Архитектура Древней Греции

Архитектура Древней Греции

Архитектура Древней Греции

Архитектура Древней Греции охватывает период с VIII по I века нашей эры и подразделяется на три этапа: архаический, классический и эллинистический.

Этому периоду предшествовали эпохи крито-микенской культуры, которая развивалась в южной Греции и на островах Эгейского моря с III тысячелетия до XII века до нашей эры. Также стоит упомянуть гомеровский период (XII-VIII века до н.э.), который был временем упадка родового строя и зарождения ранних классовых отношений, что привело к образованию древних рабовладельческих государств в VIII-VII веках.

Архаический период (VIII-начало V века до н.э.) совпал с окончательным становлением полиса и формированием основных типов религиозных и общественных зданий. Второй период, охватывающий время с 480 года до конца IV века до нашей эры, включает в себя время наивысшего расцвета полиса (480-400 годы), известный как «классический период». Ведущую роль в эту эпоху играли Афины, где в «золотой век» правления Перикла рабовладельческая демократия достигла своего пика, а вместе с ней — искусства и архитектуры.

Третий период — эллинистическая эпоха (320-е годы IV века до н.э. — I век нашей эры) — стал временем возникновения греко-восточных монархий и интенсивной экспансии эллинской культуры в новые города Малой Азии и Египта, которые стали крупными центрами коммерческой и культурной жизни.

Что касается архитектуры, то в Древней Греции она развивалась стремительно и многосторонне. В растущих греческих городах создавались жилые каменные здания, фортификационные сооружения и портовые комплексы. Однако самые важные и новые элементы появились не в жилых и хозяйственных постройках, а в каменных общественных зданиях. Именно здесь, прежде всего в архитектуре храмов, сформировались классические греческие архитектурные ордена.

Прямоугольное в плане, строгое и величественное сооружение, возвышающееся на трех ступенях первого этажа, окруженное строгой колоннадой и покрытое двускатной крышей, — это то, что приходит на ум, когда мы произносим слова «архитектура Древней Греции». Действительно, греческий храм, построенный в соответствии с правилами ордена, был самым значительным зданием в мире как в своей цели, так и в том месте, которое его архитектура занимала в градостроительном ансамбле. Храм ордена доминировал над городом и даже над ландшафтом, когда был построен в священных местах.

Поскольку орденский храм был вершиной греческой архитектуры и оказал огромное влияние на последующую историю мировой архитектуры, мы сосредоточимся на особенностях орденских зданий, игнорируя многие другие типы и направления архитектуры и строительства в Древней Греции.

Давайте запомним — порядок есть порядок. В Греции это относилось не к массовой архитектуре, а к архитектуре исключительной значимости, имеющей важное идеологическое значение и связанной с духовной жизнью общества.

Как уже упоминалось ранее, архитектура Древней Греции развивалась в основном в так называемый «классический период» и в архаический период. Именно этот период будет обсуждаться в этом эссе, но сначала мы обратимся к более ранним временам и посмотрим, как там обстоят дела. 

 Архитектура в гомеровский период (XI–VIII века до нашей эры)

До наших дней дошло немногое, что может рассказать об архитектуре гомеровской эпохи: эпос, несколько сохранившихся древних зданий и терракотовые модели храмов, обнаруженные при раскопках так называемых священных мест. Однако из-за скудных археологических данных мы не можем воссоздать архитектурный облик городов того времени.

В некоторых частях «Илиады» и «Одиссеи» мы находим описания древних святынь: священные рощи и пещеры с примитивными алтарями. Также описывается жилой комплекс, организованный вокруг внутреннего двора («ауле»), который был разделен на мужскую и женскую половины, включая специальные комнаты для рабов. Главная комната жилого дома примыкала к внутреннему двору мегарона — прямоугольного зала с камином в центре, дымоотводом в потолке и входным портиком, образованным выступающими концами продольных стен («антами») и колоннами между ними.

Мегарон представлял собой оригинальный архитектурный тип, который развился в греческом храме. Судя по сохранившимся фрагментам построек, строительная техника в гомеровскую эпоху заметно уступала микенским и критским технологиям. Здания строились из глины или сырцовых кирпичей (реже из плитняка) на фундаментах из щебня, скрепленных глиняным раствором. Они были вытянуты в плане и заканчивались изогнутой апсидой.

В IX–VIII веках до нашей эры для укрепления дворцовых зданий начали использовать деревянный каркас, как это видно на примере храма Артемиды Орвали в Спарте. Это способствовало переходу к прямоугольным планам. Глиняная модель храма VIII века до нашей эры из Герайона близ Аргоса свидетельствует о строительстве двускатной крыши и внешнем виде потолка и фронтонов; колонны образуют отдельный портик. Позже вокруг всего храма появляется портик, защищающий глинобитные стены от дождя (например, 1-й храм Геры в Герайоне недалеко от Самоса, ныне Тигани, или здание в Хермоне).

Описание дворца Алкиноя в «Одиссее» раскрывает эстетику и мировоззрение эпохи, когда архитектура еще не была отделена от ремесел. Идея красоты проистекала из восхищения мастерством, которое, по словам Гомера, подобно солнечному свету сияет на всех продуктах человеческого труда. Именно это сияние делает сказочный дворец «лучезарным», при виде которого сердце наполняется радостью. Сердце Одиссея бьется быстрее; он очарован не столько конкретными средствами архитектуры, сколько замысловатыми металлическими деталями и панелями, резьбой по дереву, картинами и декоративными тканями. Путешественника привлекает богатый дом, искусно поливаемый сад, прохладные комнаты и продуманная организация всего поместья, наполненного творениями человеческих рук.

 Архитектура архаической эпохи (VIII–VI вв. до н. э.)

В те времена города обычно строились вокруг укрепленного холма, известного как «акрополь». На вершине холма располагалось святилище с храмом, посвященным богу-покровителю полиса. Жилые помещения находились у подножия акрополя, и их планировка была организована стихийно. Ремесленники каждой профессии селились в отдельных кварталах.

Центром нижнего города была рыночная площадь Агора — место политических собраний граждан. С появлением новых форм общественной жизни возникли различные типы общественных зданий, среди которых ведущее место принадлежало храмам.

Наряду с храмами развивались и другие типы общественных зданий:

  • Булевтерий — дом для заседаний общественного совета.
  • Пританей — дом со священным очагом общины, предназначенный для официальных приемов и торжественных мероприятий.
  • Стасисы — портики, открытые спереди и часто с других сторон, служившие местом для отдыха и прогулок.

Общественные здания также включали «лесхи» (своего рода клубы), фонтаны, театры и стадионы. Целые комплексы сооружений были отведены под «палестру» и «гимназию» — школы для молодежи, где осуществлялось физическое и общее воспитание. Большинство общественных зданий были свободно расположены вокруг агоры.

Храм Аполлона Терепия в Хермоне и Храм Геры в Олимпии знаменуют начало поиска архитектурных форм, которые были бы более долговечными, чем известные ранее, более впечатляющими и отвечали требованиям новой эпохи. Эти храмы скорее свидетельствуют о поиске, чем об успехе архаичной архитектуры.

Величайшие достижения архаичной архитектуры были связаны с созданием и последовательным применением принципов ордера. Ордер — это особый тип архитектурной композиции, характеризующийся трехчастной структурой (стереобой, колонны и антаблемент), четким разделением частей на несущие и ненесущие, а также увеличением сложности конструкции снизу вверх. Ордер возник как важный элемент архитектуры общественного здания.

Дорический ордер сформировался на основе строительного опыта дорийских племен, населявших греческую метрополию. Он уже встречается в первых сооружениях, построенных из камня, как в метрополии (например, храм Афины Пронасии и св. Фолоса в Дельфах), так и в дорийских колониях (храм Артемиды в Керпире, храм Аполлона в Сиракузах).

Архитектура Древней Греции храм Афины
Архитектура Древней Греции храм Афины

Сначала дорические здания имели много местных особенностей. Со временем различия в плане застройки были стерты, а резкие колебания пропорций колонн, которые изначально были очень значительными, исчезли. Керамическая облицовка, не имевшая значения в каменных конструкциях, вышла из употребления, но иногда использовалась в соответствии с традицией (сокровищница илоянцев в Олимпии).

Примерами современной архаичной дорики являются Храм Афины на острове Эгида, сокровищница афинян в Дельфах, храм Аполлона в Коринфе, «базилика» и храм Деметры в Пестуме.

Важным элементом архаичной архитектуры было декоративное оформление: скульптура, заполняющая поля куполов и фронтонов, а также роспись фасадов (восковыми красками по тончайшей мраморной штукатурке или непосредственно по камню). В дорических храмах фоны для скульптур были окрашены в синий или красный цвета. Переплетения, триглифы и регулы были синими, нижние поверхности карнизов и тени под капителями — красными. Основные детали, являющиеся «рабочими» частями здания (архитрав, колонна), не были окрашены. Цветовая гамма подчеркнула дизайн и в то же время придала ему неповторимый вид. Архитектура носила праздничный, мажорный характер.

Легкий, пропорциональный, декоративный и элегантный ионический ордер сформировался в богатых торговых городах островной Греции и Малой Азии, находившихся под влиянием культуры Востока. Конструктивный прототип ионического типа антаблемента представлял собой плоскую, совмещенную с потолком глинобитную крышу, уложенную на непрерывный рулон из ценных пород дерева. В этом дизайне высокая ионная сила и зубцы, расположенные сверху архитрава, находят свой прототип. Ионический ордер был впервые обнаружен в Малой Азии в середине VI века до нашей эры, построенный из известняка и мрамора. Среди них самым известным является Храм Артемиды (архитекторы Херсифон и Метагенес) в Эфесе.

В VI веке до нашей эры греческие архитекторы также достигли больших успехов в создании архитектурных ансамблей. Наиболее важным типом ансамбля, наряду с колонной и акрополем, было святилище. Ансамбль Дельфийского святилища, основные черты которого были определены в VI веке до нашей эры, является важным элементом архитектурного образа, представляя собой ландшафтную среду. Композиция святилища была рассчитана на восприятие человека, который в составе торжественной процессии поднимается вверх по зигзагам освещенной дороги, обрамленной сокровищами и мотивами статуй; на одном из поворотов перед его глазами внезапно предстают большие и потому особенно впечатляющие массивы главного храма, стоявшего на высокой террасе.

 Греческие ордера

Древнегреческий ордер — это система, которая строго и гармонично сочетает в себе три основные части здания: основание, опорные столбы (колонны) и несущую конструкцию (антаблемент).

Дорический ордер

Дорический ордер возник в начале VII века до нашей эры и состоял из тех же трех частей, что и ионический (см. выше). Он отличается колонной с канавками, сходящимися под острым углом, которая стоит без основания и дополнена простой капителью. Архитрав представляет собой плоскую балку, а фриз — чередующиеся триглифы и метопы.

Ионический ордер

Ионический ордер сформировался в середине VI века до нашей эры и сильно отличается от дорического. Его колонна стоит на основании и завершается капителью с двумя спиралями, архитрав состоит из трех частей, а фриз представляет собой ленту с канавками, разделенными плоской дорожкой.

Оба эти ордера — дорический и ионический — использовались в Древней Греции для самых разных построек: от небольших галерей жилых домов до величественных портиков храмов.

Другие древнегреческие ордера

Кроме дорического и ионического, в Древней Греции существовали и другие ордера. Вот некоторые из них:

*Коринфский ордер— похож на ионический, но отличается более сложной конструкцией капители, украшенной цветочными узорами. Старейший коринфский ордер — колонна в храме Аполлона в Басе (ныне Васса на Пелопоннесе), построенная около 430 года по проекту известного архитектора Иктина.Эолийский ордер— известен по нескольким постройкам VII века до нашей эры в Неандрии в Малой Азии и Лариссе на острове Лесбос. Он имеет тонкую гладкую колонну, стоящую на основании и завершенную капителью с крупными завитками и лепестками, воспроизводящими растительные мотивы.Происхождение древнегреческого ордераПроисхождение древнегреческого ордена и его особенности были тщательно изучены. Нет сомнений, что его источником были деревянные столбы, укрепленные на пьедестале и поддерживаемые перекрывающимися деревянными балками. Двускатная крыша каменных храмов повторяет деревянную стропильную конструкцию. В форме перекрытий и деталях дорического ордера можно увидеть их происхождение от зданий из великого леса. В более легком ионическом порядке были затронуты методы возведения крыши из небольших бревен. В капителях эолийского ордера используется местная строительная техника, согласно которой балки укладывались в развилке ветвей ствола дерева.Строго упорядоченный план храмаВ Древней Греции очень быстро сформировался строго упорядоченный план храма, который строился в соответствии с правилами ордеров. Это был храм периптеруса — храм, окруженный со всех сторон колоннадой, внутри которой за стенами располагалось святилище (cella).

Происхождение храма периптера можно проследить до зданий, расположенных рядом с древними мегаронами. Ближе всего к мегарону находится храм «в антах» — храм, в котором концы стен выступают с торцевой стороны, между которыми расположены колонны. За ним следует простиль с портиком на фасаде, амфипростиль с двумя портиками на противоположных сторонах и, наконец, периптерум. Конечно, это всего лишь схема исторического развития: в Греции храмы различных типов часто строились одновременно. Но, так или иначе, древнейшим примером было жилое здание-мегарон, а в VII веке до нашей эры появились храмы-периптера (храм Аполлона Термос, также известный как Термос, Храм Геры в Олимпии и т.д.). В храмах того времени все еще использовались необработанный кирпич и деревянные колонны, которые со временем были заменены каменными.Развитие законов симметрии

Вместе с созданием каменных сооружений древние архитекторы «из области шатких и нестабильных пространственных расчетов совершенствовались, чтобы установить строгие законы»симметрии»или пропорциональности строительных компонентов». Это похоже на римского архитектора Витрувия, автора единственного полностью сохранившегося древнего трактата об архитектуре, по которому мы можем достоверно судить о взглядах той эпохи на архитектуру. Конечно, принимая во внимание тот факт, что приказы были сформированы за шестьсот лет до появления этого трактата. Все эти «прочные законы» закрепились в каменном зодчестве Древней Греции на протяжении веков, а если считать те эпохи, когда порядок в архитектуре вновь возрождался, то на тысячелетия. 

Архитектура классической Греции в V веке до нашей эры

В Древней Греции развитие ордеров было тесно связано с формированием основных типов общественных зданий, особенно храмов. Идея храма как дома божества оказала значительное влияние на его оригинальный состав, который во многом был вдохновлен жилыми домами мегаронского периода с портиком перед входом и статуей внутри здания.

Самый простой тип храма — антовый — состоял из прямоугольного зала (cella) и входа, украшенного портиком из двух колонн, которые располагались между выступами продольных стен (антами). Развитие этого типа храма привело к созданию четырехколонной простиллы с расширенным портиком и амфипростиллы с двумя колоннами, которые заканчивались на противоположных сторонах здания. Наконец, в архаический период сформировался периптер — храм с колоннадой с четырех сторон.

Развитие периптера и других типов храмов в архаическую и классическую эпохи позволяет нам наиболее ярко представить изменения в ордерной композиции и характерные черты греческой архитектуры. Вершиной этого развития стали храмы Афинского Акрополя, который был создан в V-IV веках. Он возвышается над городом и его окрестностями, олицетворяя могущество и величие.

Разрушенный во время персидских нашествий, Акрополь был отстроен заново с небывалым размахом. В третьей четверти V века до нашей эры были возведены сверкающие здания из белого мрамора: Парфенон, Пропилеи и Храм Ники Аптерос, известный как «Бескрылая победа». Позднее было построено последнее здание — Эрехтейон.

Иктион и Калликрат, строители Парфенона, достигли истинной гармонии. Колонны храма имеют ту же высоту, что и колонны храма Зевса в Олимпии, но тяжелые пропорции «сурового» стиля были заменены гармонией и изяществом. Влияние ионических традиций отражено во внешнем виде фриза в западной части сооружения.

Архитектор Мнесиклет, создавший величественные ворота, ведущие на Акрополь, также стремился объединить оба стиля архитектуры. В Пропилеях ионические колонны соседствуют с дорическими, а в архитектуре прекрасного миниатюрного храма Афины Завоевательницы преобладают ионические элементы. Живописный Эрехтейон также был построен в духе ионических традиций.

Все эти замечательные творения афинских архитекторов расположены на Акрополе. На холме Акрополя находятся главные святилища афинян, и прежде всего Парфенон — храм Афины, богини мудрости и покровительницы Афин. Здесь также находится сокровищница. В здании Пропилея, которое служило входом в Акрополь, в двух крыльях расположены библиотека и художественная галерея.

Греческим архитекторам удалось найти идеальные места для своих зданий. Храм был построен там, где, казалось, сама природа приготовила для него место, но его спокойные, строгие формы, гармоничные пропорции, светлые мраморные колонны и яркие цвета контрастировали с природой, утверждая превосходство разумно созданного человеком сооружения над окружающим миром.

Акрополь воплотил идею могущества и величия. Впервые в истории Греции он выразил идею общеэллинского единства.

архитектура древней греции акрополь
архитектура древней греции акрополь

Значение планировки Акрополя можно понять, только представив себе движение торжественных процессий в праздничные дни. Дорога вела к торжественным Пропилейским воротам. Два пролета дорической колоннады не равны, а взаимно уравновешивают части здания. Справа меньшее крыло примыкает к храму Ники Аптерос («Бескрылая Победа»), строительство которого началось в 449 году как памятник в честь победы Афин над персами. Это небольшая церковь по размеру, гармоничная и четкая по форме, как бы отделенная от общей массы холма, она первой встретила процессию. Стройные ионические колонны на каждой из двух коротких сторон храма придают зданию элегантный вид.

Из Пропилея, главного храма Акрополя, Парфенона, построенного на самой высокой платформе, Акрополь виден с угла здания. Большое здание Парфенона уравновешивается элегантным и относительно небольшим храмом, стоящим на другой стороне площади — Эрехтехоном, который подчеркивает высокий аскетизм своей свободной асимметрией.

Парфенон — самое совершенное творение греческой классической архитектуры и одно из высочайших достижений архитектуры в целом. Это монументальное, величественное здание возвышается над Акрополем, очень похожее на сам Акрополь, который возвышается над городом и его окрестностями. Парфенон — самый большой храм в ансамбле Акрополя и всей греческой столицы. Внутри он имеет два больших зала — прямоугольный и квадратный, входы в которые располагались на противоположных сторонах здания. Восточный прямоугольный зал со статуей Афины в глубине был разделен на три части двухъярусными колоннадами дорического ордера. Квадратный зал служил сокровищницей и был назван «Парфенон».

Тип греческого храма, над созданием которого трудились многие поколения, получил наиболее совершенную интерпретацию в Парфеноне. В своих основных формах это дорический периптер с восемью колоннами по коротким сторонам и семнадцатью по длинным сторонам. Но в нем также органично присутствуют элементы ионического ордера: удлиненные колонны, легкий антаблемент и массивный фриз, опоясывающий здание из квадратов из пентелийского мрамора. Раскраска подчеркивает детали строения и сформировала фон, на котором выделялись скульптуры фронтонов и метопов.

Величественной ясности и строгой гармонии Парфенона, кажется, противостоит изящество и свобода композиции Эрехтейона, асимметрия.

Архитектура эпохи эллинизма

В период с III по I век до нашей эры в пластических искусствах наблюдался расцвет, который не был связан с отказом от старых традиций. Одним из ярких примеров этого является знаменитая скульптурная группа «Лаокоон», признанный шедевр эллинистической пластики. Эта работа была создана в первой половине I века до нашей эры, в то время как греческая поэзия уже переживала период творческого упадка.

В сакральной архитектуре эллинистической эпохи преобладал ионический ордер. Несколько дорических зданий отличались стройными колоннами и легкими потолочными балками, что, наряду с появлением новых элементов, указывало на постепенный упадок старого дорического стиля. Лишь на греческом Западе сохранялись древние архитектурные традиции.

Дорический ордер не был широко распространен в сакральной архитектуре, но часто использовался в светском строительстве, о чем свидетельствуют колоннады портиков.

Монументальный храм Дидимайон в Милете стал символом триумфа ионического ордена: храм был окружен двойной колоннадой, состоящей из 210 ионических колонн. Ионический стиль доминировал не только в жизни, но и в теории архитектуры. Архитектор и теоретик этого искусства Гермоген, работавший в середине II века, создал новую архитектурную формулу — псевдодиптер: здание, окруженное двойной колоннадой, с внутренним рядом колонн, которые были наполовину скрыты в стене. Эта форма, ставшая последним творением ионического стиля, была воплощена в великом храме Артемиды Левкофрении в Магнезии. Позже псевдодиптер получил широкое распространение как в практике, так и в теории римлян.

Помимо прямоугольных зданий, в эпоху эллинизма все чаще появлялись круглые памятники, продолжая традиции IV века. Среди сохранившихся памятников этого типа можно выделить Арсинойон на острове Самофракия, хореический памятник Фрасилла, здания в Олимпии и Эретрии. Самым выдающимся творением был «вознесенный на небеса» морской маяк Сострата Книдского, возвышавшийся на 100 метров на острове Фарос недалеко от Александрии. Александрийский маяк считался одним из семи чудес света, но до наших дней он не сохранился.

 Вывод

Подводя итог всему вышесказанному, можно сказать, что развитие греческой архитектуры происходило в период правления Перикла, известный как «классический период». В это время мы можем наблюдать повторяющиеся изменения в стилях строительства зданий и храмов.

Стилистика зданий и храмов эволюционировала от более массивного и тяжёлого к лёгкому и элегантному, приобретая черты расслабленности.

Также в этой работе мы можем узнать о реставрации Акрополя в классический период, о том, какие храмы входили в его состав, и «пройтись» по нему в торжественной процессии, «осмотрев» расположение величественных храмов, посвящённых греческим богам. Особенно стоит упомянуть самый великолепный и почитаемый храм того времени — Парфенон.

архитектура древней греции парфенон
архитектура древней греции парфенон

В этой работе я постарался в той или иной степени раскрыть все этапы становления и трансформации архитектуры в Древней Греции, подробно рассмотрев это на примере некоторых сооружений и храмов того времени. 

Прокрутить вверх