«Банкет», Ян Давидзун де Хем

Голландские натюрморты 17-го века представляют собой удачное слияние художественного таланта, религиозной свободы, общественной поддержки, располагаемого дохода и множества предметов. На первый взгляд статичные, но точно изображенные расположения объектов выражают поразительный диапазон тем и сообщений. Они с одинаковой точностью отражают культурные, экономические и научные достижения своего времени, а также его недостатки1 (Егерь). Образец этого жанра, написанный Яном Давидзуном де Хемом в середине XVII века, «Банкетный натюрморт с видом на пейзаж» прекрасно вписывается в традицию натюрморта без педантизма и предсказуемости2. Это ценно как визуальное удовольствие, моральный урок и краткое изложение времени.

Картина «Банкет», написанная примерно в 1645 году, представляет зрителю пышное и яркое множество продуктов питания, текстиля, металлических изделий, стекла, а также небольшой фоновый пейзаж. Картина, написанная маслом на деревянной панели, имеет скромные размеры3, поэтому предметы немного меньше натуральной величины.

На картине изображены плоды садового океана в щедром изобилии. Они накрывают деревянный стол с тяжелой резьбой. Покрытие стола из зеленого шелкового бархата мнется под витриной.

Фрукты и орехи, а также то, что выглядит как листья груши, свалены в кучу на изысканном серебряном блюде на пьедестале. Их сопровождают виноградные листья, свисающие с частично наполненного украшенного конического кубка из цветного стекла, предположительно для вина. На столе, стекающем с металлического блюда4, изображены как минимум три сорта морепродуктов, как целых, так и открытых для употребления. Вишни, наверное, кислые5, покоятся среди листьев.

За витриной висит ковер с богатой бахромой оливковых тонов. Откинутая в сторону за богато украшенную кисточку, висит еще одна ткань бордового оттенка. Это открывает лесной пейзаж, озеро и еще более далекие голубые горы.

Нож лежит на краю блюда, его лезвие утопает в кожуре большого цитрусового плода. Ручка украшена геометрической отделкой из сине-черного цвета и перламутра.

Обстановка неопределенно причудливая. Однако можно представить, что этот стол стоит на открытой веранде. Занавес мог бы предотвратить сквозняк из благодатной долины внизу.

Текстура почти невидима, как и следовало ожидать от той эпохи. Картина в целом выглядит в хорошей форме для 1600-х годов.

Хотя основная ось картины в основном горизонтальна, в композиции доминируют два больших треугольника. Один треугольник образован сложенным краем большого красного текстиля и дифференциально выделенной областью ковра оливкового тона. Остальные треугольные ножки представляют собой пьедестал с компотом и грудой фруктов с одной стороны и листья с другой.

Линия де Хима, типичная для своей эпохи, точна, относительно резка и не выступает вперед. Текстура нацелена на любящую верность. Поверхности, будь то ямочка на кожуре цитрусовых, бархатный ворс, контраст между хрустящими листьями и почти полупрозрачной вишней, правдоподобно переданы почти невидимыми мазками кисти. Это шаг вперед по сравнению с более ранними работами де Хема, такими как его «Натюрморт», подписанный и датированный 1626 годом, который подвергался критике за «стеклянный» вид его винограда (Мейер).

Ян Давидзун де Хем, Натюрморт (1626).

В относительно небольшом объеме «Банкета» де Химу удается достичь замечательного чувства перспективы. Он делает это, сгибая морщины бархатной скатерти по диагонали, выделяя и затеняя фрукты. Еще одним сигналом глубины он накладывает свои объекты спереди назад: крабы, креветки и гигантские устрицы, затем косточковые фрукты, а затем, в задней части пространства, выглядывающий из-под серебряной чаши на пьедестале, большой красный виноград.

Объекты имеют различные размеры и плотности. Тонкие края листьев, огромные цитрусы и увесистый стол. Все они правдоподобно опираются на надежные поверхности.

Теплая палитра подхватывает тона персика и абрикоса, даже морепродуктов. Они сильно контрастируют с зеленью ковра и скатерти, а также бордовой драпировкой.

Натюрморт, написанный в Утрехте в середине 1600-х годов, представляет собой одну из привилегий недавно освободившегося богатого класса. Европа, и особенно Нидерланды, переживала период возможностей и расширения горизонтов. Искусство отражало эту реальность.

Особенно в Нидерландах, как убежище протестантской Реформации, искусство было освобождено от обязательной привязки к литургической тематике6. Натюрморты, хотя и не ограничены религией, тем не менее часто передают глубоко моральные послания.

В качестве примера Де Хем реалистично изображает неминуемое разложение фруктов. В традиции голландских натюрмортов это растворение напоминает зрителю о временности гордых, но смертных достижений покровителя. Это также предвещает телесную смерть и необходимость соблюдающего христианина заботиться о здоровье своей души. Очищенный цитрус может означать замедление времени и неизбежное исчезновение всего земного. Тонкие сообщения легко игнорируются.

Это контрастирует с явными, даже откровенными посланиями в других произведениях. Обратите внимание на возможный намек на «книгу жизни»7 в «Ванитах» Яна ван дер Хейдена, изображенную здесь. Мир, празднуя недавние открытия по всему миру, может также призывать силу Бога как творца всего сущего.

Ян ван дер Хейден Ванитас (1637–1712).

Сам Де Хем был более откровенен в других своих натюрмортах, например, «Букет в стеклянной вазе». На нем показаны цветы, фрукты и зерна, которые обычно не цветут одновременно8. Это предполагает метафору неизбежного жизненного цикла.

Ян Давидзун Де Хем, Букет в стеклянной вазе (дата неизвестна) (де Хем, Ян Давидзун де Хем: Букет в стеклянной вазе)

Голландские натюрморты также часто отражали открытие и колонизацию других континентов, а также торговлю с еще большим количеством мест. Эту функцию могут выполнять апельсины и лимоны, произрастающие в южных странах. Гармоничная аранжировка Банкета, очевидно, не включает в себя явных отсылок к приключениям Нидерландов в Тихом океане, в отличие от многих работ вдохновителя де Хема, более раннего художника Бальтазара ван дер Аста. Экзотические морские ракушки на картинах ван дер Аста, похоже, указывают на происхождение из Южных морей9, а не на пешеходный северный пляж.

Источник для trompe l’oeuil де Хема, «открывающего» заднюю часть композиции пейзажу, также можно увидеть в работах Бальтазара ван дер Аста и Амброзиуса Босхарта. Рассмотрим «Натюрморт Аста с цветами, фруктами и ракушками» и «Букет цветов в оконной нише» Босхарта10. Эти «виды» добавляют визуальный и символический интерес. В «Банете де Хема» это относится, возможно, к следующей жизни, к безграничным горизонтам достижений покровителя или, возможно, просто к ландшафту вокруг его собственности.

Амброзиус Босхарт, Букет цветов в оконной нише (1620 г.) (домашняя страница Дюрера). Бальтазар ван дер Аст, Натюрморт с цветами, фруктами и ракушками (ок. 1640 г.) (Терминарторы).

Банкет Де Хема наглядно демонстрирует светский успех его покровителя. Персики с белой мякотью, абрикосы11 и апельсины12 представляют собой мимолетные сезонные лакомства. Морепродукты говорят о дорогом транспорте13. Тонкий изящный стакан для питья, а не оловянный или простой керамический, указывает на богатство и легкость. Роскошные ткани, которыми так злоупотребляют, покрытые грязной едой, являются явно демонстративным потреблением.

Все это дополняет финансовый успех будущего владельца. Этот располагаемый доход был получен за счет торговли, развития банковского дела, а также научных и инженерных достижений. Увеличение производительности привело к увеличению прибыли.

«Банкетный натюрморт с видом на пейзаж» сравнительно сдержан и целомудрен по сравнению с другим достоверно приписываемым ему произведением — «Натюрмортом с попугаями» (конец 1640-х годов), взрывающимся экзотикой в ​​блестящей птице, жутких черных листьях, гигантские ракушки и кальян восточного вида (или что бы это ни было!) (Саутгейт) (де Хим, «Натюрморт с попугаями»).

Ян Давидзун де Хем, Натюрморт с попугаями (конец 1640-х годов) (Саутгейт).

Игра света Банкета на латуни, серебре и цветном стекле раскрывает его очевидную давнюю одержимость фотографированием отражений на глянцевых поверхностях. Эту технику прекрасно продемонстрировал его вдохновитель Бальтазар Ван Дер Аст в предыдущие десятилетия (Мейер). Это было настоящее проявление световых эффектов.

Бальтазар ван дер Аст «Натюрморт с блюдом из фруктов» (1594–1657) (2artgallery).

Помимо ван дер Аста, в Европе в то же время «в воздухе» оказывали влияние и другие художники, такие как Феде Галиция, пионер натюрморта (Галиция)14. Работы Галиции, такие как «Персики в проколотой белой фаянсовой корзине», по сравнению с ними скудны (Спайк) и заключены в более мелкое, меньшее и более драматично затененное пространство. Однако ее сверхъестественная точность, которая может отражать ее знакомство с работами Караваджо15, такими как его «Натюрморт», кажется явным предшественником Де Хема.

Караваджо, Натюрморт, (1601-1605) (Караваджо). Феде Галиция, Персики в продырявленной белой фаянсовой корзине (1578-1630) (Колос).

Его современный соотечественник Флорис ван Дейк привносит в свои работы больше повествования. В «Натюрморте с сыром» из тени выходят стареющие Гауда, драматически опрокинутая стеклянная посуда, нож, шаткая тарелка и священно преломленный хлеб на сложном жаккардовом покрытии стола. Они напоминают зрителю о Христе, человеческой смертности и ошибочности, а также одновременном телеграфном богатстве.

Флорис ван Дейк Натюрморт с сыром (1575-1651) (Дардель).

Влияние лапидарных работ де Хема засвидетельствовано у таких современников, как Вальскаппель (Ройо-Вилланова) (Sotheby’s), а столетия спустя видно в точности «Натюрморта: угол стола» Анри Фантона-Латура. Несмотря на явное влияние фотографии в ее нецентральной, откровенной композиции, это отсылает к де Химу и его коллегам, ценящим небольшие повседневные объекты, как природные, так и искусственные.

Анри Фантен-Латур, Натюрморт: Угол стола (1873) (Институт искусств Чикаго).

В заключение отметим, что банкет имеет значение на нескольких уровнях, но в то же время изыскан, если рассматривать его просто как украшение. Картина вписывается в голландскую и более широкую европейскую традицию натюрмортов. Символика практически безгранична, учитывая разнообразие фруктов и предметов на картине. Легкая техника Де Хима напоминает современному зрителю о суперреализме. Будь то предупреждение против мирской чрезмерной самоуверенности или великолепное изображение богатств земли и моря, на него приятно смотреть, и он оказал влияние тогда и столетия спустя.

Библиография

2артгалерея. «Натюрморт с блюдом из фруктов: Бальтазар ван дер Аст». 2006. Интернет.

Караваджо. Натюрморт с фруктами. Денверский художественный музей, Денвер. Веб.

Дардел. «Натюрморт с сыром: Ван Дейк». 2011. Дардель. Веб.

де Хем, Ян Давидзун. «Ян Давидзун де Хем: Букет в стеклянной вазе». 2011. Интернет.

«Натюрморт с попугаями». Зритель. Веб.

Домашняя страница Дюрера. «Амброзиус Босхарт Старший». 2011. Домашняя страница Дюрера. Веб.

Галиция, Феде. «Женщины-художницы: Феде Галиция». 2011. Интернет.

Гроув Арт. «Ян Давидсун де Хим». 2011. Оксфордское искусство онлайн. Веб.

Хейден, ван дер. Ванитас. Академия Бильденден Кюнсте. Ученыересурс. Вена, 1637-1712 гг. Веб.

Джагер, Уильям. «Институт Олбани…» (без даты). Веб.

Лабедский, Аннет. «Феде Галиция». 2011. Журнал.

Лувр. «Цветы и ракушки Бальтазара ван дер Аста (1593/94-1657): Защита и иллюстрация картины голландских цветов в Лувре». Обзор Лувра и музеев Франции 51.NO3 15-18 I (2001): 15-18 I. Web.

Мейер, Фред Г. «Ян Давидс. Самые ранние картины де Хема, 1626–1628 гг.». 2011. Кунстпедия. Веб.

Пиох, Николас. Что такое Tres Riches Heures? 2002. Интернет.

Ройо-Вилланова, Мерседес. «Bodegones holandeses inéditos del Museo Lázaro Galdiano». Гойя: Revista de arte № 289–290 (2002): 217–226. Веб.

Сотбис. «Важные картины и скульптуры старых мастеров: Лот 145 – ЯКОБ ВАН ВАЛЬСКАПЕЛЬ – ДОРРЕХТ 1644 – 1727 АМСТЕРДАМ – ГИРЛАНДИЯ ЦВЕТОВ И ФРУКТОВ, СВЯЗАННАЯ НА КОНЦАХ СИНЕЙ ЛЕНТОЙ И ПОДВЕСЕННАЯ НА ДВУХ ГВОЗДЯХ». 2011. Сотбис. Веб.

Саутгейт, М. Тереза. «Натюрморт с попугаями». 2008. ЖАМА. Веб.

Спайк, Джон. «Персики в дырявой белой фаянсовой корзине». 2006. Кристи. Веб.

Терминарторы. «Бальтазар ван дер Аст: Натюрморт с цветами, фруктами и ракушками». 2011. Терминарторы. Веб.

Институт искусств Чикаго. «Обзор: Натюрморт Латура: Угол стола». 2005. Искусствовед. Веб.

Сноски

  1. Голландцы любили фотографии завтрака и любого приема пищи! (Егерь).
  2. Натюрморт как жанр пережил возрождение после своего расцвета в классические времена, как и многие другие художественные техники эпохи Возрождения и последующих десятилетий.
  3. Это примерно один и три четверти фута на чуть меньше двух с половиной футов (54 на 74 сантиметра).
  4. Судя по всему, это либо латунь, либо серебро.
  5. Этот вывод основан на светло-красном цвете и почти прозрачности.
  6. В дореформационный период практически все искусство изображало религиозные сюжеты, за редкими исключениями, такими как «Les Tres Riches Heures du Duc de Berry» (Пиох). Даже это, при ближайшем рассмотрении, оказывается иллюстрациями к ежедневному молитвеннику.
  7. Этот знакомый образ, взятый как из источников Ветхого Завета (например, Иезекииля), так и из ссылок Нового Завета (например, Откровения), представляет собой запись обо всех людях, их хороших и плохих делах, на которых будет основан Страшный Суд.
  8. Пшеница — поздний летний урожай, душистый горошек созревает почти до начала лета, а вишня — в разгар лета, как и маки и гвоздики.
  9. Эти раковины были идентифицированы более конкретно как «проверенные ant de deux régions Tropices… Domaine des Cara»ibes, {et}… l’Indo-Pacifique». (Лувр).
  10. Говорят, что архитектурные детали Де Хема демонстрируют влияние интерьеров Рембрандта и Яна Ливенса (Grove Art).
  11. Это утверждение основано на современной ресурсоемкости их выращивания, краткости сезона их выращивания в Северном полушарии и трудностях их транспортировки без ущерба; в результате чего достигаются астрономические цены за фунт.
  12. Для того чтобы вырастить цитрусовые в холодных Нидерландах, возможно, даже потребовалась бы оранжерея.
  13. Морепродукты, хотя они и были легко доступны жителям побережья, потребовали бы хорошо построенных и обслуживаемых дорог, чтобы доставить их куда угодно, а не на несколько часов на конной повозке от океана.
  14. Поскольку она проживала в Милане, неясно, видел ли де Хем ее работы. Как женщину, ее недооценивали за ее натюрморты, жанр, в котором она ввела новшества (Спайк), а ее работы иногда ошибочно приписывали (Лабедски). Натюрморт был приемлемым выходом для женщины, когда другие были недоступны.
  15. Оба они были итальянцами, и влияние Караваджо-старшего на Галиаци засвидетельствовано (Спайк).