Бедность: теории устойчивости и интерсекциональности
Введение
Считается, что определяющим фактором общественного развития является экономика, а доминантой является либо политика, либо идеология. В современных условиях, на этапе перехода к информационному обществу, складывается настолько динамичная и яркая картина мира, что человеку довольно сложно постоянно быть в курсе всех событий. В то же время параллельно, но с особым влиянием, происходят процессы глобализации, в рамках которых происходит стандартизация тенденций в отдельных сферах человеческой жизни. Однако современное общество не лишено недугов, имеющих негативное воздействие и длительную историю. К ним относится бедность, имеющая наиболее значительные экономические и социальные последствия в зависимости от масштаба распространенности. С другой стороны, масштабирование проблем на каждого человека, живущего в бедности, позволяет классифицировать различные факторы, которые помогают и препятствуют выходу из бедности. От человека может зависеть многое, но важную роль играет и общество с его установками и властью.
Бедность – это экономическое положение человека или социальной группы, которые не могут удовлетворить минимальные потребности. Существуют понятия абсолютной и относительной бедности: абсолютная бедность тесно связана с понятием черты бедности – уровня дохода, ниже которого человек считается бедным и не может удовлетворить основные потребности. Относительная бедность связана с неравным распределением доходов. Это неспособность вести нормальный образ жизни для большей части общества. Теория устойчивости – это исследование стабильной траектории здорового функционирования человека после различных серьезных, обычно неблагоприятных событий (Мастен, 2018). С другой стороны, эту теорию можно охарактеризовать как адаптацию гибкости на большом расстоянии. Интерсекциональность подразумевает сходство между различными формами дискриминации и угнетения, которые имеют тенденцию усиливать друг друга. Другими словами, эта теория использует комплексный подход к изучению взаимодействия между различными формами доминирования, диверсифицируя их, но не дифференцируя. В этой статье оценивается влияние бедности на взрослую жизнь во взаимодействии с окружающей средой, рассматриваются факторы риска и защиты, а также влияние власти и угнетения на опыт бедности.
Теория устойчивости
Теория устойчивости в этом контексте больше связана с защитными факторами, влияющими на взрослых, живущих в бедности. Бедность подразумевает множество лишений и проблем на разных уровнях и масштабах, как на индивидуальном, так и на национальном уровне. Основным механизмом, превращающим бедность в физиологическую проблему, является стресс. Постоянный стресс истощает организм человека, приводя к другим недугам, гораздо более тяжелым заболеваниям от депрессии до болезней сердца. На семейном уровне бедность приводит к голоданию, отсутствию различных удобств, информации и, самое главное, возможностей выйти из порочного круга. Бедность имеет серьезные социальные и экономические корни и последствия, которые приводят к постоянному увеличению разрыва между богатыми и бедными.
Проблема неравенства доходов имеет высокую социальную значимость, способную обострить ситуацию в обществе и нанести ущерб экономике страны. В США самый высокий уровень неравенства доходов среди промышленно развитых стран (Telford, 2019). Даже если бедные не совершают актов насилия в отношении других людей, общество, в котором они живут, все равно несет потери. Бедные люди не могут полноценно участвовать в жизни общества; их творческий потенциал не раскрывается и бесплодно растрачивается. Наследственная бедность невероятно трагична, когда бедные дети с такими же способностями имеют гораздо меньшую самореализацию, чем их сверстники, рожденные в семьях со средним достатком. Бедность отражает преобладание низкооплачиваемых рабочих мест и трудовых процессов, определяемых низкой заработной платой, низкодоходными рабочими местами, неполными и нестабильными, часто граничащими с безработицей, которая толкает людей к безработице и экономической бездеятельности. Наиболее уязвимые группы часто являются многорасовыми из-за структурного расизма, который усугубляет ситуацию для семей с низкими доходами, ограничивая доступ к государственным услугам.
Если глобальные последствия и причины часто обсуждаются на национальном уровне, то проблемы личной бедности более субъективны и разнообразны. Из-за различных лишений, представления о том, что у других есть возможность зарабатывать больше денег, у человека могут возникнуть психологические проблемы. В то же время несколько защитных факторов могут способствовать развитию критического мышления в зрелом возрасте. Все эти факторы имеют динамическое развитие на протяжении всей жизни человека и отражены в данной работе через демонстрацию факторов трех этапов жизни: молодого, среднего и позднего взросления. Многие из них берут начало в детстве и включают социальную устойчивость, речевое и физическое развитие, чувство мастерства и контроля в позднем подростковом возрасте, а также навыки решения проблем (Hutchison, 2018). В подростковом возрасте закладываются основы, против которых взрослый человек с разной степенью успеха будет действовать в условиях бедности.
Семейные факторы включают занятость матери и участие в жизни общества. Важно учитывать, что участие подростка в жизни сообщества должно носить поддерживающий, а не захватывающий характер (Hutchison, 2018). Если подростки чувствуют поддержку не только внутри семьи, но и за ее пределами, у них больше шансов развить уверенность в себе, которой обычно катастрофически не хватает бедным людям (Dou et al., 2020). Однако эта проблема проецируется на общенациональную проблему неравенства доходов, следствием которой является недоступность престижного и высшего образования для детей из малообеспеченных семей, которые затем не могут получить хорошо оплачиваемую работу. У подростка может сложиться впечатление непринадлежности к благополучному обществу, что способствует расслоению, дискриминации и множеству других социальных недугов. Отсутствие возможностей и постоянный стресс приводят к единственно возможному выходу – преступлениям, включая воровство, обман и многое другое, что негативно влияет на общество.
В результате многое закладывается в процессе воспитания ребенка в семье, и многое зависит от психологического состояния самой семьи. Не менее важным фактором является способность планировать и мотивировать дальнейшие действия по преодолению бедности или нивелированию ее последствий (Hutchison, 2018). Для этого часто требуются ресурсы положительных эмоций. Согласно теории устойчивости, это положительный психологический опыт, который представляет собой возможность организовать свое поведение в правильном направлении независимо от факторов окружающей среды (Мастен, 2018). Во избежание появления различных психологических проблем разрабатываются целые системы, которые необходимо применять на этапе взросления ребенка в семье. В остальных условиях за стабильность отвечают вышеупомянутые защитные факторы.
Все защитные факторы имеют ту особенность, что они защищают дальнейшее существование человека, тогда как факторы риска описывают риск уже в настоящий момент. В более позднем возрасте, в среднем взрослом возрасте, защитные факторы включают опыт молодой взрослой жизни, такой как военная служба, романтические отношения, опыт альтруизма, высокая грамотность и целеустремленность (Hutchison, 2018). Здесь влияние этих факторов на устойчивость становится более конкретным, поскольку личность становится более зрелой, опирающейся на определенные принципы, сформировавшиеся под влиянием этих факторов. Прочая их динамика с каждым годом будет заметно снижаться, оставив только наиболее важные из них. Во взаимодействии с окружающей средой эти факторы в большей степени проявляются как опыт, помогающий избежать различных ошибок. В условиях бедности различные взаимодействия с обществом рассматриваются как возможность выйти из этого состояния или хотя бы не усугубить его. В позднем взрослом возрасте факторы риска становятся более важными; К защитным факторам относится забота о своем психическом и физическом здоровье.
Теория интерсекциональности
В теории интерсекциональности следует учитывать факторы риска, влияющие на человека, находящегося в бедности. Проблемы со здоровьем, благосостоянием и развитием в детстве являются значимыми факторами риска для молодежи, что, как следствие, отражается во взрослой жизни. На фоне достатка и развития у молодого человека могут возникнуть конфликты в учебных заведениях или на местах первой работы. Агрессивная реакция на подобные конфликты также является фактором риска: если люди не преодолеют черту бедности, агрессия на фоне стресса будет сопровождать их всю жизнь, вызывая различные заболевания. На фоне подобных конфликтов могут участиться социальная несправедливость, случаи хулиганства и других правонарушений, в том числе злоупотребления психоактивными веществами (Хатчисон, 2018). Смерть родственников, конфликты в семье не способствуют формированию зрелой и устойчивой личности к взрослой жизни. Согласно теории интерсекциональности, такой человек будет содержать в себе как причины, так и проявления последствий дискриминации.
Этот факт отражается в том, что агрессивные молодые люди в конфликтах сами способствуют насилию, лежащему в основе угнетения. Проблемы бедности часто исторически связаны с разными расами, что усиливает пересечение вопросов расизма. Стереотипная предрасположенность, лежащая в основе изучения интерсекциональности, губительна для жертв насилия. Плохое отношение общества к взрослым из малообеспеченных семей является виной общества и исторического порядка, но в то же время реакция людей на такое отношение приводит к умножению зла. В среднем взрослом возрасте факторы риска повторяют таковые в молодости: оставшиеся вредные привычки, проблемы со здоровьем, ранние браки, одиночество и плохое питание (Hutchison, 2018). Проблемы с работой могут возникнуть из-за нездорового образа жизни и плохой успеваемости в школе. Бедность способствует развитию большинства этих факторов, делая человека зависимым от экономической ситуации на рынке труда. Возможно, что конфликты, расизм, дискриминация могут иметь иную основу, чем социальная позиция, но в соответствии с теорией интерсекциональности; в результате это также сыграет свою роль.
Плохое положение редко появляется у человека в течение его жизни; как правило, люди начинают жить в нищете и либо выбираются из нее, либо остаются в ней. Следовательно, факторы риска имеют обширную структуру, меняющую форму на протяжении взрослой жизни. Часто наблюдается склонность к проецированию негативного поведения, которая является следствием бедности и причиной невозможности из нее выбраться, заложенной с детства во взрослую жизнь. Если в семье была проблема с алкоголем у одного из родителей, у человека больше шансов стать зависимым от алкоголя в более позднем возрасте из-за сочетания других факторов (Sattler & Gershoff, 2019). Отсутствие положительных эмоций в семейной модели не только не способствует развитию устойчивости, но и развивает основы, на которых базируются дискриминация и угнетение. Из-за бедности человек не может в достаточной степени заботиться о себе, а не имея представления о чувстве альтруизма, любви и взаимопомощи, привитом в семье, человек также не сможет построить здоровое взаимодействие с обществом. .
Разнообразие, Сила, Угнетение
Инклюзивность разнообразия – это текущая тенденция социальной ответственности во всем мире. Дискриминация по признаку дохода, бедности или социального статуса также неприемлема практически во всех организациях и странах. Крупные предприятия даже разрабатывают свои кодексы поведения на рабочем месте. Однако более мелкие предприятия, менее известные широкой общественности, не часто следуют этим тенденциям. Это связано с тем, что в небольших компаниях практически нет контроля за условиями труда и заработной платой. Разнообразие на таких рабочих местах создает особую почву для дискриминации, которая, если ее не контролировать, может иметь весьма негативные последствия.
В таком случае власти должны прекратить данные мероприятия. Кроме того, крайне важно искоренить коренную причину исторических стереотипов, которые мешают бедным людям адаптироваться к здоровой социальной жизни и обществу. Однако случаи структурного расизма, которые в случае бедности увеличивают степень пересечения дискриминации, по-прежнему распространены и сейчас (Bailey et al., 2021). Государственные структуры в государстве, где такие стереотипы подавляются, препятствуют исцелению общества, вызывая большее недоверие к власти и возможность конфликтов. Следовательно, наиболее уязвимые группы, представленные представителями разных рас и полов, подвергаются нападкам и своеволию со стороны местных властей и государственных структур, что на фоне бедности усиливает тягу к психоактивным веществам и преступности. Угнетение продолжает множиться на различных уровнях и в различных масштабах, препятствуя исцелению общества в глобальном и национальном смысле.
Взрослый человек – это уже сформировавшаяся личность, зрелая в своих принципах, заложенных с детства. Бедность способствует развитию многих факторов риска, в то время как защитные факторы зависят от семьи и общественных организаций, таких как школа, а также от индивидуальных способностей и личностных качеств. Если проблема лежит на основе государственных структур и семей, которые не способны адаптироваться к условиям бедности, то человек, воспитанный на таких ценностях, не будет открыт для диалога с обществом и властью. Более того, правительство должно инициировать этот диалог; однако, согласно исследованиям, разрыв в доходах увеличивается с каждым годом; следовательно, программы не работают (Телфорд, 2019). Взрослый человек в этом случае, если создаёт семью, продолжает транслировать негативные ценности, необходимость агрессии и подавать свой пример детям, продолжая двигаться по порочному кругу. Суммируя все факторы, которые, согласно теории интерсекциональности, могут достигать огромных количественных значений, только влиятельные люди в данной ситуации, при удачном стечении других обстоятельств, могут выбраться из бедности и развить сопротивление такому угнетению.
Заключение
В современном обществе многие проблемы приводят к интерсекциональности, в том числе и у бедных людей. Взросление человека и формирование личности – важнейший процесс, зависящий от множества факторов, положительно и отрицательно влияющих на устойчивость к проблемам. Бедность подразумевает множество проблем, которые являются следствием различных экономических, политических и исторических обстоятельств. Устойчивость может развиться только при наличии положительного психологического опыта, который зачастую отсутствует у человека, выросшего в малообеспеченной семье и столкнувшегося с неприятием и дискриминацией в обществе. В результате взрослости формируется человек, воспитанный на негативных ценностях, агрессии и конфликтах, который будет использовать данную модель поведения при взаимодействии с обществом. В результате необходимо комплексное решение по борьбе с бедностью, требующее участия как власти, так и общества с бедными людьми.
Рекомендации
Бейли, З.Д., Фельдман, Дж.М., и Бассетт, М.Т. (2021). Как работает структурный расизм: расистская политика как основная причина расового неравенства в отношении здоровья в США. Медицинский журнал Новой Англии, 384 (8), 768-773. Веб.
Доу Ю., Дедман П., Бербес-Бласкес М., Фогт Н. и Алмейда О. (2020). Пути выхода из бедности через призму устойчивости развития: агентное моделирование. Экология и общество, 25 (4). Веб.
Хатчисон, Эд (2018). Измерения человеческого поведения: меняющийся жизненный курс. Публикации SAGE.
Мастен, А.С. (2018). Теория устойчивости и исследования детей и семей: прошлое, настоящее и перспективы. Журнал семейной теории и обзора, 10 (1), 12–31. Веб.
Саттлер К. и Гершофф Э. (2019). Пороги устойчивости, а также внутри- и междисциплинарные академические достижения среди детей, живущих в бедности. Ежеквартальный журнал исследований раннего детства, 46, 87–96. Веб.
Телфорд, Т. (2019). Неравенство доходов в Америке является самым высоким с тех пор, как Бюро переписи населения начало его отслеживать, показывают данные. Вашингтон Пост, 26. Интернет.