. 80). Примечательно, что жрецы играли весьма важную роль в обществе, поскольку их часто считали переводчиками воли богов. Люди обращались к божествам в поисках помощи или, в большинстве случаев, духовного руководства. Ожидания людей от божеств раскрываются в следующих строках: «Веди меня от нереального к реальному! Веди меня из тьмы к свету! Веди меня от смерти к бессмертию!» (Упанишады: Третий Брахман, н.д.). Только боги могут сказать всю правду и помочь людям достичь просветления. Только они обладают знаниями и могут поделиться этими знаниями, если захотят. Таким образом, Господь Кришна говорит Арджуне: «Я знающий… но ты не знаешь» (Бхагавад Гита: Приближение к окончательной истине: Стих 5, nd). Понятно, что в индуизме люди вряд ли смогут достичь спасения или просветления без вмешательства богов. Примечательно также, что откровения часто давались царским семьям. Единственное, что могут делать люди, — это быть праведными и жить в соответствии с выработанными ценностями (Кумарасвами, 2011). Таким образом, люди могут в конечном итоге объединиться с Богом.
Важно добавить, что поклонение было важным элементом индуизма. Интересно, что в основном оно было заимствовано из буддийской традиции (Штайн, 2010). Жертвоприношение было еще одним важным аспектом индуизма. Важной особенностью индуистских божеств является определенная подчиненность. Существуют верховные боги и второстепенные божественные сущности, которые можно рассматривать как разделение на определенные касты.
буддизм
Как уже говорилось выше, в буддизме нет акцента на Творце. Олсон (2003) отмечает отсутствие даже объяснений начала времен. В буддизме этот вопрос не считается первостепенным, и буддисты сосредотачивают внимание на своем настоящем и будущем, а не на своем прошлом. Буддисты озабочены достижением просветления.
Что касается божеств, буддисты верят, что существует множество сверхъестественных существ (как добрых, так и злых), которые могут выполнять разные роли. Эти боги обладают сверхъестественными способностями и могут влиять на жизнь людей. Тем не менее, все эти божества не свободны от страданий, поскольку в подавляющем большинстве случаев они не просветлены (Williams, 2002). Только просветленные боги (как и просветленные люди) могут быть свободны от страданий. Они обязаны жить по одному и тому же кругу существования. Более того, эти боги могут быть праведниками в своих предыдущих жизнях (Гудман, 2014). Уильямс (2002) также отмечает, что людям было легче достичь просветления, чем богам. Поэтому можно отметить, что в отличие от индуистских богов буддийские божества мало чем отличаются от людей, поскольку часто являются перевоплощенными людьми. В буддизме божества не выходят за рамки человечества. Можно отметить, что божества и люди находятся в параллельных мирах.
Важно отметить, что в буддизме боги не являются высшим источником знаний. Люди часто могут достичь просветления и без них. Более того, упор делается на общение между людьми. Таким образом, буддисты верят, что мудрецы могут помочь людям достичь просветления и стать «Освобожденными» (Panditavagga: The мудрый, 1997, np). Следовательно, людям следует общаться с мудрецами как «(е)или у того, кто остается / с мудрецом такого рода, / дела идут лучше, а не хуже» (Пандитавагга: Мудрый, 1997, н.п.). Нет такой опоры на богов, как в индуизме. Важно также добавить, что достичь просветления может любой человек, независимо от его социального и экономического статуса. В буддизме все люди должны поступать праведно, и тогда они достигнут просветления.
Различия в роли божеств: научный подход
индуизм
Понятно, что мифология дает вполне специфическое мировоззрение. Такое мировоззрение, однако, можно объяснить с помощью научного подхода. Таким образом, можно проследить корни индуистских верований в особенностях общества того периода. Как уже упоминалось выше, божества рассматриваются как хранители истины, и боги часто делятся знаниями с правителями страны. Например, откровения Господа Кришны, которые помогли Арджуне, оправдывают его власть над людьми. Это можно объяснить желанием правителей региона усилить свою власть и заставить людей поверить в то, что они обязаны быть покорными, поскольку правитель был «преданным и другом» богов (Бхагавад-гита: Приближение к окончательной истине: стих 3, nd). ). Примечательно, что прошлое многих правителей было каким-то образом связано с индуистской мифологией, поскольку «генеалогии правящих семей… простирались из мифологического прошлого» (Штайн, 2010, с. 94). Очевидно, это имело конкретную цель.
Важно также отметить, что общество в Южной Азии (особенно на Индийском полуострове) было разделено на разные социальные группы, касты. Люди рождались в этих социальных группах, и мобильности почти не было, поскольку человек из низших каст никогда не мог стать членом высшей касты. Это разделение также выходит за рамки иерархии пантеона богов. Индуистские боги также подвергаются определенному разделению на главных богов и других божеств. Богам поклонялись и им приносили новые жертвы. Однако необходимо добавить, что и другие божества также получали жертвы от различных групп (в зависимости от конфессии). Разделение общества и пантеона богов предполагает, что религия была разработана для улучшения существующего социального порядка и получения выгоды одним народом от каторжного труда масс.
Также важно отметить, что люди, проживавшие в этом районе, были обеспокоены своим прошлым. Таким образом, индуистская религия начинается с сотворения мира. Очевидно, что люди стремятся узнать о начале Вселенной. Более того, внимание людей к своему прошлому проявляется и в их внимании к генеалогии своих правителей. Эта особенность мировоззрения людей проявляется в их религиозных убеждениях.
буддизм
Буддийские религиозные верования также развивались на основе существовавших в то время общественных норм. Общество в Восточной Азии развивалось несколько по-иному и не было такой опоры на касты. Очевидно, что существовало социальное разделение, но оно было более обусловлено экономическими причинами. Были правители и знать, были воины и крестьяне, а также слуги и даже рабы. Однако каст не было и могла быть определенная мобильность.
Весьма показательен тот факт, что развитие буддизма закреплено за конкретным человеком (в отличие от индуизма, который, как считается, дается людям верховным божеством). Таким образом, буддизм можно рассматривать как интерпретацию некоторых индуистских ценностей одним человеком, Сиддхартой Гаутамой, который был сыном «правителя индуистского клана касты кшатриев» (Олсон, 2003, стр. 190). Очевидно, он вырос в роскошном дворце и не видел пороков общества, но когда он признал правду, он покинул свой дом, чтобы найти смысл жизни. Эта история очень важна, поскольку она «очеловечивает» буддизм, поскольку религия развилась из учений просветленного человека.
Эти учения стали очень популярны в той местности, где люди не были привязаны к касте и могли полагаться на себя в поисках смысла жизни и удовольствий жизни. С точки зрения научного подхода ясно, что такая религия распространилась в этом районе, поскольку она соответствовала условностям обществ, развивавшихся в этом районе.
Необходимо добавить, что буддисты не заботились о своем прошлом, а концентрировались на будущем или настоящем. Это тоже особенность мировоззрения народа. Становится ясно, что люди, живущие в Восточной Азии, пытались сосредоточиться на своем нынешнем существовании и сделать его праведным, а не пытаться понять, что происходило за поколения до них.
Заключение
Подводя итог, можно отметить, что религии развиваются на основе мировоззрений людей. Таким образом, индуизм получил распространение на территориях, где общество было высокоиерархичным и разделено на касты, практически не мобильные. В то же время буддизм стал популярен на территориях, где общество было менее социально разделено. В индуизме божества обладают высшими силами и знаниями, которыми они могут (или не делятся) поделиться с людьми (обычно с правителями). Тогда как буддийские боги обладают сверхъестественными способностями, но они похожи на людей в своем стремлении достичь просветления и освободиться от страданий. Очевидно, что религии откликаются на мировоззрение людей и они переносят свою земную жизнь в мир небесный. Таким образом, хотя обе религии основаны на схожих верованиях и имеют много общего, у них появилось много различий, поскольку люди, исповедующие их на разных территориях, приспособили свои религиозные убеждения к своей жизни.
Список литературы
Приближение к истине в последней инстанции: Стих 3. (nd). Веб.
Приближение к истине в последней инстанции: Стих 5. (nd). Веб.
Кумарасвами, АК (2011). Индуизм и буддизм. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Godlen Elixir Press.
Гудман, К. (2014). Последствия сострадания: интерпретация и защита буддийской этики. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
Олсон, CG (2003). Что в мире делает бог: основы глобальных миссий. Сидар Ноллс, Нью-Джерси: Издательство Global Евангелия.
Пандитавагга: Мудрый. (1997). Веб.
Штейн, Б. (2010). История Индии. Молден, Массачусетс: John Wiley & Sons.
Риг Веда. (2005). (В. Донигер, Пер.). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Penguin Classics.
Упанишады: Третий Брахман. (без даты). Веб.
Уильямс, П. (2002). Буддийская мысль: полное введение в индийскую традицию. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Рутледж.