Анализ фильма Мартина Скорсезе «Авиатор»
Говард Хьюз был эксцентричным человеком. Он принимал удивительные решения в бизнесе, обычно движимые ненасытной жаждой к совершенству. Он был агрессивен во всех своих действиях. Из-за этого с ним было очень трудно работать, потому что его цели и интересы превосходили все остальные жизненные соображения. Этот аспект его жизни делает фильм «Авиатор» очень интересным источником понимания организационного поведения. Хьюз всегда получал то, что хотел, независимо от затрат. С другой стороны, его эксцентричность, усугубленная обсессивно-компульсивным расстройством, лишила его возможности построить прочные личные отношения. В организационном поведении основным вопросом, представляющим интерес, является влияние взаимодействия между различными игроками на усилия по достижению организационных целей.
Краткое содержание фильма
«Авиатор» — биографический фильм о жизни Говарда Хьюза. Фильм концентрируется на жизни Хьюза с раннего детства и заканчивается ближе к концу его жизни. В первой сцене мама Говарда моет его. Эта сцена готовит почву для обсессивно-компульсивного расстройства Хьюза, которое ухудшается в дальнейшем в его жизни. Его мать говорит ему, что мир для него небезопасное место, потому что он полон микробов.
Следующая часть «Авиатора» посвящена производству фильма «Ангелы ада». Хьюз работает над этим фильмом в общей сложности четыре года. Первая постановка этого фильма будет готова к выпуску через два года, но Хьюз решает снять фильм заново, включив звук. В то время звук был новой концепцией в кино. В этой части фильма Ховард предстает опрометчивым человеком, но с навязчивой одержимостью достижением своих целей и идеалов. Он нанимает людей по своему желанию и принимает очень важные деловые решения, не задумываясь.
Одержимость Хьюза постановкой «Ангелов ада» прокладывает путь к его одержимости авиацией. Все начинается с желания разработать более совершенные самолеты для «Ангелов Ада», но быстро перерастает в желание войти в историю авиации. В одной из сцен инженер, работающий над новой моделью места, задумчиво стоит, пока Хьюз осматривает фюзеляж самолета на предмет гладкости заклепок. Хьюз проинструктировал, что все заклепки должны быть потайными, чтобы устранить любое сопротивление, когда самолет находится в воздухе.
Заключительная часть фильма посвящена растущему влиянию обсессивно-компульсивного расстройства Хьюза в сочетании с его попытками построить самолет «Геркулес». Он начал проект «Геркулес» в качестве военного подрядчика, но закончил его как личный проект после того, как потерял контракт. Фильм заканчивается тем, что Хьюз управляет деревянным самолетом «Геркулес», но при этом демонстрирует признаки рецидива депрессии.
Теории и приложения
Транзакционная теория стресса
Транзактная теория стресса связывает стресс с дисбалансом, вызванным внутренним и внешним давлением на человека (Колкитт, Лепин и Вессон 132). Именно процесс восстановления баланса и дал теории такое название. Наиболее распространенным типом стрессора для многих организаций является нехватка времени. В организациях, где время является решающим фактором, управление им является основной причиной стресса как для менеджеров, так и для работников.
В рецензируемом фильме время было основной причиной стресса для людей, работавших с Говардом Хьюзом. В одной из сцен один из его соратников явно шокирован, когда Хьюз сообщает, что хочет заново снять «Ангелов ада». Первая производственная партия заняла два года и стоила два миллиона долларов. Эта сумма уже была весьма значимой для киноиндустрии. Однако незадолго до выхода «Ангелов ада» Хьюз наткнулся на фильм, в котором был звук, и решил, что «Ангелы ада», должно быть, тоже звучали. Это означало, что фильм пришлось вернуться в производство еще за два года до его выхода. Это стало серьезным стрессом для соратников Хьюза.
Второй демонстрацией стресса, возникающего из-за нехватки времени, является производство самолета «Геркулес». Этот самолет должен был пойти в производство до окончания Второй мировой войны. Когда война закончилась, Хьюз потерял контракт с правительством и был вынужден достраивать самолет на свои собственные деньги.
Теория ожидания
Теория ожидания постулирует, что сотрудники направляют свои усилия на удовольствие, а не на боль (Колкуитт, Лепин и Вессон, 166). Другими словами, теория постулирует, что сотрудники направляют свои усилия на достижение приятных результатов.
Хьюз использовал разные тактики, чтобы мотивировать людей, работающих на него в рецензируемом фильме. В начале фильма Ной Дитрих приходит увидеть Хьюза на съемочной площадке «Ангелов ада». В ходе обсуждения Хьюз говорит, что удвоит зарплату Дитриху, но ожидает, что он будет работать в четыре раза усерднее. Затем Хьюз говорит, что благодаря этому соглашению он наймет Дитриха за половину его цены. Хьюз использует две тактики, чтобы мотивировать Дитриха. Сначала он предлагает удвоить ему зарплату. Во-вторых, он дает Дитриху задачу проверить свои управленческие способности. Эти два действия дают Дитриху надежду на приятное вознаграждение, связанное с работой на Хьюза.
Второй случай интереса к теории мотивации в фильме — это когда Хьюз работает над созданием самого быстрого самолета. Он идет в мастерскую, чтобы познакомиться с производственной командой, и его не устраивает использование торчащих заклепок на фюзеляже самолета. Он приказывает команде использовать заклепки с потайной головкой, чтобы сделать фюзеляж гладким. Его теория состоит в том, что заклепки увеличивают аэродинамическое сопротивление самолета. По его расчетам, гладкий фюзеляж помог бы увеличить скорость полета самолета. В этом случае Хьюз предъявляет повышенные требования к производственной команде, чтобы мотивировать их на достижение этой цели. Производственная группа знает, что им будет больно не соответствовать требованиям Хьюза. Поэтому они делают все возможное, чтобы дать Хьюзу желаемые результаты.
Теория справедливости
Теория справедливости утверждает, что работники мотивированы поддерживать справедливость на рабочем месте, если они чувствуют, что на рабочем месте к ним относятся справедливо. Сотрудники должны чувствовать, что они получают справедливое вознаграждение за свои усилия в контексте вознаграждений, предоставляемых другим сотрудникам и деловым партнерам. В случае с Говардом Хьюзом теория справедливости объясняет, почему он потерял ключевых сотрудников, несмотря на то, что предлагал им очень конкурентоспособную зарплату.
Одной из проблем, с которой сталкивается Дитрих, когда он начинает работать на Хьюза, является его недоверие к регулирующим органам и его склонность действовать за пределами закона. Дитрих продолжает напоминать Хьюзу, что они должны подать отчеты властям; в противном случае интересы Хьюза будут закрыты. Говард Хьюз не проявлял особого интереса к деловой этике всякий раз, когда она мешала его целям.
Хьюз также продемонстрировал, что он предан своим проектам и объектам своей страсти, а не обязательно людям. В фильме есть драматическая сцена, в которой Хьюз и его невеста спорят. Невеста — актриса Кэтрин Хепберн. Телефон звонит, пока они ссорятся, и Хьюз тут же уходит, чтобы ответить на звонок. Хепберн это возмущает. Она следует за ним в комнату и предлагает ему ответить на звонок.
После напряженного момента Хьюз постепенно берет трубку и говорит звонящему, что сейчас плохое время. Однако вскоре Хьюз погружается в дискуссию с звонившим, поскольку речь идет об отмене контракта с Геркулесом. Лицо Хепберн рушится, и становится ясно, что она слишком зла и разочарована, чтобы продолжать драться. Их отношения рухнули, потому что Хепберн не чувствовала, что Хьюз относился к ней справедливо.
Интегративная акушерская модель
В свете интегративной модели акушерства три теории, представленные выше, имеют несколько точек соприкосновения. Время было основным аспектом, рассмотренным при обсуждении стресса как фактора, влияющего на организационное поведение. Использование времени повлияло на эффективность деятельности компании Хьюза и способствовало повышению уровня стресса в различных командах, работающих на него. Понятно, что из-за низкого уважения Хьюза к профессиональной этике, особенно к финансовой ответственности, его коллеги испытывали повышенный стресс. С другой стороны, Хьюз справился с этой ситуацией, предложив своим сотрудникам достойную зарплату.
Производительность разных сотрудников во многом зависела от интересов Хьюза в любой момент. В то время как инженеры, работавшие на него, старались изо всех сил, согласно общепринятому мнению, Хьюз всегда предъявлял к инженерам более высокие требования к совершенству. Например, он был первым, кто построил самолет с потайными заклепками для уменьшения аэродинамического сопротивления. Он также был первым, кто построил большой самолет, способный нести батальон войск и необходимое оборудование для начала атаки. Хьюз добился этого, гарантируя, что его инженерам будут хорошо платить и что они будут мотивированы амбициозными целями, которые он перед ними ставил.
С другой стороны, Хьюз потерял соратников из-за своего капризного характера, когда дело доходило до принятия важных решений. Дитрих ушел из бизнес-империи Хьюза после спора. Частично спор заключался в том, что Хьюз хотел завысить цену одной из своих компаний перед ее продажей, чтобы собрать деньги на приобретение большего количества самолетов. Хьюз хотел, чтобы Дитрих вложил в этот план часть своих денег. Точно так же Хепберн ушла от Хьюза из-за его неспособности ценить их отношения. В этом отношении Хьюз запутался главным образом потому, что он мешал доверию, которое оказывали ему другие люди. Кроме того, он не стремился соблюдать деловую этику.
Выводы
Основные уроки, извлеченные из этого задания, заключаются в следующем. Во-первых, существует прямая связь между теорией и практикой организационного поведения (Колкитт, Лепин и Вессон 4). В рецензируемом фильме есть много аспектов, демонстрирующих влияние определенных моделей поведения на благополучие организации. Во-вторых, очевидно, что лидеры организаций играют решающую роль в деятельности организации. В данном случае убеждения Говарда Хьюза определили окончательный успех или провал проектов, которые он предпринял.
Основной вклад этого задания в понимание организационного поведения заключается в том, что организации динамичны. На организацию одновременно действуют разные силы и приводят к разным результатам. Влияние разных игроков различно. Однако все игроки вносят свой вклад в конечное состояние организации. Во-вторых, общий характер организации зависит от влияния наиболее влиятельных людей в этой организации.
Процитированная работа
Колкуитт, Джейсон, Джеффри Лепайн и Майкл Вессон. Организационное поведение: повышение производительности и приверженности на рабочем месте. Нью-Йорк: McGraw-Hill/Irwin, 2012. Печать.