Бизнес-стратегия и пять конкурентных сил
Как следует из названия, статья Майкла Портера (2008 г.) «Пять конкурентных сил, формирующих стратегию» направлена на выявление решающих сил, определяющих конкуренцию на рынке. По мнению автора, этими силами являются соперничество между существующими конкурентами, угроза появления новых участников, возможность заменителей и переговорная сила как покупателей, так и поставщиков (Портер, 2008). Основная мысль автора заключается в том, что бизнес-стратегия должна быть сосредоточена на детальной оценке этих сил для увеличения общего пула прибыли и поддержания устойчивой прибыльности (Портер, 2008). С его точки зрения, это обеспечит более стабильное и точное восприятие любой отрасли, чем, скажем, финансовые прогнозы и анализ акций.
Из статьи можно извлечь множество результатов обучения, особенно в анализе рыночной конкуренции. Первым и наиболее очевидным результатом было бы знание пяти сил, которые Портер (2008) считает решающими в формировании конкуренции. Еще одним важным результатом обучения является знание факторов, которые также могут влиять на отрасль, например, ее общие темпы роста, государственная политика или технологии и инновации. Разница между ними заключается в том, что силы представляют собой внутренние влияния, присущие любой отрасли, а факторы — это внешние влияния, которые оказывают свое влияние косвенно, воздействуя на силы (Porter, 2008). Наконец, еще одним результатом обучения является определение некоторых основных последствий для стратегии, особенно когда речь идет о позиционировании компании или использовании изменений в отрасли.
Чтение может оказать глубокое влияние на студента, бросив вызов некоторым общепринятым представлениям о бизнес-стратегии. Например, здравый смысл подсказывает, что устранение конкурентов для увеличения доли рынка является хорошей стратегией, но Портер (2008) указывает на негативную реакцию со стороны клиентов и поставщиков, которую это может вызвать. Точно так же общепринятое мнение гласит, что наиболее привлекательными являются быстрорастущие отрасли, но Портер (2008) отмечает, что этот рост расширяет возможности поставщиков и привлекает новых участников, делая конкуренцию более жесткой. Таким образом, основное воздействие чтения заключается в том, что оно побуждает студента критически задуматься о фундаментальных силах, формирующих рыночную конкуренцию, и бросить вызов предвзятым предположениям.
Ссылка
Портер, Мэн (2008). Пять конкурентных сил, формирующих стратегию. Гарвард Бизнес Обзор, 86(1), 78-93, 137.