Описание ритуала

Момент перехода от детства к взрослости отмечается во многих религиях. Каждая религия по-своему определяет совершеннолетие и устанавливает определенные критерии взрослости. Понятие духовной взрослости зависит от того, как человек воспринимает себя и что он считает для себя самым важным. Еврейский народ всегда осознавал себя как сообщество, связанное с Богом уникальными заветными отношениями. Соответственно, критерием взрослости в иудаизме является способность человека быть частью завета и принять на себя ярмо заповедей (Эпштейн 61). Бар/бат-мицва — это ритуал в иудаизме, определяющий совершеннолетие. Этот ритуал имеет особое значение для еврейского народа, так как обозначает религиозное воспитание подростков. Ребенок автоматически вступает на бар-мицву в 13 лет, и для этого необходимы особые процедуры. Наличие особых церемоний делает ритуал более интересным для изучения. Поэтому важно изучить практику бар-мицвы, чтобы подчеркнуть ее значение для иудаизма.

Согласно еврейскому закону, люди несут ответственность за свои действия по мере приближения к возрасту бар-мицвы. До этого возраста родители несли ответственность за действия своих детей, поэтому бар-мицва связана с разлукой. Соответственно, дети не обязаны соблюдать заповеди; действительно, рекомендуется приближаться к тем заповедям, которые станут для них необходимыми в будущем (Аксельрод 22). Более того, дети в иудаизме должны изучать Тору в пять лет, Мишну в десять лет и следовать всем еврейским религиозным заповедям. Более того, в Мишне никогда не существовало бар-мицвы; следовательно, это относительно новая практика. Впервые о бар-мицве упоминается в Талмуде – когда ребенку исполняется 13 лет, его действия и клятвы приобретают юридическую силу. Причем бат-мицва для девочек наступает в 12 лет – считается, что девочки развиваются быстрее мальчиков и раньше достигают необходимой степени взрослости.

Тип ритуала и конкретные роли

Бар-мицва – это средство, которое знакомит молодого человека с более широкими религиозными знаниями. «Бар» означает «сын» на древнем палеоеврейском языке, а «мицва» означает «заповедь» на иврите (Еврейская виртуальная библиотека, параграф 1). Бар-мицва связана с религиозным совершеннолетием молодых мужчин, а бат-мицва означает это для женщин, поскольку «бат» переводится как «дочь» (Еврейская виртуальная библиотека, параграф 2). Взрослая жизнь в иудаизме не связана с 18 или 21 годом, как это принято воспринимать в других религиях. Вместо этого достижение 13-летнего возраста предполагает соблюдение человеком заповеди. Это относится к обрядам перехода, термину, обозначающему церемонии, связанные с переходом (Каннингем и Келсей, 183). Эти переходы предполагают передачу заболевания из детства во взрослую жизнь и часто лежат в основе отделения от родителей. Более того, обряды посвящения наделяют человека более глубоким приобретением религиозного пути по мере того, как человек воспринимает прочные религиозные материалы, такие как священные тексты. Ритуал пытается подчеркнуть конец детства; безрассудное время для ребенка уходит, а в их жизнь приходит взрослая жизнь.

Бар-мицва предполагает использование тфилина – особого элемента еврейского религиозного облачения. В нем находится пара коробок из кожи кошерных животных с письменными отрывками из Торы. Тфилин надевается на руку и голову ребенка; он символизирует важность достижения совершеннолетия. Коробочку следует поставить возле сердца на левой руке, так как сердце – источник чувств. Затем на голову надеваются коробочки тфилин, источник ума (Аксельрод). Еврей привязывает себя к Богу, накладывая тфилин и используя особое благословение. Обычно тфилин надевает на ребенка ребе – человек, наделенный религиозными обязанностями, исключающий лишние разговоры во время процедуры, чтобы понять важность ритуала. Имманентность Бога применима и к ритуалу, когда человек обретает Бога в процессе бар-мицвы.

Важно отметить, что во время ритуала имеет значение взаимодействие членов семьи. Родители размещаются рядом с ребенком во время бар-мицвы; отец говорит благословения. После процедуры ребенка осыпают сладостями и орехами, что символизирует его уход из детства. Ребенка на бар-мицве сравнивают с женихом или невестой, поскольку ритуал не менее важен, чем свадьба. Кроме того, обычай устраивать праздничную трапезу в честь бар-мицвы называется сеудат-мицва (Еврейская виртуальная библиотека). Следовательно, еврейский народ превращает ритуал в праздник, поскольку религиозное совершеннолетие имеет особое значение для иудаизма.

Создание смысла

Ритуал взаимодействует со священными мифами иудаизма и подчеркивает важность становления взрослой и ответственной личности. Он восходит к прекрасному мифу о Торе и прославляет в повествовании лучшие человеческие качества. Тора рассказывает, как сыновья Иакова Шимон и Левий ворвались в город Сихем, чтобы отомстить за сестру Дину. Тора называет каждого из них «иш», что означает «взрослый человек» (Еврейская виртуальная библиотека, параграф 7). При этом известно, что младшему из братьев Леви в тот момент было 13 лет. Поэтому, согласно Торе, самый ранний возраст, когда мальчика можно назвать мужчиной, – 13 лет. С этого возраста ребенок может понять и осознать ценность заповедей и свою ответственность перед Богом.

Достижение возраста бар или бат-мицвы олицетворяет становление ответственным членом еврейской общины с взаимными взрослыми обязательствами. Помимо моральной ответственности за свои действия, человек получает возможность участвовать в миньяне – религиозном кворуме, состоящем из десяти еврейских последователей (Аксельрод). Соответственно, человек может иметь личное имущество и вступить в законный брак после бар или бат-мицвы. Более того, это создает особый смысл для участников ритуала – родителей и детей. Родители символически переводят своих детей во взрослую жизнь посредством бар-мицвы, наделяя их моральными и юридическими обязанностями.

Важно отметить, что во время процедуры существует символическая иерархия. Родители, особенно отцы, благословляют и наставляют в соответствии с еврейскими религиозными законами. Ребенок должен стать ответственным за свою жизнь после родительского благословения. Действительно, из-за различий в религиозных и культурных представлениях может возникнуть ряд проблем. 13-летний возраст может показаться неподходящим для взросления, поскольку этот возраст обычно воспринимается как подростковый возраст – предпереходный период в подростковый возраст. Соответственно, этот возраст может быть недостаточным для вступления в брак, так как решение о вступлении в брак может быть спонтанным. Бар и бат-мицва могут оставить у ученика вопросы о других традициях совершеннолетия и их значении. Более того, любопытно узнать о жизни человека после ритуала или бар-мицвы и узнать, происходят ли существенные изменения.

Цитируемые работы

Аксельрод, Кантор Мэтт. Повышение бар-мицвы: переосмысление того, чему учатся наши дети. Издательство Rowman and Littlefield, 2021.

Каннингем, Лоуренс и Джон Келси. Священный поиск: приглашение к изучению религии. 6-е изд., Пирсон, 2012.

Эпштейн, Сара. Прогрессивный иудаизм и бар-мицва: ритуал перехода, который меняет положение матери в жизни ее сыновей. Журнал Инициативы материнства по исследованиям и участию общества, том. 1, нет. 9, стр. 61-70.

Еврейская виртуальная библиотека. Бар/Бат-мицва и конфирмация. 2022.