Антибиотики: использование в здравоохранении
Медицина как сфера постоянно развивается, внедряя новые технологии и методы познания проблем и явлений. Одним из наиболее важных инструментов научно обоснованных исследований является разработка экспертами вопроса PICOT. Этот аспект призван дать наиболее точную картину конкретной проблемы со здоровьем, включая всю соответствующую информацию. Необходимо более подробно проанализировать, как составлен вопрос PICOT и какие критерии он включает.
Стоит выделить актуальную для общества проблему, чтобы начать процесс составления вопроса PICOT. В последнее время родители больных детей, а также лечащие врачи все чаще назначают антибиотики как наиболее эффективный метод борьбы со сложными заболеваниями (Boswell & Cannon, 2018). Однако антибиотики, помимо преимуществ, имеют и недостатки, выражающиеся, прежде всего, в ослаблении иммунитета и негативном влиянии на отдельные органы (Boswell & Cannon, 2018). Эта область будет проанализирована для формирования вопроса PICOT. Однако проблему следует сузить до более конкретных критериев, чтобы правильно спроектировать вектор исследования.
Актуальность данной проблемы обусловлена сложностью интерпретации антибиотиков как метода достижения выздоровления. С одной стороны, эти препараты наиболее эффективны и способны быстро восстановить пациента. С другой стороны, в силу своих особенностей они снижают иммунитет и отрицательно влияют на работу печени (Richardson-Tench et al., 2018). Ситуация усугубляется случаями, когда пациентом является ребенок, организм которого слабее, чем у взрослого (Richardson-Tench et al., 2018). Несмотря на то, что медсестра не назначает лечение и лекарства, для специалиста эта проблема является жизненно важной. Дело в том, что задача медицинской сестры четко и ясно донести до родителей информацию о негативном влиянии антибиотиков.
В последние годы использование антибиотиков заметно возросло во всех странах. Сейчас 40% взрослых и 70% детей в мире используют антибиотики хотя бы раз в год (Richardson-Tench et al., 2018, стр. 56). Если такие препараты применяются правильно, они уничтожают опасные для жизни человека инфекции. Однако в 10% случаев антибиотики приводят к негативным побочным эффектам (Richardson-Tench et al., 2018, стр. 72). Лекарства, особенно при употреблении в больших количествах, влияют на метаболизм глюкозы, иммунную систему, пищеварение и поведение человека. За последние десять лет было обнаружено несколько последствий применения антибиотиков (Richardson-Tench et al., 2018). Влияние этих препаратов на микрофлору кишечника и на желудочно-кишечную систему человека до конца не изучено.
Однако проблема усугубляется неопределенностью в отношении лечения среднего отита у детей. Дело в том, что это заболевание сложное, а значит, лечение его до конца не выявлено. Поэтому задачей здравоохранения и среднего медицинского персонала является определение эффективности борьбы со средним отитом без применения антибиотиков. Для того чтобы исследование данного вопроса было наиболее эффективным и содержательным, необходимо сформулировать конкретный вопрос PICOT. Также стоит подчеркнуть, что этот инструмент доказательной медицины должен быть составлен максимально корректно. Он содержит 5 компонентов:
-
P (пациент) – пациент, проблема и популяция, к которым будет обращено внимание в этом исследовании. Это необходимо для того, чтобы определить группу риска и потенциально выявить первопричины возникновения клинического случая (Illigens & Fregni, 2018).
-
I (вмешательство) – установление конкретного вмешательства или воздействия в конкретном клиническом случае (Illigens & Fregni, 2018). Он включает в себя стратегию управления, диагностические тесты, величину эффекта препарата, информацию о препарате.
-
С (сравнение) – по данному критерию анализируются альтернативные варианты проведения процедур. Кроме того, проводится сравнение существующих процессов и механизмов с потенциально возможными (Illigens & Fregni, 2018).
-
O (результат) – определяет, какой результат всего процесса ожидает как пациент, так и специалист. Характеристика эффектов, в которых заинтересованы стороны лечебного процесса, например, выздоровление или снижение риска больших и малых осложнений (Illigens & Fregni, 2018).
-
Т (время) – определяет временные интервалы либо заболевания, либо действия препарата (Illigens & Fregni, 2018). Кроме того, необходимо установить последовательные границы исследования.
Чтобы наиболее наглядно проиллюстрировать формулировку вопроса PICOT, необходимо рассмотреть предполагаемую клиническую ситуацию. Например, пациентка — девочка 5 лет, у которой диагностирован средний отит. Ее мать рассказывает, что раньше у ребенка болели уши, но болезнь прошла сама, и иногда врачи прописывали антибиотики. В этом случае в матрице формулирования вопросов появляются следующие данные:
-
П Пациент (проблема, популяция) – ребенок со средним отитом.
-
I Вмешательство – антибиотики.
-
С. Сравнение – отсутствие антибиотикотерапии.
-
O Результат – облегчение симптомов.
-
Время Т – шесть месяцев.
Совокупность приведенных выше данных является полной и охватывает все основные критерии. На основании этого специалист может составить итоговый вопрос для дальнейшего изучения проблемы. Таким образом, вопрос PICOT – У ребенка со средним отитом (Р) приводит ли назначение антибиотиков (I) по сравнению с отсутствием антибиотикотерапии (С) к снижению частоты осложнений заболевания (О ) в течение шести месяцев (Т)? Этот вопрос поможет специалистам оценить риски, связанные с этой проблемой, сделать прогноз и изучить пути решения. Таким образом, за счет правильной формулировки и реализации каждого критерия в данном вопросе исследование будет эффективным. Это объясняется тем, что специалисты изучат конкретную группу риска (дети), препарат (антибиотики) и проведут сравнительный анализ (без антибиотикотерапии).
Рекомендации
Босуэлл К. и Кэннон С. (ред.). (2018). Введение в сестринское дело. Включение доказательной практики. Джонс и Бартлетт Обучение.
Иллигенс, БМВ и Фрегни, Ф. (ред.). (2018). Критическое мышление в клинических исследованиях. Прикладная теория и практика с использованием тематических исследований. Издательство Оксфордского университета.
Ричардсон-Тенч М., Николсон П., Тейлор Б.Дж., Кермод С. и Робертс К. (2018). Исследования в области сестринского дела, акушерства и смежного здравоохранения: данные о передовой практике. Cengage Learning Australia.