Введение
Финансовый кризис 2008 года сейчас кажется отдаленным событием, особенно с учетом развития событий, связанных с пандемией Covid-19. Многих ошибок, допущенных в 2008 году, по мнению экспертов, можно было легко избежать, и уже сейчас кажется очевидным, что экономика изменилась настолько, что не допустит повторения этого кризиса. Кризис 2008 года — это продукт своего времени: беспрецедентный бум на рынке жилья и потоки денежных средств из развивающихся стран в развитые. Событие стало возможным из-за ошибок, допущенных инвесторами, которые чувствовали себя комфортно на рынке; правительство помогло им; У Covid-19 и этого кризиса есть причины и точки для сравнения.
Первичные триггеры
Сектор недвижимости в 1990-е и 2000-е годы жестко регулировался банками, и менеджеры предъявляли высокие требования к ипотечным заемщикам. Первоначально банки требовали 20-25% платы за жилье, стабильную работу, отсутствие серых и черных заработков и хороший кредитный рейтинг (Чэнь). Это демотивировало массы покупать жилье, и только люди, которые были уверены, что соответствуют критериям, могли позволить себе жилье. В начале 2000-х банки снизили ставки до 10% и снизили требования к рабочим местам. В 2003 году первоначальный взнос отпал, и банки вновь понизили критерии профессиональной деятельности (Чэнь). Получение ипотеки стало реальностью для мигрантов, людей с нестабильным доходом и тех, кто часто меняет работу. Это была основная причина, по которой люди начали подавать заявки на ипотеку.
Банки и агентства создали на рынке недвижимости пузырь, а снижение критериев вынудило банки разработать систему субстандартной ипотеки (они изложили правила в Законе о реинвестировании сообществ). Это были кредиты на особых условиях для людей, которые не могли получить обычный кредит (Бартманн). Это было начало кризиса; банки играли с рисками, не думая, что заемщики могут их подвести. По иронии судьбы, агентства Fanny Mae и Freddie Mac были центрами поддержки субстандартных кредитов, хотя они продолжали нести некоторые из самых худших долговых обязательств. Государственное дерегулирование финансовых инструментов и банковского сектора, инициированное президентом Рейганом, позволило банкам создать любые условия для кредитования.
Высокий уровень застройки положил начало жилому дому; полугосударственное ипотечное агентство, создало особые ценные бумаги, обеспеченные ипотекой, благодаря системе сдержек и противовесов. Казалось, страховые компании покроют возможные риски, и менеджеры решили создать пакеты акций для семей. Кредиты размещались на различных условиях и ставках (CDO, новый инструмент, продукт). Из-за высокого уровня инвестиций учреждения доверяли этим ценным бумагам и акциям на рынке, а CDS даже покупали пенсионные фонды (Чен). Возросшее участие различных финансовых учреждений привело к потере связи между заемщиками и кредиторами. Банк не понес никаких убытков, если заемщик не смог выплатить ипотеку, поэтому менеджеры не побоялись давать кредит.
Субстандартная ипотека вынуждала заемщиков платить каждый год по более высокой ставке (условия плавающей ставки), что для них было невозможно. Для мигранта или человека с нестабильным доходом ставка 4%, затем 7%, а затем около 15% невыносима (Бартманн). Система CDO не помогла таким людям, создав пакет облигаций, облагаемых чем-то осязаемым (Бартманн). Банкиры и инвесторы помогли CDS, и их купили для страховки от кредитного риска. Дальнейшие проблемы на рынке показали, что любое движение банкиров и инвесторов в сторону безопасного хранения было притворством. Никто из них не предполагал реальной опасности и не защитил себя от реальных рисков. Позже банкиры создали синтетические CDS, финансируемые не ценными бумагами, обеспеченными ипотекой, а свопами. «Синтетический» сообщает читателям, что материальные активы не обеспечивают такие CDS. Именно здесь инвесторы и банки переходят от манипулирования деньгами к манипулированию воздухом, создавая почти фальшивые сделки. Инвесторы не потеряли мотивации, так как получили бонусы за продажу всех своих инструментов. Люди стали покупать и перепродавать обязательства и ответственность, стараясь не удерживать их надолго.
Решения
Случайные инвестиции в деривативы, связанные с жильем, привели к лопнувшему пузырю на рынке недвижимости. Банки не смогли сдержать свое обещание о безрисковой деятельности в погоне за прибыльным рынком деривативов; их интересовали только ценные бумаги с низким уровнем риска. Тем не менее, люди перестали выплачивать кредиты неоднократно, а некоторые, кто еще мог это сделать, увидели цену тех же домов, которыми они владели, и сочли нерациональным производить дальнейшие выплаты. Все больше банковских платежей превращалось в недвижимость в их полное владение, которую они могли перепродать чуть дешевле прежней цены. Банки и инвесторы погрузились в волну банкротств, потеряв денежные потоки, которые крутились годами. Центральная поддержка банков исходила от правительства США, которое продемонстрировало отсутствие необходимости паниковать (Бартманн). Правительство проводило политику погашения долга, несмотря на ее кажущуюся абсурдность. В этом контексте политики показали, что могут пойти на риск ради развития бизнеса и пойти на уступки инвесторам.
Непосредственной поддержкой бизнеса стала Программа помощи проблемным активам (TARP). Эта программа предоставила множество вариантов помощи богатым банкам, таким как Lehman Brothers и страховым агентствам (Чен). Правительство также привлекло Федеральную резервную систему (ФРС) для покупки проблемных активов. Bank of America принимал непосредственное участие в покупке активов в качестве государственного попечителя. Было важно восстановить ясность на рынке, поскольку это подорвало доверие людей к финансовой системе и подорвало доверие между банками и инвесторами. В целом правительство выделило на помощь банкам 700 миллиардов.
Между тем последствия кризиса коснулись экономик Испании, Италии, Исландии и Великобритании, которые выкупили некоторые компании. Правительство инициировало создание временных фондов для помощи в выкупе и предоставлении кредитов. Это имело решающее значение для восстановления доверия к банкам и страхованию, поэтому в нем приняла участие Федеральная корпорация страхования вкладов (Чен). Правительство планировало повысить налоги для граждан, чтобы восстановить финансовую систему, что и сделал президент Барак Обама в 2009 году.
Уроки
Инвесторам и банкирам не нужно ощущать повышенный комфорт и уверенность в движении денежных средств. Кроме того, этот опыт научил инвесторов и агентов по жилищному строительству, что цены на жилье не будут постоянно расти на большие суммы. Третий урок — внимательно изучить кредитную историю заемщиков и подумать, смогут ли они погасить долг (Бартманн). Наиболее очевидным недостатком является неоправданно высокий уровень кредитования.
COVID-19 и кризис
Точками сравнения между Covid-19 и кризисом 2008 года являются замораживание торговли, глобальный коллапс и размер экономик стран, в которых произошли события. Уровень неопределенности и невозможности прогнозирования был высоким в обоих случаях (Чен и Йе). Многие помнят, как предсказания о пандемии много раз терпели неудачу и не сбывались (Notteboom). В обеих ситуациях правительства поддерживали промышленность и банки специальными фондами.
Заключение
Финансовый кризис произошел из-за ряда ошибок учреждений, занимающихся продажей недвижимости по ипотеке. Эти ошибки были вызваны чрезмерным комфортом и уверенностью в денежных потоках. Люди, получившие льготные условия ипотеки, не смогли ее погасить, в результате чего банки остались с недвижимостью, но без денег; пузырь лопнул. Банкам требовалась государственная поддержка, и они ее получили. Впоследствии они могли бы свести счёты с государством и извлечь уроки из кризиса. У COVID-19 есть точки соприкосновения с крахом 2008 года, такие как заморозка торговли и тотальная поддержка фондов и государства.
Цитируемые работы
Бартманн, Рафаэль. Причины и последствия финансового кризиса 2008 года. Высшая школа Фуртвангена, 2017.
Чен, Сюань-Чи и Цзя-Вэй Йе. «Глобальный финансовый кризис и COVID-19: промышленные реакции». Письма о финансовых исследованиях, том. 42, 2021. Crossref, doi:10.1016/j.frl.2021.101940.
Чен, Вэньцзе и др. Восстановление мировой экономики через 10 лет после финансового кризиса 2008 года. Международный валютный фонд, 2019.
Ноттебум, Тео и др. «Сбои и устойчивость глобальных контейнерных перевозок и портов: пандемия COVID-19 в сравнении с финансовым кризисом 2008–2009 годов». Морская экономика и логистика, вып. 23, нет. 2, 2021, стр. 179–210. Перекрестная ссылка, номер документа: 10.1057/s41278-020-00180-5.