Критика
Некоторые точки зрения являются фундаментальными для психологии и сохраняют свою актуальность даже в современной психологической теории, хотя психологические перспективы развивались по мере развития психологической области. Это эссе даст представление об идеях таких психологов-теоретиков, как Уотсон, Скиннер и Толман. Их взгляды продолжают служить краеугольным камнем для развития современных психологических школ. Эти три учёных сыграли значительную роль в создании бихевиоризма, психологической точки зрения. Подход психологического обучения, часто известный как бихевиоризм, основан на идее, что каждое действие, совершаемое живым существом, можно отнести к категории поведения. Эта теория исходит из того, что каждая теория поведения должна иметь наблюдательные корреляты, даже несмотря на то, что между конкретными и абстрактными действиями существует небольшая разница, утверждая, что такое поведение можно определить с научной точки зрения без каких-либо ссылок на внутреннюю физиологию или другие умозрительные конструкции, такие как разум.
Уотсон начал развивать свои взгляды на поведение, и бихевиоризм — название этой философии. Его помнят как «первого психолога, использовавшего людей в экспериментах по классической обусловленности» (Brau et al., 2018, стр. 3). Его учебный взгляд, часто называемый психологией философии, основан на идее, что все, что делают живые существа, — это поведение. Из-за его убеждения в том, что поведение — это нечто вызываемое или что каждое поведение является реакцией на стимулы, его теория стала известна как классическая обусловленность. По мнению Уотсона, переживания и эмоции — это реакции на определенные стимулы, указывающие на причину любого поведения, которое демонстрирует живое существо (1998). Оперантное обусловливание, которое имеет дело с инструментальной мотивацией, и классическое обусловливание, которое имеет дело с естественными стимуляторами, являются двумя основными типами поведенческого обусловливания в бихевиоризме. Согласно первой теории Уотсона, естественный стимул и соответствующая реакция соединяются, после чего следует соединение нейтрального стимула. Полученная комбинация представляет собой условный раздражитель и соответствующую ему условную реакцию. Примечательно, что наиболее широко применяемым компонентом бихевиоризма является классическая обусловленность.
Будучи студентом-психологом, Скиннер создал накопительный регистратор и камеру оперантного кондиционирования. Получив докторскую степень по психологии, он основал психологическую школу радикального бихевиоризма. Его радикальный тезис бихевиоризма утверждает, что окружающая среда определяет действия. Следовательно, большая часть, если не все, поведения являются продуктом окружающей среды, которую занимает живое существо. По мнению Скиннера, возможность повторения поведения зависит от его причин и последствий, будь то положительные или отрицательные. Компоненту подкрепления уделяется большое внимание в теории радикального бихевиоризма, а схема подкрепления Скиннера утверждает, что поощрение поведения увеличивает вероятность его повторения, тогда как лишение вознаграждения снижает вероятность (1988).
Инструментальное обусловливание, также известное как операционное обусловливание, представляет собой метод поведенческого обучения, на который искусственно воздействуют посредством поощрений и наказаний, при котором устанавливается связь между поведением и результатом этого поведения. Скиннер предложил это как радикальную форму бихевиоризма. Теория бихевиоризма Уотсона и теория Скиннера практически идентичны. Тем не менее, было одно ключевое различие: Уотсон не выступает за использование или ссылку на психические состояния, но Скиннер не имеет никаких проблем с психологией психических состояний. Уотсон настаивал на том, что поведение следует исследовать напрямую и с научной точки зрения, в то время как Скиннер не согласился, заявив, что любое исследование должно учитывать все, включая чувства, мысли и внутреннюю деятельность.
Толмен, бихевиорист, не придерживался тех же крайних взглядов, что и Скиннер, поскольку считал, что обучение может происходить без необходимости положительного или отрицательного подкрепления и что вознаграждения и наказания не являются значимыми факторами, определяющими поведение (1922). Кроме того, он считал, что выученное поведение можно использовать в условиях, отличных от тех, в которых оно было приобретено впервые. Толман утверждал, что поведение является более сложным, чем просто ответ на стимулы, опровергая утверждение Уотсона о том, что поведение — это простой ответ на стимулы. Толман разработал когнитивную теорию обучения, которая рассматривала обучение как развитие на основе кусочков знаний, понимания окружающей среды и того, как формы жизни связаны с окружающей средой. Хотя он проводил эксперименты на лабораторных крысах, таких как Уотсон и Скиннер, в экспериментах Толмена не делалось упора на стимулы и вознаграждения. Он провел эти тесты, не выделяя триггеры или вознаграждения, и в результате выдвинул теорию латентного обучения, которая утверждает, что обучение может происходить и без них. По мнению Толмана, люди учатся бессознательно и осознают свои знания только тогда, когда это необходимо.
Синтез
Акцент Уотсона на внутренних нематериальных действиях был крайне умозрительным, поскольку основывался на ненадежных доказательствах. Таким образом, Скиннер подчеркивал видимое поведение. В отличие от Уотсона, Скиннер сосредоточил внимание на повторяемости поведения и утверждал, что повторение основано на временных последствиях. Кроме того, он сосредоточился на стимулах, тогда как Уотсон сосредоточился на стимулах, что отличало его теорию от теории Ватсона. Наиболее важным элементом его подхода, который до сих пор используется в современной психологии, является схема подкрепления. Тренеры могут создать поведение, основанное на вознаграждении, используя оперантное обусловливание, чтобы превратить естественное поведение в желаемое. Кроме того, Толман разработал поведенческую теорию, которая во многих отношениях существенно отличалась от взглядов Скиннера. Основное различие состоит в том, что Толман утверждал, что обучающее поведение может происходить без двух упомянутых выше элементов, преуменьшая их важность в определении поведения. Когнитивная карта, один из наиболее широко применяемых продуктов его теории поведения в современной психологии, закрепила за ним статус основателя когнитивной теории поведения.
В заключение следует отметить, что три психолога, описанные выше, внесли значительный вклад в развитие психологической перспективы бихевиоризма. Несмотря на некоторые резкие расхождения, между подходами этих трех точек зрения к бихевиоризму было много общего. У них были разные философские взгляды, но они сходились в методе, поэтому их теории продолжают служить основой для развития современной психологической мысли. Три поведенческих подхода, отстаиваемые тремя отцами бихевиоризма, до сих пор используются в современной психологии. Тем не менее, классическая обусловленность Уотсона — это практик, который работает с людьми, которые чаще всего работают. По сравнению с точкой зрения Толмана, зоопсихологи более регулярно применяют технику Скиннера.
Их поведение преобразуется в социально приемлемые действия путем моделирования и положительного подкрепления. Благодаря консультированию они могут общаться чаще, достаточно громко, чтобы их услышали, с правильным зрительным контактом и с меньшим количеством странных комментариев. Тренинг ассертивности — поведенческая терапия, которая учит пациентов справляться с трудными ситуациями уверенно, а не пассивно или агрессивно, — также проводится квалифицированными психологами, психотерапевтами и консультантами. Бихевиоризм дал психологам, психотерапевтам и консультантам идеи и методы предоставления людям с различными психическими заболеваниями научно обоснованной помощи. Важно помнить, что одна школа мысли, бихевиоризм, предлагает методы лечения, основанные на научных открытиях. Компетентные психологи, психотерапевты и консультанты используют различные школы мысли и терапевтические подходы в лечении психических заболеваний. Во время сеанса терапии опытный терапевт разберется со всем, что возникает, и интуитивно применит теоретическую основу, которая принесет наибольшую пользу пациенту.
Рекомендации
Уотсон, Дж. Б. (1998). Бихевиоризм (1-е изд.). Рутледж.
Скиннер, Б.Ф. (1988). О бихевиоризме. Случайный дом.
Толман, ЕС (1922). Новая формула бихевиоризма. Психологический обзор, 29 (1), 44–53.
Брау Б., Фокс Н. и Робинсон Э. (2020). Бихевиоризм. Руководство для студентов по проектированию и исследованиям обучения.